I. Вводная тема
Педагогические взгляды и деятельность И. И. бечкого
14 лет, продолжая заниматься различными ремеслами, дети должны были учиться считать, писать, рисовать, знакомиться с элементами географии. На этом их образование должно было завершаться. Однако замыслы И.И. Бецкого расходились с реальностью. В отчете о состоянии дел в Московском воспитательном доме в 1755 г. он писал, что ни одна из воспитательно-образовательных задач здесь не решалась опять же из-за крайней некомпетентности и корыстолюбия воспитателей и мастеров. Не лучше обстояло дело и в училище для мальчиков при Академии художеств. Согласно уставу в училище было три класса по три года обучения в каждом. Здесь обучали русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, истории, географии, мифологии. Окончившие училище, выдержав экзамен, поступали в Академию художеств или занимались практической деятельностью по своей специальности. В 1772 г., посетив училище, И.И. Бецкой с разочарованием писал о том, что не нашел здесь духа высокого просвещения. Подобным же образом характеризовалась им деятельность училища при Академии наук и преобразованного им на основе новых педагогических идей Сухопутного шляхетского корпуса. Широкий круг общеобразовательных дисциплин не способствовал нравственному развитию воспитанников, методика «вести детей играя и с приятностью», как он ее называл, не приводила к должной образованности, и вся его гуманная теория воспитания на практике оказалась несостоятельной. Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу, каждый дворянин мог своих дочерей отдавать для воспитания в это учреждение. Собственно название «Общество благородных девиц» было закреплено за одной половиной этого воспитательного учреждения — Николаевской половиной. Вторая его половина носила название Александровского училища. На Николаевскую половину принимали дочерей потомственных дворян, имеющих чин не ниже полковника или статского советника, а на Александровскую — дочерей мелкопоместных дворян от чина штабс-капитана, титулярного советника до полковника, коллежского советника, а также дочерей священнослужителей, внесенных в третью часть дворянской книги. Здесь также имелось училище для малолетних девочек мещанского сословия, где готовили будущих учительниц и воспитательниц (1765). Принципы сословности и замкнутости воспитания соблюдались здесь очень строго. Ученицы-дворянки были объединены в возрастные группы-классы, носившие свою форму одежды как знак отличия. Девочки младшего возраста (5—9 лет) носили платья коричневого цвета, их называли «кофейницами»; девочки подросткового возраста (9—12 лет) одевались в голубые платья, с 12—15 лет — в серые, а в 15—18 лет на занятия ходили в зеленых, на балы — в белых платьях. Прием в первый возрастной класс должен был проводиться, по первоначальному замыслу, один раз в три года. В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать свою дочь домой. Содержание обучения было разработано с учетом педагогических новаций того времени и включало изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, рисованию. На практике серьезно изучались лишь языки французский и немецкий. Важной задачей воспитателей было приучение воспитанниц к чтению прежде всего назидательных французских романов, что должно было пробуждать любовь к трудолюбию, источнику всякого добра, воспитывать сострадание к бедным. С целью эстетического развития в Смольном институте в 1770-е гг. функционировал любительский театр,где ставились пьесы известных русских драматургов, например АП. Сумарокова. Мещанское отделение при Смольном институте стало родоначальником в России подготовки учительниц. Здесь готовили преподавательниц как для самого института, так и домашних учительниц-воспитательниц. С 90-х гг. XVIII в. некоторые девушки дворянского сословия также стали обучаться на этом отделении. Подготовка «дам-преподавательниц» и воспитательниц для России екатерининской эпохи весьма значима, поскольку в то время господствовали частные пансионы, где преподавали иностранки, не имевшие педагогического образования, зачастую обучая лишь языку, манерам и танцам. Просветительские взгляды на воспитание и обучение детей высказывали не только сторонники и исполнители идей императрицы, но и ее оппоненты и противники. Довольно умеренным критиком образовательной политики Екатерины II был Николай Иванович Новиков (17'44—1818). По харак- Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в. теристике Екатерины II, он был «человек умный и опасный», которого она без суда и следствия заключила в Шлиссельбургскую крепость.
Н.И. Новиков был скорее социальным мыслителем, издателем, просветителем, нежели педагогом. Как издатель он опубликовал переводы трудов Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера и других французских просветителей. Как философа его привлекала проблема человека и его нравственного формирования. Сам он полагал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование. Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству, патриотов, борцов против «рабского состояния» была центральной в воспитательной программе Н.И. Новикова. Будучи по своему мировоззрению просветителем европейского типа, он полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, станут трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Поэтому воспитание юношества — необходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя. Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал тогдашнюю систему дворянского воспитания: домашнее воспитание, доверенное зачастую случайным людям; воспитание и обучение за границей, где молодые люди предаются больше веселью^ праздному времяпрепровождению, чем наукам; воспитание в закрытых учреждениях, оторванное от реальной жизни, — все это, по его мнению, не было воспитанием в подлинном смысле этого слова. Свои педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил наиболее полно в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Воспитание, по его мнению, должно включать в себя три основные части: физическое воспитание, осуществляемое с целью достижения телесного здоровья детей; нравственное, без которого ни один человек не может быть
Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого внутренне счастлив, душевен с близкими, в полной мере не станет хорошим гражданином, а также образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей. Воспитание в закрытых учебных заведениях Н.И. Новиков считал неправильным и отдавал предпочтение общественному воспитанию и собственно школьному образованию, которые могут значительно лучше подготавливать подрастающее поколение к жизни и деятельности в обществе. Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил семейному воспитанию и разумно организованному домашнему образованию. Семью он называл в числе важнейших факторов формирования человеческой личности. В этом плане он был противником идеи Екатерины II, предполагавшей изоляцию детей от родителей. Положительный пример родителей рассматривался им как определяющее средство воспитания, правда, таких примеров в то время было совсем немного. Н.И. Новиков прекрасно понимал, что указы, педагогические трактаты, как бы они хороши ни были, не дадут положительного эффекта, если не будет для реализации их идей профессионально подготовленных учителей. По его убеждению, нужно не только специально готовить учителей, но и создавать условия для достойной их жизни. Настоящий учитель-воспитатель должен быть нравственной личностью, образцом для воспитанников во всех отношениях, занимая соответствующее место в обществе. Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были воплощены в документах школьной реформы 1782—1786 гг. В этот период своего царствования она во многом пересмотрела свою просветительскую позицию и сделала акцент на создании школ для мещан в губернских и уездных городах по всей Российской империи. К идее воспитания «новой породы» людей она в это время уже не возвращалась. Для подготовки школьной реформы была создана Комис-i ия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадов-i ким. План реформы и сопутствующие ему материалы были i подготовлены Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1741— 1814) — австрийским педагогом, православным, сербом по национальности, приглашенным в Россию по рекомендации австрийского императора Иосифа П. Ф.И. Янкович в этой комиссии играл главную роль. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и
государственным деятелям познакомиться с западноевропейской организацией школьного дела.
В 1786 г. комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной реформы — «Устав народным училищам в Российской империи». По всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться на-, роднь1е-..улилища.двух лилов; в губернских городах — главные народ-" ные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах — малые народные училища со сроком обучения 2 года. По «Уставу»*во всех училищах рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися. Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис вместе со священной историей. Главные училища предполагалось создавать из че-: тырех классов. Содержание обучения первых двух классов соответствовало содержанию обучения в малых училищах; в двух старших классах главных училищ школьники должны были изучать русскую грамматику, начала всеобщей исто- j рии, географию, физику, механику, геометрию. После окон-! чания главного училища можно было продолжить обучение в университете, для чего в старших классах главных народ- I ных училищ дополнительно обучали латинскому и еще одному иностранному языку, преимущественно немецкому. I В малых училищах обучение вели два учителя, а в главных — I шесть. Содержание народных училищ было возложено на | местные власти. Комиссия издала также «Правила для учащихся в народных j училищах» (1783), дополнявшие «Устав» четким перечнем обя- j занностей школьников. На основании этих правил прием в учи-! лища осуществлялся два раза в год — летом и зимой. Зимой учились с 8 до 11 часов утра и после обеда с 2 до 6 часов дня, а летом — с7до10ис2до5 часов дня. Занятия начинались молитвой, обучение было совместным для мальчиков и дево- j чек, хотя сидели они порознь. Учитель должен был следить за j тем, чтобы мальчики и девочки вместе из школы не выходили. Телесные наказания запрещались. Подробно расписаны были и правила поведения вне школы и дома, основанные на тради-
Чедагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого ции русского православного воспитания и правилах хорошего тона, принятого в светском обществе того времени. В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса» известного силезско-австрийского педагога И.И. Фельбигера, адаптированное к русским условиям Ф.И. Янковичем. «Руководство» разъясняло смысл и принципы организации классно-урочной системы обучения, которая ранее российскими учителями не практиковалась. «Руководство» считалось официальным, т.е. обязательным к исполнению, дидактикой. Оно состояло из четырех частей. Первая часть была посвящена методике работы с классом. Учителя обязаны были заниматься со всем классом, а не учить каждого поодиночке. Рекомендовалось в качестве одного из методов преподавания выполнять серию упражнений с постепенным наращиванием трудности и ростом самостоятельности учащихся в их выполнении; излагалась методика опроса и т.д. Вторая часть содержала отдельные методики преподаваемых в народном училище предметов; третья — характеризовала личность учителя и его профессиональные качества; в четвертой части речь игла об организации всей школьной жизни, строго регламентировалась вся деятельность учителя. Главным методом обучения считалось совокупное наставление и совокупное чтение, т.е. работа учителя со всеми детьми одновременно: один — читает или отвечает, а остальные его слушают. При этом рекомендовалось прочитывать одну статью по 10—15 раз, до тех пор, пока дети сами не будут хорошо ее читать и правильно отвечать на вопросы. Пример по арифметике учитель должен был сначала сам решить на доске, затем по этому образцу лучший ученик решал опять же на доске следующий пример, и только после этого образец решения диктовался всем ученикам. Таким образом складывалось деление учеников на классы, что, по существу, являлось новой для России организацией школьного обучения, поскольку ранее каждый ученик работал индивидуально по заданию учителя. При обучении чтению рекомендовалось использовать изображение слов через начальные буквы, когда текст учился не только целиком, но и по первым буквам отдельных слов. Учителям давались советы по составлению таблиц с кратким изложением содержания книги или ее плана; особо рекомендовались «вопрошения», т.е. вопросы учителя ко всему классу для проверки понимания учащимися изучаемого материала и качала беседы — объяснения. Большое внимание в «Руководстве» уделялось личности чителя, тем добродетелям, которыми он должен был обла- 272 r"asa 9- школа и педагогическая мысль в России в xviii в. дать для работы с детьми: миролюбием и порядочностью, постоянной бодростью духа и тела, верноподданическим отношением к самодержавному строю, верностью своему сословию, христианской добродетельностью, телесным здоровьем и трудолюбием. Народные училища, открывавшиеся в эпоху Екатерины II, явились новым для России типом учебных заведений, предназначенных для детей разночинного населения. Для этих училищ потребовались и новые учебные книги. Основным пособием стала уже упоминавшаяся ранее книга «О должностях человека и гражданина» (1783), изданная в двух вариантах: для учащихся и для учителей, где содержались методические рекомендации, а по сути — перечень вопросов, которые учитель должен задавать детям. Учебник был разделен на четыре части. Во введении к нему цель воспитания определялась как достижение человеком благополучия, которое возможно лишь при верноподданническом отношении к государственному устройству, верности своему сословию, христианской добродетельности, телесном здоровье и трудолюбии. В первой части раскрывались особенности внутреннего мира человека и были выделены разделы о душе, памяти, воле, разуме и т.д. В этой части книги разъяснялись также обязанности человека перед Богом, перед ближним и перед самим собой. Во второй части речь велась о физическом воспитании, говоря словами учебника, «попечении о теле». Учащимся давались подробные рекомендации относительно гигиены, лечения простых болезней и по уходу за больными, разъяснялись причины заболеваний и т.п. В третьей части учителю давались рекомендации, как ориентировать учеников на реалии внешнего мира, как вводить их в круг общественных обязанностей добропорядочного подданного. В четвертой части содержались сведения по домоводству, о науках, искусствах, промыслах и ремеслах, что позволяло подготавливать школьников к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Были составлены и другие учебники для народных училищ. Впервые для школы был написан учебник по естествознанию — «Начертание естественной истории» (1786), которым пользовались в школах до 1828 г. Автор учебника, известный путешественник и естествоиспытатель академик В.