Студопедия — Основные парадигмы юриспруденции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные парадигмы юриспруденции






Юриспруденция, так же, как и любая другая научная дисцип­лина, вырабатывает и опирается на определенные исходные положе­ния, которые, по нашему мнению, можно назвать парадигмами юрис­пруденции.

Так, на основе анализа истории развития юриспруденции к современному периоду стало очевидным, что гражданское общество может формироваться и нормально функционировать, опираясь лишь на демократические законы. Эта же история свидетельствует о том, что тоталитаризм и правовое государство являются антиподами. Та­кими же антиподами являются понятия «верховенство права» и «ад­министративно-командная система».

Кроме того, есть парадигмы юриспруденции, которые относятся как бы к внутреннему строению самой правовой системы. К их числу можно отнести такие парадигмы, как: носителем суверенитета и единст­венным источником власти является государствообразующий народ; го­сударственная власть должна иметь четкую иерархическую структуру; источники права выстраиваются строго по юридической силе актов, на­чиная с конституции страны, законов, подзаконных актов и т.д.

К категории парадигмов юриспруденции следует отнести и положение о единстве понятий и категорий, существующее в госу­дарственно-правовой сфере. Это положение распространяется даже на юриспруденцию всех стран планеты. Дело в том, что нельзя, на­пример, в понятие «право» вкладывать один смысл в России и совсем другой - во Франции. Тогда юристы разных стран будут разговари­вать совершенно на разных языках и не поймут друг друга.

Парадигмы юриспруденции складывались еще в древности. Так, древнекитайский мудрец Хуанань-цзы (180-122 г.г. до н.э.) сформулировал такую парадигму юриспруденции, которая не потеря­ла своей актуальности до сего времени. Он говорил: «Гибнущее госу­дарство - это не то, в котором нет правителя, а то, в котором нет за­кона». К числу парадигмов юриспруденции можно отнести и слова Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где законы не имеют силы или находятся под правителями».

Древние мудрецы говорили, что «пусть погибнет мир, но торжествует фемида» - имея в виду, что если будет торжествовать фемида (правосудие), то мир не погибнет.

К сожалению, относительно парадигмы юриспруденции исто­рически сложились и отрицательные исходные положения. Особенно это относится к истории российской общественной жизни. Так, здесь относительно юриспруденции нередко говорили: «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло»; «сила (солому) закон ломит»; «против сильного не судись» и т.д.

К советскому периоду относятся такие отрицательные выска­зывания, характеризующие роль и место юриспруденции, как: «теле­фонное право сильнее писанных законов»; «законы - это бумага, а жить надо по разуму»; «ваше бумажное право людей не накормит» и т.д.

Сегодня в Российской Федерации все еще продолжается про­цесс переосмысления того, что было в советское время, и все в боль­шей мере здесь задаются вопросом о том, какое общество мы хотим построить и каковой должна быть та общенациональная идея, кото­рую мы должны стремиться реализовать в своем развитии в будущем.

Нам бы хотелось, чтобы в таком переосмыслении прошлого и в поиске возможных путей развития нашего общества принимали бо­лее активное участие представители юридической науки, которые, в

основном, специализируются на выяснении роли и места государства и его институтов в общественном развитии.

Такая необходимость объясняется тем, что в России государ­ственно-правовые институты испокон веку формировались по усмот­рению правителей, научные же основы в этой области остаются не востребованными до настоящего времени. Даже вопрос о том, явля­ется ли юридическая наука наукой в России до сих пор для многих представителей естественных и общественных наук остается дискус­сионным.

Но как бы там не было, если серьезно поразмышлять, то по­лучается, что иного пути развития у Российской Федерации, кроме как интегрироваться в правила организации общественной жизни в цивилизованных странах, по существу, нет. Хотим мы того или нет, мы должны идти в ногу с цивилизованным миром, и не наступать ка­ждый раз на одни и те же грабли.

Из каких же парадигмов, то есть аксиоматических положений должна исходить современная юриспруденция в России и от каких парадигмов ей следует освободиться?

Первое, что нам в России, по нашему мнению, необходимо в этом отношении переосмыслить касается вопроса об определении роли и места государства в общественной жизни. Здесь нам необхо­димо освободиться от многих традиционных для нашего сознания и бытия парадигмов. К их числу, например, относится такая парадигма, в соответствии с которой некие общественные, государственные ин­тересы возвышаются над личными правами и свободами человека.

Между тем исторический опыт подтверждает, что сегодня процветают в мире те государства, где политическая власть в качест­ве своей первой задачи ставит не собственные интересы, а всесторон­нюю защиту прав и свобод своих граждан, создание им условий для проявления ими своих способностей и дарований. Те же государства, где возвышаются некие общественные, государственные интересы, а интересы личности подчиняются этим общественным интересам и ограничиваются, там появляются тоталитарные государства и в ко­нечном счете в таком государстве жизнь превращается для людей в ад.

Ярким примером такого государства был Советский Союз. Здесь некий коммунизм стал целью движения общества, первичным

общественным интересом, а люди, которые жили в этом обществе, были доведены до средств построения коммунизма, а те, кто как-то сопротивлялся такому строительству, силой устранялись, изолирова­лись от общества.

Об этом сегодня можно было бы и умолчать, если бы мы пол­ностью освобфдились от такой парадигмы. К сожалению, стереотипы такого тоталитарного мышления еще сохранились. Это и идея о це­лостности России любой ценой, это и достижение некоего суверени­тета, это и выпячивание на первый план формирования любой ценой договорной федерации и т.д. Эти цели нередко ставятся так, что трудно понять: для кого и для чего они нужны.

Нам в России необходимо переосмыслить представления и о первичности политики по отношению к праву, экономике и т.д. Ведь и сегодня из уст самых, что ни на есть высоких государственных чи­новников приходится слышать выражение типа: «это не юридиче­ский, а политический вопрос», и тем самым юридическое решение вопроса отодвигается на второй план, как это бывало в советское время, когда государственная власть полностью подчинялась полити­ческой власти Коммунистической партии.

Попытки возвести политику над правом и сегодня встречают­ся сплошь и рядом. К их числу следует отнести попытки создания некоего надконституционного органа из представителей различных ветвей власти. В последние годы некоторые политики пытаются воз­высить значение ежегодно составляемых посланий президентов, за­бывая о том, что любой президент является гарантом Конституции, а его послание представляет собой средство реализации требований Конституции.

В целом, в правовом государстве выше юридического (право­вого) разрешения вопроса не может быть ничего. Политика, кем бы она не осуществлялась - она должна осуществляться в соответствии с законами, требованиями права. Иначе мы выйдем на такие «вольные просторы», что трудно будет потом устанавливать какие-то рамки.

Далее нам в России необходимо переосмыслить устаревшие представления о государстве как организаторе (прорабе) производст­ва, экономического развития. В условиях формирования рыночной экономики государство должно от прямого управления экономикой

перейти к созданию условий для оптимальной деятельности пред­принимателей, землевладельцев. У нас еще не сложилось понимание сути такого поворота в деятельности государства. Поэтому к предло­жениям об усилении регулирующей функции государства экономи­кой следует отнестись с большей осторожностью:

во-первых, в каждом случае следует уточнять: в каком на­правлении надо усилить государственное вмешательство в экономи­ку; во-вторых, какими методами и в-третьих, какими финансовыми возможностями следует сопровождать такое вмешательство. Если не определиться в этих тонкостях, то призыв лишь к усилению государ­ственного вмешательства в экономику может оказаться простым про­должением прежнего администрирования с такими же общими ре­зультатами.

