Студопедия — ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ; ДОБРО И ЗЛО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ; ДОБРО И ЗЛО






Но с этой точки зрения природа будущего общества зависит исключительно от природы инстинкта, управляющего человеческой деятельностью. И прояснению природы этого инстинкта Фромм посвятил свои самые значительные рабо-


Фромм

==177

ты. Лоренц пытался показать, что природой этого инстинкта — как в людях, так и в животных — является агрессия. В «Анатомии человеческой деструктивности» (1973) Фромм принимает этот тезис, но в то же самое время пытается приспособить его к понятию человека, которое не сводило бы его к механизму, а признавало его индивидуальную автономию. С этой целью Фромм отличает «доброкачественную» агрессию, составляющую приспособление к биологическим условиям и, следовательно, стоящую на службе жизни, от «злокачественной», которая не служит приспособлению и направлена против жизни. Последняя не является защитой от угроз и продуктом биологической эволюции. Она исключительная характерная черта человека и наносит вред не только лицу, на которое она направлена, но и агрессору; и ее главные проявления — человекоубийство и жестокость — являются источником утонченных удовольствий сами по себе. Напротив, спортивный дух, энергичное самоутверждение, заставляющее человека стремиться без колебаний к своим целям, защитная реакция перед лицом опасностей, угрожающих его жизненно важным интересам, свобода, целостность личности и социальной группы составляют, по Фромму, главные аспекты доброкачественной агрессии, которая могла бы быть устранена лишь «биологической программой», не представляющей никакой опасности для свободы и целостности индивида.


==178

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

С другой стороны, злокачественная агрессивность находит наиболее значительное проявление в феноменах, господствующих не только над жизнью многих индивидов, но и большей части истории человеческого рода. Она принимает спонтанные формы в связанной с местью экстатической агрессивности, являющейся желанием вызвать в себе кратковременный экстаз посредством оргий, наркотиков или просто совершения актов жестокости; и формы, связанные с характером, которыми главным образом являются садизм и мазохизм. Но Фромм сводит все формы злокачественной агрессивности к некрофилии,понимаемой в самом общем смысле как страсть ко всему тому, что является мертвым, разложившимся или больным; страсть к разрушению ради удовольствия разрушать, «кромсать живые структуры»; или в более ослабленной форме как интерес, направленный на то, что является механическим, а не живым. Фромм видит типичные фигуры этой некрофилии в личностях Гитлера и Сталина, которые он пытается воссоздать на основе имеющихся в распоряжении документов и свидетельств.

Но как возможно преобладание этих извращенных страстей и формирование личностей, которые на них концентрируются, если в человеке не существует естественного злокачественного устремления? Ответ Фромма опирается на то, что предстает как наиболее важный резуль-


Фромм

==179

тат исследований, проведенных гуманитарными науками за последнее время: «человек — это единственное животное, для которого существование является неустранимой проблемой, которую должно решать». Это проблема возникает из ситуаций, в которых оказался человек в силу ослабления его инстинктов и развития его мозга: самосознание, разум, воображение разрушили гармонию, которая характеризует жизнь животных. Человек осознает себя как существо, отличное от природы и других существ, как неповторимую личность, имеющую собственную ценность; но будучи заброшенным в мир, ему не удается ни понять его, ни господствовать над ним; таким образом, он осознает собственное бессилие и собственную погибель. Поэтому он живет в фундаментальном противоречии, в постоянном конфликте непримиримых требований, из которых берут начало все его страсти. Этот конфликт в большей или меньшей степени разрешается или ослабляется «характером», который ему удается у себя сформировать и который является неустойчивым равновесием страстей, связывающих его с природным и человеческим миром. Но он всегда вынужден колебаться между любовью и ненавистью к жизни; и из этой ненависти рождаются его деструктивные страсти и скрытое или явное насилие, в котором они проявляются.