Ф. Зуев (1754—1794), опирался на принцип научности и доступности изложения материала. К учебнику прилагался зоологический атлас, которым учителя пользовались как наглядным пособи- Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого ем. Впервые на русском языке в нем методически грамотно и наглядно раскрывалась эволюционная теория, охватывая вопросы геологии, ботаники и зоологии. Профессором Московского университета Е.Б. Сырейщико-вым (ум. 1790) для народных училищ была написана «Краткая Российская грамматика» (1787). В предисловии к учебнику автор изложил дидактические и методические рекомендации, в основу которых были положены принципы последовательности и связи изучаемого материала с жизнью. Учителям советовалось не побуждать детей к зазубриванию, а, используя яркие примеры, разъяснять трудные места, добиваться усвоения изученного материала путем повторения. Известный российский математик и физик, племянник М.В. Ломоносова, М.Е. Головин (1756—1790), преподаватель Петербургского главного народного училища, создал для народных училищ учебные пособия по арифметике, геометрии, механике, физике, сопроводив их методическими рекомендациями и наглядными пособиями. В «Кратком руководстве к геометрии» (1786) давались методические рекомендации не только учителям, но и учащимся. Советы автора учащимся свидетельствовали о его стремлении учитывать возрастные особенности детей и опираться на принцип наглядности. При изучении всех предметов обращалось внимание на их прикладное значение. Например, при обучении грамматике выделялось умение сочинять письма, составлять расписки, счета; при изучении природы обращалось внимание на знания, которые могут принести пользу человеку, его здоровью, питанию, торговле; при рисовании — то, что нужно для рукоделия и ремесел. По плану Ф.И. Янковича вновь открываемые училища должны были содержать местные власти, подбирать помещения, приглашать и готовить учителей, давать средства. Однако на самом деле почти ничего этого сделано не было, из государственной казны денег не поступило, катастрофически не хватало учителей: на всю Россию была открыта только одна учительская семинария при Главном народном училище в Санкт-Петербурге (1783), а другие главные училища с задачей подготовки учителей для малых училищ просто не справлялись. В 1786 г. учительская семинария выделилась из состава Главного народного училища и стала первым в России педагогическим учебным заведением, выпустившим из своих стен к концу XVIII в. более 400 учителей народных училищ. Контроль за деятельностью семинарии осуществляла сама Екатерина II. Количество народных училищ в России было, в общем, небольшим: к концу века насчитывалось всего 288 таких учеб-
274 Глава 9- ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в. ных заведений, в которых обучалось немногим более 20 тысяч детей, девочки составляли лишь десятую часть всех школьников. При этом не должно вводить в заблуждение название «народные» училища, поскольку подавляющее большинство детей были лишены возможности обучаться в этих государственных, по западноевропейскому образцу организованных, школах. Учились здесь преимущественно дети дворянского сословия, духовенства и части купечества. В целом попытки Екатерины II организовать просвещение народа не удались прежде всего потому, что она пыталась механически перенести н.. отечественную почву чуждый России австрийский образец без учета потребностей и возможностей своей страны. Проектируемый план народного образования осуществлялся лишь частично, и собственно народного просвещения так и не началось. Как главные, так и малые училища с большим трудом открывались почти исключительно в городах. Сельское, крестьянское население оказалось практически вне системы просвещения. Мало того, в ходе реформ часто упразднялись как негодные старые школы, которые в течение столетий кое-как давали элементарные знания детям из простого народа. Подобное положение дел не могло не вызвать резкой оппозиции государственной образовательной политике. Наиболее ярким ее представителем в конце XVIII в. был Александр Николаевич Радищев (1749—1802). Он не был профессиональным педагогом, но, как просветитель крайнего революционного направления, обращал серьезное внимание на задачи и пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России. А.Н. Радищев требовал широкого и полноценного образования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как «истинные сыны отечества» должны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те и другие должны получать соответствующее воспитание и образование. Его педагогические идеи не получили отражения в каком-либо специальном трактате, они рассеяны по таким его произведениям, как «Слово о Ломоносове», «Вольность», главы в «Путешествии из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын отечества» и «Рассуждение о труде и праздности». Печатное слово было его единственным средством борьбы против империи, тем не менее Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева». А.Н. Радищев был человек эпохи, шедшей на смену веку Просвещения. Его цель — не исправление мира и его нравов средствами просвещения, а ниспровержение строя, где ца-
рит социальная несправедливость. Поэтому, с его точки зрения, требуется не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к переустройству общества на основе идеала справедливости.
Однако в общем следует признать, что в XVIII в. в России была предпринята попытка создать сеть учебных заведений — малых и главных народных училищ — с едиными учебными планами, классно-урочной формой организации обучения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едиными учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т.д. Все это послужило основой для создания в XIX в. централизованной государственной системы образования. Вместе с тем мыслителями XVIII в. был высказан ряд идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего Отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX в. Рекомендуемая литература Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова / Под ред. Н.К. Гончарова. М., 1961. Воронов А. С. Янкович де Мириево. Из жизни народной школы конца XVIII в. Спб., 1858. Демков М.И. История русской педагогики. 3-е изд. М., 1913. Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий. М., 1967. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1973. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Т. 5. М., 1989. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра П. М., 1910. Латышииа Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X — начало XX в.): Учеб. пособие. М., 1998. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991. Майков П.М. Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии. Спб., 1904. Предисловие
Практикум по истории представляет собой комплекс учебных заданий, которые призваны развить у студента навыки, компетенции, научное мышление. Выполнение заданий практикума способствует овладению студентами научным подходом к решению проблем, когда, руководствуясь фундаментальными теоретическими положениями и опираясь на известные сведения фактического характера можно решить некую задачу, а именно: самостоятельно увидеть проблему (поставить эту задачу) создать алгоритм (программу) исследования: выдвинуть гипотез осуществить ее проверку, для чего: определить, какую дополнительную информацию необходимо найти самостоятельно эту информацию найти и проанализировать и на основе этого анализа; самостоятельно проблему решить, сформулировать и обосновать (доказать) выводы. Одновременно научный подход означает умение охватить материал концептуально, найти причинно-следственные, структурно-функциональ-ные и другие связи, увязывающие отдельные факты в логически цельную картину. Задания, размещенные в практикуме, призваны решить следующие учебные цели: научиться решать проблемные задачи исторического характера, анализировать и моделировать исторические процессы и исторические ситуации; применять полученные знания для последующего изучения других социальных наук (социология, политология, культурология, экономика и др.), а так же для анализа актуальных (современных) проблем; закрепить полученный на лекциях и в ходе самостоятельной работы с литературой материал, систематизировать знания об истории и, в конечном счете, подготовится к экзамену. Подавляющее большинство заданий практикума базируется на материалах российской истории, т.к. именно изучение истории родной страны является доминантой данного курса Практикум состоит из двух частей. Первая часть содержит три варианта заданий по каждой теме курса «История». Их выполнение предусматривает несколько этапов. В самих заданиях уже даны некие исходные данные, которые необходимо дополнить в ходе самостоятельного поиска. Для этого необходимо ознакомиться с содержанием учебника по соответствующей теме, воспользоваться материалами лекции. В результате формируется общее представление о том или ином периоде Отечественной истории, его основных процессах и событиях, о противоречиях и связанных с ними исторических ситуациях. Для более углубленного изучения материала необходимо воспользоваться научной литературой. Вторая часть практикума – «Исследовательскиепроекты» - содержит темы для небольших самостоятельных научных исследований. Их цель - более глубокое изучение ключевых тем курса истории, а также формирование у студентов навыков исследовательской работы. Элементами исследовательской работы является изучение широкого круга литературы по какой-либо проблеме, сопоставление различных точек зрения, высказывание и аргументирование собственной точки зрения. Выполнение исследовательского проекта способствует формированию у студентов навыков и компетенций. Подготовка к выполнению заданий предусматривает несколько этапов. По согласованию с преподавателем студент может выбрать тему. Ознакомившись с рекомендованной литературой, составляет план проекта и уточняет его с преподавателем. После уточнения плана студент выполняет исследовательский проект (объем – 10-15 страниц печатного текста) с соблюдением правил оформления научно-справочного аппарата (наличие плана, выделение в тексте разделов плана, обязательные ссылки в тексте на использованные источники информации в виде сносок и список использованной для написания работы литературы). Кроме того, в процессе выполнения исследовательского проекта студент должен привлечь дополнительно от 2 до 5 изданий по теме помимо указанной литературы. Выполненный исследовательский проект оценивается дополнительными баллами, учитывающимися при подведении общих итогов работы студента за учебный год. Задания рассчитаны на индивидуальное и групповое выполнение.