Когда у нас призывают усилить государственное вмешатель­ство в экономику и ссылаются при этом на зарубежный опыт, то не учитывают минимум три момента:

во-первых, за рубежом речь идет об усилении государствен­ного вмешательства в условиях развитого рынка и с целью предот­вращения монополизации рынка, то есть вводится ограничения в раз­витую стихию рынка. У нас же рынка еще нет, в этих условиях пред­ложения об усилении государственного вмешательства, по существу, оказываются антирыночными, то есть прежними командами;

во-вторых, усиление государственного вмешательства в ры­ночных зарубежных странах предлагается строго в рамках совершен­ствования этих рыночных механизмов. Предложения же наших авто­ров зачастую мыслятся без учета сохранения рыночных механизмов, вопреки этим механизмам, а иногда и взамен их;

в-третьих, в зарубежных странах государственное вмешатель­ство в экономику осуществляется всецело в социальных интересах, не подменяя законов функционирования экономики. У нас же на­правленность государственного вмешательства не уточняется и полу­чается, что государство может вмешиваться как угодно, в какую угодно сферу и под каким угодно мотивом.

В условиях перехода к рыночной экономике функции госу­дарства должны быть сведены: во-первых, к созданию оптимальных правил игры для товаропроизводителей; во-вторых, к созданию сис­темы налогов, стимулирующей производство; и в-третьих, к обеспе-

чению эффективной деятельности государственных органов по защи­те прав и интересов товаропроизводителей.

Довольно интересные выводы можно сделать и из традиции установления праздников в нашей Российской Федерации. По числу праздников мы, видимо, также превзошли многих в мире. Каких только праздников Россия не знает? Многие из них непосредственно связаны с государственно-правовым строительством. Причем, по ме­ре изменения наших ориентации в государственном строительстве, изменяется и природа отмечаемых праздников.

Не останавливаясь подробно на всех праздниках, отмечаемых в России в связи с радикальными изменениями в государственно-правовом строительстве выразим наше отношение к некоторым дей­ствующим, возникшим на волне последних реформаторских устрем­лений в конце двадцатого века.

Известно, что в конце 80-х и в начале 90-х годов ушедшего столетия в России произошли очень радикальные изменения всей существующей идеологии общественного и государственного уст­ройства. Люди огромной страны довольно легко освободились от идей коммунистического строительства, вытащили на высокие три­буны всех правозащитников, бывших изгоев советской власти, заго­ворили о правах человека, заявили о строительстве правового госу­дарства, многое сделали на пути очеловечивания наших целей и задач развития.

Все это было так желанно и прекрасно. Впрочем, не только для здоровой интеллигенции, но и для очень широкого круга людей. Об этом свидетельствует и то, что люди, поверившие в эти лозунги, обеспечили победу Б. Ельцина на президентских выборах, да и не только победу Б.Ельцина. Под новыми, освежающими душу демо­кратическими и правовыми идеями была одержана победа над ГКЧП, над прокоммунистическим Верховным Советом, принята оригиналь­ная за всю историю России и почти соответствующая цивилизован­ным мировым стандартам Конституция. Соответственно этому про­изошли довольно большие положительные сдвиги и в субъектах Рос­сийской Федерации.

Однако наряду с этим новым веянием постоянно ощущалась опасность возможной альтернативы этому прогрессивному развитию России. И прежде всего альтернативы в качестве возврата к историче-

ски традиционным российским порядкам, в соответствии с которыми, если даже и нет прямой угрозы продолжению строительства утопиче­ского общества в виде, например, коммунизма, то все равно остается острое желание изобретения чего-то еще такого, основанного лишь на менталитете России. Сегодня, к сожалению, такая альтернатива тому, чего хотели достичь в начале перестройки 90-х годов двадцатого века как раз и начинает, кажется, брать верх. Это видно из того, что все пре­дыдущие лозунги не только развиты, но и заброшены, забыты, а на сцену страны вытащены другие. Так, федеральный центр выдвигает на первый план лозунг: «целостность России любой ценой», а в ответ ему от региональных лидеров слышишь «независимость и большая само­стоятельность субъектов Российской Федерации». В ответ же на дру­гой лозунг центра о «сильном едином государстве» региональные ли­деры поднимают на щит идею о договорной федерации.