 

К оглавлению

==180

Н.Аббаньяно. Мудрость философии 3. БЫТЬ И ИМЕТЬ

В последних работах все более явным становится отрыв Фромма от всех теорий, стремящихся свести человека к безличной силе. «Иметь или Быть» (1976) уже в самом заглавии обнаруживает свой высокий духовный настрой. «Быть и иметь» — книга Габриэля Марселя, опубликованная в 1935 году, в которой он противопоставлял иметь как господству над вещами с людьми быть,являющееся самой человеческой субъективностью, отношением человека с самим собой, свободным и открытым тайне мира. В своей книге Фромм относит к категории иметь (являющейся в экономической области категорией частной собственности) как подавление, так и манию преследования и половые извращения, деспотизм политической власти, чувство озлобленности и зависти, лежащие в основе социальных конфликтов. Модальность же быть в качестве своих неотъемлемых свойств имеет независимость, свободу и наличие критического разума. Она проявляется в продуктивной деятельности, которая не является с необходимостью деятельностью художника и ученого, а характеризуется внутренне присущим ей удовлетворением, радостью активного и ответственного участия в плане, польза от которого очевидна для всех. Модальность быть является также по существу религиозной, потому что в ее основе лежит общее видение


Фромм

==181

мира, хотя и отбрасывающее догмы и устоявшиеся традиции. Фромм видит ее пророческие предначертания в буддизме и Ветхом Завете, в Евангелиях и у Маркса, Спинозы и Фрейда, у средневековых мистиков, Маймонида и Экхарта, и у доктора Швейцера.

Требования этих разнородных учений, а также других, связанных с современными научными и психологическими исследованиями, согласно Фромму, должны способствовать тому, чтобы некий человек построил новое общество. Интерес к окружающему миру и единение с ним, уважение к жизни и ее свободному развитию, контроль над желаниями, искренность, фантазия, самодисциплина, увлеченность и удовлетворенность собственным трудом — характерные черты нового человека. И кто может отрицать, что они являются дарами или желательными качествами, которые сделают жизнь прекраснее и счастливее? Но трудности начинаются тогда, когда речь идет о том, чтобы сделать их необходимыми свойствами, общими для всех членов общества, в то время как они принадлежат немногим индивидам, которые с трудом обретают их и которым никогда не удается соединить их в себе все.

Фромм скептически относится к попыткам и проектам, которые делались до сих пор для обновления общества; советский коммунизм и реформистский социализм Запада в одинаковой


==182

Η;. Аббаньяно. Мудрость философии

степени подвергаются им осуждению, которое, однако, не распространяется на раннее творчество Маркса и особенно на гуманизм его юношеских работ. Фромм также против того безраздельного эгалитаризма, который сегодня в моде и который он отождествляет с «грубым коммунизмом», осужденным уже Марксом. Новое общество, по Фромму, должно укреплять плюрализм инициатив и одновременно стремиться к планированию, благоприятствовать упорядоченному и выборочному росту производства и научному развитию, создавать удовлетворительные условия труда и давать индивидам безопасность, не уменьшая их независимости. Эти преобразования равнозначны новому типу экономической системы, «отличающейся, — пишет он, — как от современного капитализма, так и от социализма централизованного государства советского образца, а также занятой социальной благотворительностью тотальной бюрократии шведской модели».

Но вся беда в том, что «новый человек» и «новое общество» взаимообусловливают друг Друга: как индивиды не могут измениться без изменения общества, так и общество не может измениться без изменения индивидов. Тем более, что общество, о котором говорит Фромм, должно быть сообществом активных участников, которое одно может блокировать абсолютистские поползновения, неизбежные в любом обществе, стремящемся любой ценой реализовать счастье всех


Фромм

==183

своих членов. Фромм против тоталитаризма и бюрократии и требует создания «Высшего Культурного Совета», состоящего из представителей интеллектуальной и художественной élite* всех стран, назначение которого в том, чтобы давать советы правительству, политическим деятелям и гражданам по всем вопросам, требующим специальных знаний. В основе всякого изменения должна лежать победа над эгоизмом, забота по отношению к себе подобным и прежде всего по отношению к будущим поколениям.

В последнее время Фромм чувствовал себя пророком этого Града Бытия, в котором нашли выход гуманистические требования его философии, переставшей в ее последней фазе прибегать к какому бы то ни было инстинкту или к какой бы то ни было силе, детерминирующей человека. Таким образом, он осознал требование, возникающее, пусть даже среди всякого рода конфликтов и разногласий, не только из культуры, но и из самой жизни современного общества, — требование спасти в человеке не инстинкт, а свободу и сделать возможным для каждого реализацию собственной индивидуальности в сообществе, которое бы положило конец разрушению и ненависти.

Со всей ясностью эти вопросы возникают в работах, составивших посмертный сборник «Неповиновение и другие очерки», где признается даже важность повиновения, когда последнее


 

==184

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

воздает дань разуму, самосознанию или также личности, наделенной разумным авторитетом, как учитель по отношению к ученику. Более широкое понимание гуманизма — вторая тема этих работ, потому что Фромм признает действенность исторического гуманизма как идеи, направляющей Западную цивилизацию, идеи, которую Гете выразил словами: «Люди носят в себе не только собственную индивидуальность, но и все человечество со всеми его возможностями». И именно эту идею Фромм видит представленной даже в том, что Фрейд и Маркс сказали о человеке как существе, которое носит в себе все многочисленные последствия своей человеческой природы и должно выявить и сохранить их.

В каждом аспекте человека Фромм видел двойственность побудительных мотивов и сил, делающих из человеческой природы область постоянного конфликта. Агрессивность, о которой он говорит, может быть направлена как на насилие, так и на любовь. Инстинкт может быть эгоизмом и альтруизмом. Наличие «человеческой природы» в человеке может вести к гармонии или к раздору, к миру или к войне. Но этот сгусток противоположных возможностей может быть отнесен не к простым и элементарным силам, подобным тем, к которым апеллировал Фромм, следуя Фрейду и Марксу, а скорее к действительной неопределенности человека, выборы которого остаются свободными даже тогда, когда их


Фромм

==185

постоянное однообразие в том или ином смысле позволяет говорить об абстрактных силах, подобных агрессивности или инстинкту.

Сам Фромм в последних работах, возможно, питал некоторое сомнение относительно целесообразности субстантивации в изначальных и постоянных силах некоторых повторяющихся форм выбора и деятельности человека. Радиочтения, опубликованные посмертно (Фромм умер в 1980 г.), показывают при простоте и легкости разговорного языка неизменность теоретических основоположений, вдохновлявших этого автора на протяжении всей его жизни («Любовь к жизни»). В этих чтениях Фромм повторил свои обвинения против современной цивилизации ввиду преобладания техники, которая сковывает индивидуальную творческую деятельность человека. Но он превозносит эту деятельность, как если бы она была столь свободной, что не имела никакого содержания, столь творческой, что рождалась из ничего и направлялась на цели, о которых можно лишь мечтать или пророчествовать. И именно в этом состоит ограниченность гуманизма Фромма. Конкретная жизнь при множестве ее аспектов, ограничений, потребностей, встреч с другими и, следовательно, при всех условиях и рамках, в которых она бьется и в которых пытается обрести равновесие и спокойствие, кажется Фромму источником всех зол и отрицанием истинной свободы. Но какую бы ценность имела


==186

Η;. Аббаньяно. Мудрость философии

та истина, которую ищет разум, если бы истинное спасение человека состояло в мечте или в профетической утопии? В основе анализе, часто проницательного и убедительного, который провел Фромм в своих книгах и оживил в этих радиочтениях, лежит постоянная ностальгия по человеческому положению, лишенному конкретных детерминации и простирающемуся в своей свободе от ничто к ничто. По Фромму, человек — это поистине бесплотный ангел, который неохотно воплощается в человеческих индивидах, таких, каковы они есть, но который не нуждается также и в Боге, чтобы вновь развоплотиться.


 

==187

00.htm - glava13







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 182. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия