Студопедия — АВТОНОМИЯ РАЗУМА И ПРАВА ВЕРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АВТОНОМИЯ РАЗУМА И ПРАВА ВЕРЫ






(Маритэн)

1. АКТУАЛЬНОСТЬ МАРИТЭНА

Жан Маритэн после своей смерти (1973), кажется, жив больше, чем когда-либо. Уже в 1975 году в Брешии состоялась франко-итальянская встреча по изучению его наследия. В 1982 году по случаю столетия со дня его рождения Католический Университет организовал научное заседание, в котором приняли участие ученые различных стран. И знаменательно, что по случаю этого заседания Иоанн Павел II направил ректору Католического Университета послание, которое было наброском философского облика Маритэна и весьма позитивной оценкой его мысли.

Так, Иоанн Павел II в своем послании указал на темы, которые вдохновляли исследования Маритэна: примат духовного, утверждение прав личности, истинная природа общего блага, кото-


 

К оглавлению

==200

Η. Аббаньяно. Мудрость философии

рое в качестве конечной цели имеет благо личности; поиск действенных средств, соответствующих человеческому достоинству. Несомненно, это те темы, над которыми сегодня трудится позитивная светская философия, т. е. философия, которая не ограничивается деструктивной критикой современного общества или ожиданием апокалипсиса. Разве что Маритэн выбрал в качестве постоянной точки отсчета для разработки этих тем философию Святого Фомы, который своим твердым реализмом давал ему надежную опору против всех отрицаний и невоздержанностей.

2. ТОМИЗМ КАК «КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ»

Однако ориентироваться на томизм подталкивала Маритэна не только твердая религиозная вера. Свидетельством его религиозной веры были некоторые важные факты его жизни. В течение двух лет он был французским послом в Ватикане; при закрытии Второго Ватиканского Собора в 1965 году Павел VI передал ему послание, направленное Советом интеллектуалам всего мира. Но с другой стороны, учение Святого Фомы перестало быть в своей целостности единственной философией, допускаемой католической церковью. В последние десятилетия самые различные направления современной светской философии нашли прием или частичное, или по крайней ме-


Маритэн

==201

ре скрытое признание в области теологии, проповедуемой в католических институтах. Политическая философия, подобная философии Маркса, основывающаяся на непримиримом атеизме, также обрела своих последователей среди католических философов, которые иногда истолковывали ее в качестве пропедевтики для нового представления о Боге — уже больше не Трансцендентности, а Силе, действующей в природе и в истории и стремящейся к тому, чтобы вести современный мир к его последнему совершенству.

И все же ссылки на Святого Фому или на некоторые основополагающие пункты его учения часто служили и до сих пор еще служат помехой для теологических вывертов или ограничением их негативных последствий в отношении религиозной веры. Тому, чтобы сделать эту ссылку более действенной, способствовали прежде всего католические мыслители, которые видели в томизме не антитезу современной философии, а способ понять и оценить ее, постигая ее основные уроки. И действительно, Маритэна можно считать лучшим посредником, которого католическая философия имела с современной светской философией. Он не стремился лишить разум, занимающийся философским исследованием, ни одного из его прав и в то же самое время защищал права веры. Он отказался признать в человеческой субъективности творческое начало (т. е. отрицал идеализм) и принял реализм, присущий


 

==202

Η. Аббаньяно. Мудрость философии

большей части современной философии. И именно в этом совпадении он видел один из основных уроков Святого Фомы. «Критическим реализмом» Маритэн называл учение, признающее в качестве точки отправления достоверного познания явление человеческому познанию объективной реальности, истоком которой является Бог. Во «Введении в философию» (1921) Маритэн наметил задачи философии, которая опирается на этот принцип, и определил саму философию как «научное познание, которое посредством естественного света разума рассматривает первые причины или самые последние основания всякой вещи». В этом смысле философия, поскольку она независима от всякого внешнего авторитета или поводыря, обретает свой предмет как раз в исследуемом объекте, т. е. в порядке, который сама реальность получила от своего Творца. И в этом порядке обретает также свой корень и свою направленность та мудрость жизни, которая стимулирует философию в человеке.

Поэтому Святой Фома и Аристотель (которым вдохновлялся Святой Фома), согласно Маритэну, учителя философов, идеи которых не померкнут до тех пор, пока человек будет хотеть строить на твердых основах не только свое познание, но всю свою духовную жизнь. И с этой точки зрения томизм не закрытая система, которую следует либо принять, либо оставить, а по своей сути открытая и не имеющая границ мудрость, кото-


Маритэн

==203

рая может смело идти навстречу любой новой проблеме, встающей перед человеком в области познания или жизни. Он не противостоит науке; но, со своей стороны, наука со всем ее прогрессом и новациями не может ему противоречить, потому что она исходит из превентивного признания реальности своих субъектов*: признания, каковым как раз и является томистский реализм.

3. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ гуманизм

Маритэн использовал эти посылки во всех областях человеческой деятельности. В воспитании он предостерегал от опасности сведения его к механическому натаскиванию или заучиванию наштампованных формул. В морали он призывал учитывать природу и специфические черты человека и его отношения с Богом, который один может дать нормам этой самой морали надежную основу. Его поучение оказалось наиболее плодотворным прежде всего в области политики. Уже в книге, вышедшей в 1936 году, которая носила примечательное заглавие «Интегральный гуманизм», Маритэн разоблачает три возможных заблуждения, в которые можно впасть в том, что касается отношения между политическим и духовным миром. Первое заблуждение состоит в том, что из мира и земного Града делают царство Сатаны, т. е. беспорядка и зла. Второе — в


==204

Η;. Аббанъяно. Мудрость философии

том, что от мира и земного Града требуют реализации Царства Божьего, что является целью марксистского мессианизма. Третье — в том, что в мире и земном Граде видят лишь царство человека и природы без всякого отношения как с Богом, так и с Дьяволом. По Маритэну, задача христианина состоит в том, чтобы сделать из этого мира место истинно человеческой земной жизни, т. е. еще полное слабостей, но и полное любви, в котором социальные структуры имеют в качестве меры справедливость, достоинство личности и братскую любовь.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 187. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия