МК-тесту).
С целью наглядности результаты эксперимента системати-зиро-ваны автором и сведены в таблицу 3.7. Анализ результатов эксперимента с использованием метода «центрированного рисунка» ': В экспериментальном исследовании эффективности метода «центрированного рисунка» для коррекции эмоционального состояния приняли участие 2 группы беременных женщин, лежащих в дородовом отделении роддома № 10 и приходящих на занятия к психологу (20 чел.). Пример № 1. Женщина Т., 23-х лет, первая беременность, жалобы на боли в пояснице, частые простудные заболевания. Имеет осложнение после операции на позвоночнике, беспокоят частые боли в пояснице, в зоне крестца. Производит впечатление сдержанной, но внутренне напряженной женщины. Дана инструкция, женщина активно включилась в работу, выполняла ее с большим эмоциональным подъемом. Акцент задания был сделан на вырисовывании и гармонизации «тяжелого» переживания соотнесения его с центром личности. Цель работы - прорисовывая, осмыслить переживание и найти в себе силы трансформировать его в какие-либо гармоничные формы и цвета. Женщина сделала акцент на переживаниях страха, тревоги, которые никогда никому не демонстрировала и в которых никому не признавалась. В момент рисования своего «я» вдруг обнаружила желание рисовать черным и серым цветом. В последующей беседе сказала, что подсознательно сопротивлялась этим цветам, но все же выполнила рисунок так, как хотелось. - Во время выполнения работы испытывала волнение, однако, желание воплотить свое ощущение было велико. Анализ рисунка № 1. Центр рисунка несколько смещен, что говорит о небольшой раз-балансированности эмоций. На темном фоне изображены 6 несимметричных окружностей, в центре которых помещен цветок с острыми лепестками тоже темного цвета. Центры цветов тоже черные, а острия прорисованы другими цветами. Общее впечатление от рисунка: несмотря на то, что отдельные окружности окрашены в различные яркие цвета, общее впечатление создается как от рисунка в черно-серых тонах. Работа красивая, но чувствуется гнетущее настроение. При беседе выясняется, что прорисовывать это состояние испытуемой сначала было не очень приятно, но потом, выводя внутренние переживания через цвет в рисунок, она наблюдала ощущение освобождения от внутренней тяжести. Рисунок с радостью отдала психологу, говоря, что расстается со своим переживанием. На следующем занятии принесла и показала рисунки, которые нарисовала сама, чтобы отразить, по ее словам, свою внутреннюю радость и спокойствие. Анализ рисунка № 2. Центр рисунка тоже несколько смещен, что говорит о сохраняющемся волнении, но цветовая гамма, компоновка форм совсем иная. Рисунок напоминает радостный, пульсирующий объемный цветок, в котором гармонично сочетаются все цвета радуги. Центр рисунка красно-желтый, окаймление -желтое. Общее ощущение от рисунка: радостное пульсирование. Пример № 2. Мужчина В., 30 лет, муж беременной Т., второй брак. Первый брак распался по объяснению мужа из-за невротичности и истеричности жены, которая агрессивно реагировала на факт создания новой семьи. Мужчина спокойного, покладистого характера, очень заинтересованный в создании новой семьи, рождении ребенка. Устал от психопатических состояний первой жены (она увлекалась экстрасенсорикой и магией). Во времд выполнения работы чувствовалось некоторое рассредоточение, волнение, дискомфорт. Анализ рисунка № 3. Рисунок хорошо центрирован, смело найдено сочетание линий и форм. Все поле листа раскрашено, линии смело-размашистые,, формы крупные, что говорит о желании раскрыться, вступить в контакт. В четырех углах — темные пятна, которые создают несколько неприятное впечатление по сравнению с остальными частями рисунка. После обсуждения процесса рисования выяснилось, что с этими частями на рисунке ассоциируется «осадок» от первого брака, разочарование и дискомфорт. На следующем занятии вместе с женой принес следующий рисунок, нарисованный дома по собственному желанию. Рисунок имеет совсем иное геометрическое построение. Хорошо центрирован, что говорит о психической и эмоциональной устойчивости и силе характера. Сочетание цветов очень «веселое», преобладают желто-розово-голубые оттенки. Вся основная цветовая гамма сконцентрирована в центре рисунка. Углы поля рисунка свернуты внутрь, что, по-видимому, говорит о позитивной трансформации агрессивности. Общее впечатление от рисунка — радужное спокойствие, завершенность замысла. Мужчина описывает улучшение своего эмоционального состояния, устранение «осадка», чувства разочарования и обиды от первого брака. Появилось желание нормально общаться с первой женой и помогать ей. Отношения с нынешней переживают новый всплеск, в совместном творчестве оба нашли много радости. Планирование и ожидание ребенка идет более спокойно и уверенно. Описание рисунков беременных женщин по методике спонтанного рисования. В качестве примеров спонтанного рисования приведем рисунки женщин, участвовавших в творческом тренинге (группа 1). Женщинам предложено проиллюстрировать свое внутреннее препятствие (то, что «мешает жить»). Фоном для этой работы выбирается мелодичная эмоционально насыщенная