I. Вводная тема Вариант 1 1. Прочитайте фрагмент исторического текста и ответьте на вопросы. Некоторые авторы считают, что географические особенности России решающим образом повлияли на ее историческое развитие и ее социально-политические институты. Например, по мнению Н. И. Павленко, причина отсталости России к рубежу XVII–XVIII вв. состояла в неблагоприятных почвенно-климатических условиях, которые сковывали производительную и духовную жизнь народа. Эту точку зрения подробно развил Л. В. Милов*, по мнению которого, «тяжелые, суровые природно-климатические условия России», в особенности в ее «Ойкумене» (Нечерноземном центре), оказали решающее влияние на развитие не только экономики, но также и российского государства и общества. Низкая агротехническая культура, небольшие запашки, низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве (в переводе на годовое измерение) вызывались низким естественным плодородием почвы, а главное – недостатком рабочего времени, так как русский климат позволял выполнять сельскохозяйственные работы лишь в. течение 5 месяцев (с начала мая по начало октября — по григорианскому календарю), в то время как на западе Европы нерабочими были только декабрь и январь. Поскольку страна была аграрной, то и низкий объем совокупного прибавочного продукта имел тот же источник. Для изъятия небольшого прибавочного продукта у производителей с целью перераспределения его в интересах всего общества, а также для регулирования социальных и экономических отношений потребовалось установить режим крепостничества, а чтобы этот режим поддерживать, необходимо было сильное государство. Низкие урожаи приводили к постоянному недоеданию – вплоть до начала XX в. крестьянин потреблял около 1500–2000 ккал при потребности в 3000. При малодоходном, неустойчивом и рискованном хозяйстве можно было выжить только при условии солидарности крестьянства. Отсюда возникли общинные формы жизни, поскольку община обеспечивала взаимную поддержку, помогала бедным и т. п., а развитие института частной собственности на землю задержалось. По мнению Б.Н.Миронова**, воздействие географической среды на человека и общественные явления происходит опосредованно и во взаимодействии с другими социальными, экономическими и политическими факторами, оценить индивидуальный вклад каждого из них не представляется возможным. Поэтому любые соображения о влиянии географической среды на отдельные институты, модели поведения, социальные и экономические процессы и политические явления в жизни общества носят по необходимости предположительный, а часто просто гадательный, спекулятивный характер, так как не могут быть подкреплены эмпирическими данными и уязвимы для критики. Если суровость климата имела для России решающее, фатально негативное значение, то как объяснить, что народы ряда западноевропейских стран (например, Швеции и Финляндии), живя почти в столь же суровых природных условиях, не испытали их травматического воздействия? А как объяснить, что народы Германии, Норвегии, Дании, Северной Англии и Ирландии, живя в немногим лучших условиях, знали феодализм, Ренессанс, Реформацию, а Россия нет, и намного раньше нее расстались с общинными отношениями, коллективной собственностью, крепостным правом, всесильной государственной властью и полюбили частную собственность, индивидуальную ответственность, демократию и интенсивный труд? Это возможно объяснить только тем, что действовали другие, кроме природы, факторы, роль которых не учитывается. Пример Нидерландов — страны с ничтожной территорией и бедной природными ресурсами — также показывает, что не ресурсы главное. Своим неожиданным для всех блистательным взлетом и могуществом в XVIII в. страна была обязана, по словам Ф. Броделя, «трудовым подвигам крестьянства». *Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001. **Миронов Б.Н. Социальная история России. М., 2003.
Вопросы 1) Какая позиция (Н.И.Павленко и Л.В. Милова или Б.Н. Миронова) представляется Вам более верной и почему? 2) Приведите исторические факты, свидетельствующие о правомерности выводов, сделанных Л.В. Миловым и Б.Н. Мироновым. 3) Какова связь природно-климатических условий с политическим строем, экономикой, социальной структурой общества, менталитетом народа, существовавшими в России на протяжении столетий?
2. В словарях и энциклопедиях дано более 10 определений понятия «история». Подберите подтверждающие примеры к отдельным из них. Например: Определение: «История – действительность в процессе развития». Подтверждающий пример: «Законы истории. Диалектика истории». 1) История – совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохранившееся в памяти людей. 2) История – наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей ег
|