К оглавлению. Η. Аббанъяно. Мудрость философии
==150 Η;. Аббанъяно. Мудрость философии Существование других людей является таковым, потому что оно не мое; и сами они в моем существовании могут видеть лишь не их существование. Следовательно, другие люди являются для меня лишь «вещами», потому что они не существуют на равных со мной; и, в свою очередь, я являюсь для них лишь вещью. Любовь завершается крахом, потому что каждый из двух partners* хочет быть для другого целым миром, и тогда конфликт неизбежен; или, если один из них отказывается от этой претензии, то, с одной стороны, рождается мазохизм, а с другой — садизм. Сама смерть не составляет для человека никакой границы или исхода: она факт, как и рождение; и, подобно рождению, она абсурдный факт. 2. НИЧТОЖНОСТЬ ПРОЕКТОВ И все же, согласно Сартру, несмотря на всю абсурдность и ничтожность, которые его наполняют., человеческое существование является беспрерывным проектированием, не ограниченным и частичным, а тотальным проектированием, вовлекающим весь мир, в котором каждый человек хотел бы жить. Каждый человек проектирует по-своему свою жизнь и, следовательно, мир и ответственен за этот проект, потому что выбирает его с помощью собственной абсолютной, безграничной или необусловленной свободы. Но абсолютная Сартр ==151 свобода этого выбора заставляет впадать Сартра в неразрешимую антиномию. С одной стороны, он утверждает, что все, что случается с человеком в жизни, входит в его фундаментальный проект и что даже превратности судьбы и непредвиденные события приходят к нему не извне, а входят в этот проект. И таким образом, казалось бы, человек поистине является творцом собственной судьбы. Но с другой стороны, он говорит, что всякий человеческий проект, будучи ограниченным отдельно взятым сознанием, наталкивается на реальность и, следовательно, обречен на неудачу. И таким образом, человек — это неудавшийся творец. Эта неизбежная судьба делает равнозначными все виды человеческой деятельности, так что в сущности одно и то же — пьянствовать в одиночестве и вести за собой народы. «Если один из этих видов деятельности выше другого, — писал Сартр, — то не по причине его реальной цели, а по достигнутому осознанию его идеальной цели; и в этом случае апатия одинокого пьяницы выше пустопорожней агитации предводителя народов». 3. ПОЛИТИКА И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ И все же вторая часть жизни Сартра была посвящена как раз искусству верховодить народами, т. е. политике. Начиная с конца мировой войны и вплоть до смерти, его интерес перемеща-
==152 Η. Аббаньяно. Мудрость философии ется с рассмотрения человеческого существования вообще, которое одинаково во все времена, на рассмотрение исторического существования человека, вовлеченного в специфические проблемы нашего времени. Межнациональная и классовая борьба, идеологическое и практическое противостояние между капитализмом и коммунизмом, социальная роль литературы и искусства и вытекающая из нее ангажированность, защита свободы от покушений, которым она подвергается как в капиталистическом, так и в коммунистическом мире, — вот причины, побудившие Сартра рассматривать человеческое существование как помещенное безраздельно в историю и подверженное всем ее перипетиям. С учетом этой новой точки зрения и благодаря быстрой смене событий, которые непрерывно держали в бодрствующем состоянии полемический дух Сартра, термины его философии претерпели изменения. Реальность, на которую наталкивается человек в своей потребности самостоятельного проектирования, специфицируется как социальная реальность, посредством инерции своих институтов ограничивающая или делающая невозможным это проектирование. Тогда подлинное существование становится борьбой против всякого типа или формы социального порядка в тех пределах, в которых он парализует свободу индивидов. Но кто ведет эту борьбу? Согласно Сартру, сами индивиды, но постольку, Сартр ==153 поскольку в них проявляется и действует Диалектический Разум, Разум, который руководит историей и господствует над ней, объединяя попытки сделать из исторического мира абсолютную тотальность. Сартр представил эту точку зрения в «Критике диалектического разума» (1960) как по существу тождественную историческому материализму Маркса. На самом же деле в ней отсутствует центральный мотив марксизма — решающая роль, которую играют в процессе развития истории отношения труда и производства и, стало быть, развитие экономики. Тотализирующий Диалектический разум, который Сартр считает движущей силой истории, — это новый термин для обозначения того желания быть (быть Всем), которое уже в «Бытии и ничто» Сартр рассматривал в качестве самого существования человека. В мире истории человек также стремится быть Богом, отождествиться с процессом, в котором история реализуется как Тотальность. И все же этот процесс никогда не будет иметь конца, и человек не участвует в нем не как индивид, не как класс, а как группа, которая свободно формируется на основе клятвы, консолидируется террором и отчуждает свой суверенитет в пользу харизматического вождя, чтобы избежать всякого другого отчуждения. По отношению к тотальности истории, находящейся по ==154 Η. Аббаньяно. Мудрость философии ту сторону, в будущем, группа составляет подготовку или пророческое провозвестие: если эта тотальность — Бог, с которым человек желает отождествиться, группа — один из множества богов, политеизм, предвещающий и подготавливающий окончательный монотеизм. Человек — это всегда неудавшийся Бог, но он может реализоваться в группе как временное божество.
|