музыка. Предварительной беседы о цветовой гамме в данном случае не требуется, так как очень важным является спонтанный выбор цвета и формы для выражения своего эмоционального напряжения. Обычно женщины сами склонны интерпретировать свой выбор цвета, когда идет анализ и обсуждение результатов работы. Для иллюстрации приведем рисунки женщины из группы 1, сведения о которых приведены в таблице № 2. Пример № 1. Женщина И., 21 год, первая беременность, осложненная пиелонефритом. Впервые пришла на занятия в очень ослабленном состоянии, озабоченная и встревоженная предстоящими родами. Выполняла задание очень осторожно, нерешительно, но посте- пенно вкладывая в рисование все больше и больше эмоций. С удовлетворением закончила работу. При обсуждении объяснила свой рисунок как выражение беспокойства, которое свойственно ей как постоянно присутствующее состояние уже несколько лет. Рисунок представляет сбой 2 окружности спиралевидной формы, соединенные между собой. Испытуемая начинает рисовать спираль из темного центра, постепенно раскручивая ее, черный цвет переходит в коричневый, коричневый - в красный, который соединяет первую окружность со второй. Вторая окружность выполнена с использованием синего, зеленого, оранжевого и желтого цветов. После прорисовки почувствовала некоторое облегчение, и рисунок с удовольствием оставила, чтобы не напоминал о бывшем ощущении, отмечая, что смотреть на него уже не хочется. Пример № 2. Женщина Г., 22 года, первая беременность, хронический тонзиллит. Очень худенькая, с тонкими чертами лица, чуткая, чувствительная до болезненности. Рисунок представляет собой бесформенное пятно, с четко обозначенным центром. Центр нарисован так, что он воспринимается как постепенно раскрывающийся и втягивающий в себя все окружающее. Центр пятна выполнен в виде черного растрескавшегося провала на фоне пятен серого, коричневого и оранжевого цветов, что по классификации Люшера символизирует наличие скрытого страха, внутреннего напряжения, депрессии. Свой рисунок женщина назвала «Беспокойство». Это беспокойство, как говорит она, иногда проявляется, иногда — нет, а внутреннее ощущение от него схоже с ощущением «шершавости» и втягивания внутрь, как это она старалась выразить в рисунке. После рисования появилось ощущение, что это место «беспокойства» внутри как бы затянулось, выровнялось. Рисунок свой отдала с удовольствием, видя в этом элемент расставания с тяжелым ощущением. Пример № 3. Женщина 0., 27 лет, вторая беременность.Первая была неудачной (аборт). Имеет сердечную недостаточность. На первое занятие пришла из «спортивного» интереса и ведомая тревогой о неуспешности родов. Долго не могла начать и рисовала очень медленно, раздумывая. Начала с точки и постепенно нарисовала пятно в красных тонах на фоне пятна в черных тонах. Рисунок свой назвала «Страх». Сказала, что никак не подозревала, что ее страх такой большой л так глубоко сидит (внешне производит впечатление самоуверенной и сильной
женщины). После прорисовки порозовела, оживилась, признала, что чувствует себя лучше и ощущает внутри себя спокойствие и тепло. Пример № 4. Женщина Н., 27 лет, токсикоз 2-й половины беременности, хронический остеохондроз, первая беременность. Производит впечатление тихой, мягкой женщины, не привлекающей к себе внимания, все терпит внутри себя. Остеохондроз дает частые боли в пояснице, что приводит к появлению внутреннего напряжения. Рисунок выполнен в виде желто-коричневого пятна с обозначенным центром, замкнутым в квадрат. Наличие квадрата подтверждает склонность к замкнутости и внутренним переживаниям без вынесения наружу. Рисунок назван «Напряжение». Комментарии испытуемой: «С помощью желтого цвета я постаралась растворить ощущение внутреннего напряжения, и теперь его уже нет». Рисунок понравился ей самой, и она долго его с интересом изучала. Пример № 5. Женщина М., 25 лет, имеет хронический тонзиллит, первая беременность. Беременность тщательно запланирована, ребенок вынашивается осознанно. Внешне женщина производит ощущение несколько апатичной и отстраненной от окружающих. Но по выражению глаз и характеристикам невербального поведения можно сделать вывод о наличии повышенной возбудимости, очень хорошо завуалированной. Очень долго не могла начать свой рисунок и только к концу занятия взялась за фломастер и нарисовала свое состояние. Это разволновало ее, и обсуждать свое состояние она не захотела. Назвала свою картину «Внутренне препятствие» и сказала, что теперь ей легче понять себя. Рисунок представляет собой остроконечную горную гряду, прорисованную синим фломастером, за которой — оранжево-желтый восход. Острые вершины дают ощущение напряженности и некоторого давления, но зарево за ними обещает приход света и силы. Рисунок женщине понравился, и она хотела взять его себе, но после раздумий отдала. После занятий со спонтанным рисунком у многих женщин начался творческий всплеск, и они начали интенсивно рисовать дома. По их словам это привело к улучшению настроения в семье, улучшению самочувствия. Появилось желание больше двигаться. В результате анализа полученных данных выявилось: 1) 55 % всех обследованных ассоциируют свое рождение с пози- тивными символами (солнце, восход, звезда и др.); 2) 60 % эмоциональных травм у мужчин и женщин связаны с род 3) 80 % беременных женщин имеют яркие позитивные чувства по отношению к мужу; 4) 20 % имеют чувство обиды на мужа; 5) 100 % беременных женщин представляют своего ребенка в кон 6) 60 % мужчин представляют своего ребенка в абстрактных позитивных образах; 7) 70 % беременных женщин представляют роды в символах, свя 8) 90 % женщин свою готовность к материнству ассоциируют в 9) 10 % женщин видят свое материнство в символах, отражаю Анализ полученных данных позволяет придти к выводу о том, что наиболее травмирующими областями эмоциональной сферы беременной женщины являются: страх родов, неуверенность в своих материнских качествах, эмоциональные проблемы с родными. То, что большинство женщин (90 %) ассоциируют свое материнство с абстрактными формами, может свидетельствовать о том, что молодая мать нечетко представляет свои материнские функции, плохо понимает материнскую роль, а лишь переживает прилив положительных эмоций. Это говорит о том, что не подготовленная к материнству молодая женщина может оказаться в трудной ситуации в новой родительской роли. Из опросника психотравмирующих событий (ПТС) было выявлено, что в 95 % случаев эмоциональные травмы; связанные с членами семьи рожениц. После проведения психологического анализа результатов по опроснику «Психотравмирующие события», которые были получены в группе беременных до родов и в группе рожениц после родов, выявилось, что более многочисленная группа рожениц - это женщины с высшим образованием. 45 % всех опрошенных до родов причисляют себя к верующим, 42 % - к сочувствующим какой-либо религии. После родов процент верующих и сочувствующих повышается соответственно на 4 и 7 %. Это говорит о поиске женщинами духовной поддержки и нахождении ее в религиозных представлениях и ритуалах за неимением
более квалифицированной помощи в духовной сфере. Представление о родах из рассказов мам и бабушек беременных в I группе выглядит таким образом: 50 % - «нормально», 50 % - тяжело». В группе рожениц процент «тяжело» увеличивается на 18 %, т.е. реальное впечатление от родов тяготеет к тяжелым переживаниям. Это подтверждает высокий уровень травматизма, болезненности, проблемное™ родоразрешения в наше время. Из опросника следует, что отношения с мамой обычно после родов улучшаются, а отношение к мужу ухудшается. (Основная масса женщин рожает без мужа). Ухудшение отношений, на наш взгляд, связано с отсутствием необходимой поддержки близкого человека; неоправданностью надежд на сопереживание и взаимопомощь, которую так ждут женщины. Исследуя причины тревожных состояний, выяснилось, что в I и П группах - основной причиной явился страх за ребенка (52 % и 62 % соответственно). Однако после родов 21 % опрошенных назвали причиной тревожности страх смерти. Исследуя подсознательные процессы с помощью анализа образов сновидений, выявилось, что перед родами наиболее часто проявляющиеся во сне образы - это «прохождение через препятствия» и «гости и много людей», что свидетельствует о напряжении и перегрузке психоэмоциональной сферы, не дающей полной релаксации во время сна, а отражающей тревожащие мысли о трудности родов. Однако 30 % видят во сне «цветы» и «плоды» перед родами, что говорит о позитивных представлениях и предстоящих родах как нормальном природном явлении и об отсутствии подсознательного эмоционального напряжения. Вопрос о главенствующих эмоциях в родах выявил, что до родов позитивный настрой на роды составляет 61 %. Однако после родов снижается на 27 %, что говорит о негативном опыте родоразрешения, перенесенных трудностях. После родов появляется такое эмоциональное состояние в родах как «беспомощность», что подтверждает наличие трудности у неподготовленных женщин. После родов Женщины больше осознают роль акушерки в родах и увеличивают желание видеть мужа в процессе родов, что подтверждает поиск эмоциональной поддержки. А желание видеть рядом врача уменьшается на 17%. Что подтверждает приоритетность эмоционального комфорта перед техническим и профессиональным обеспечением в родах. Для обобщения полученных результатов при исследовании пси- • хологических'особенностей беременных женщин и эффективности психокоррекции по программе «Глория» приводим таблицу 3.9. Из таблицы видно, что в группе рожениц, прошедших психологическую подготовку, успешность родов на 56 % больше, чем в группе неподготовленных женщин. В понятие «успешность родов» входит отсутствие родовых травм у женщины (хирургические вмешательства), нормальное течение родов (без стимуляции родовой деятельности), отсутствие родовых травм у ребенка. Улучшение всех этих показателей, а также отзывы врачей-а'ку-шеров и рожениц (см. приложение 9) свидетельствуют о целесообразности применения психокоррекционной программы «Глория» при. подготовке женщин к родам. Выводы 1. Предложенный автором показатель оценки специфики состо 2. Явно выявилась и подверженность беременных женщин стрес 3. Наиболее эффективными и приемлемыми в случае беремен 4. Улучшение показателей успешности родов (см. таблицу) под .
|