Наряду с этими лозунгами центр пытается разрекламировать такой праздник как день провозглашения государственного сувере­нитета Российской Федерации, а руководители республик - день про­возглашения своих суверенитетов. При этом никому и в голову не приходит мысль о том, что ни один другой народ мира не знает ника­кого праздника, посвященного государственному суверенитету. Праздников по поводу независимости народов сколько угодно, но только не государственного суверенитета. Правда, большинство рос­сиян просто не знает суть праздника, который отмечается 12 июня, кое-где в этот день отмечаются совсем другие праздники.

Размышляя обо всем этом, нельзя не прийти к выводу о том, что в России опять же цели и средства, связанные с развитием обще­ства запутаны, а кое-где заменены, а самые достойные положения ее Конституции, ради чего и старались в начале реформ, забыты в чис­тую. Государственный суверенитет - это как раз то, что придумано взамен строительства коммунизма.

Россия не только открыла парад государственного суверени­тета, которому последовали республики, но и внесла весомый вклад в отсебячивание многих общечеловеческих ценностей (например, пра­ва человека, разделение власти, народный суверенитет), в результате которого сегодня многие пришли даже к выводу: «... демократия не для России». Причем все это пытаются обосновать опытом же России последних лет, совершенно не учитывая, что Россия еще никогда не

жила в режиме демократии, а в 90-е годы уходящего столетия только пыталась войти в него.

Все это происходит потому, что здесь также как и в другие времена в истории России, не найдена соответствующая опора разви­тия для государства. Государство в России и его чиновники опять, в отличие от. активных периодов реформ, забыли то, ради чего они есть на этом свете. Государство опять оторвалось от народа и вот ищет для своего развития иную опору, включая усиление собственной си­лы, но только не в связи с необходимостью обслуживания интересов

людей.

Между тем в странах с демократической ориентацией давно уже разобрались в таких ценностях, как «права человека», «народный суверенитет», «строительство правового государства» и т.д.

Празднование же по поводу государственного суверенитета вряд ли самое удачное из всех возможных поводов. Дело в том, что в юриспруденции понятие «государственный суверенитет» сегодня рассматривается как внешняя оболочка народного суверенитета. По­нятие «народный суверенитет», как вытекающий из ст. 3 Конститу­ции Российской Федерации, означает то, что носителем суверенитета и единственным источником власти в цивилизованном обществе яв­ляется государствообразующий народ.

В истории цивилизации было время, когда народ не рассмат­ривался источником власти и носителем суверенитета. Но это было до Великой Французской революции. Со времени обнародования Декларации прав человека и гражданина - политического манифеста Великой Французской революции от 26 августа 1789 г. - во взаимо­отношениях государства и государствообразующего народа про­изошли существенные изменения. С этого времени в цивилизованных странах государствообразующий народ стал рассматриваться как уч­редитель государства, как носитель суверенности и единственного источника власти. С этого времени главными праздниками в этих странах стали даты обретения народом независимости и свободы.

Это совершенно правильно. В демократическом обществе го­сударство является выразителем идеи народного суверенитета. От­сюда и необходимо праздновать дни событий, связанных с утвержде­нием идеи и принципов народного суверенитета.

Выпячивание идеи государственного суверенитета, в конеч­ном счете, ведет к отрыву государства от народа, к размыванию де-

мократических основ общества, к утрате легитимности власти и ее законов. Напротив, выпячивание идеи народного суверенитета ведет к оживлению и укреплению институтов демократии, установлению в обществе принципа верховенства легитимных законов.

Если задуматься над вопросом о том, чего сегодня не хватает России для отлаживания ее многочисленных проблем, то решение его вряд ли будет упираться в укрепление государственного суверенитета (то есть независимости государства от кого-то). Напротив, хрониче­ская болезнь России (по сравнению с западными странами) заключа­ется в неумении оптимально использовать государственно-правовые институты для отлаживания цивилизованной жизни, в постоянном игнорировании принципа верховенства права в обществе в угоду вер­ховенства государства и его чиновников. И сегодня для России обес­печение верховенства права, легитимного закона в обществе, по на­шему мнению, является важнее, чем всевозможные структурные из­менения исполнительной власти. Если сама государственная власть вполне осознанно не возьмет курс на установление в обществе верхо­венства легитимного закона, то изменения лишь административного устройства статуса руководителей субъектов федерации сами по себе ничего не дадут. В установлении же верховенства права государство должно рассчитывать не только на себя, но и опираться на институты гражданского общества. Государственный же суверенитет в России, будучи актуальным в период освобождения государственной власти от руководства Коммунистической партией, сегодня превращается в обыкновенное понятие, связанное с наличием государства вообще.

В мире нет государства, не обладающего суверенитетом, впрочем, так же, как и с отсутствием других признаков государства. Однако никто не устраивает по этому поводу грандиозных праздни­ков.

Сегодня нам, как на уровне Российской Федерации в целом, так и в ее субъектах, необходимо вести речь не об укреплении госу­дарственного суверенитета, не об укреплении государственной вла­сти вообще, а об обеспечении формирования правового государства, предусмотренного в Конституции, об установлении в нашем общест­ве верховенства права, законов, отвечающих интересам народа. Правда, это сделать гораздо труднее, чем объявить и праздновать го­сударственный суверенитет, не совсем понятный простым людям.

Но как бы там ни было, возникший в России, на заре ее осво­бождения от марксистско-ленинской идеологии, модный термин «го­сударственный суверенитет» должен постепенно раствориться в море других рядовых понятий государственно-правовой науки. Поэтому с каждым годом и празднование по этому поводу все больше и больше будет неуместным. Проводимые праздники должны быть оправданы как в моральном, так и в юридическом плане. Парадигма юриспру­денции здесь как раз заключается в том, что официально объявляе­мые государством (политической властью государствоорганизован-ного общества) праздники должны соответствовать подлинным же­ланиям и интересам народа, быть, действительно, событием, приятно и желанно затрагивающим чувства людей, вдохновляющим их на подлинно добрые дела и свершения.

Некоторые парадигмы юриспруденции формулируются в ре­зультате теоретических обобщений, анализа истории развития того или иного общественного явления. Эти парадигмы зачастую служат примером иллюстрации того, что право может, а чего не может.

Так, важнейшей парадигмой юриспруденции в этом смысле является положение о том, что право конкретного государства может регулировать общественные отношения с участием физических и юридических лиц, а не с участием народа, нации. Это объясняется тем, что можно предметно говорить лишь о правах и свободах чело­века, гражданина, но не общины, народа, нации. Общество, народ, нация по большому счету не могут быть в юридическом смысле сво­бодными или несвободными, справедливыми или несправедливыми -эти прилагательные приобретают смысл лишь по отношению к кон­кретному человеку, гражданину. Только через права и свободы чело­века, принадлежащего к определенному обществу, государству, мы можем судить об общем и конкретно-политическом режиме в том или ином обществе, государстве.

Чтобы овладеть соответствующей правовой культурой, при­знать положение, по которому юридическое право является важней­шим регулятором общественной жизни, поистине необходимо осво­бодиться от многих инстинктов, веками выработанных в общине и в коллективе. Так, в общине человек должен иметь такие инстинкты, как сострадание, солидарность, взаимопомощь и т.д. Эти инстинкты, будучи нормальными и естественными в обыденном общении между

близкими людьми, теряют свою регулирующую роль в обществе не­знакомых людей. Причем это происходит не потому, что появляется юридическое право, а объективно, по мере развития связи человека с другими себе подобными, по мере того как человеку становится тес­ным жить лишь общинными инстинктами. Юридическое право как раз появляется потому, что общинные инстинкты теряют роль регу­лятора в обществе незнакомых людей. Поэтому юридическое право является регулятором более высокого уровня. Оно, в определенной мере, может признать общинные регуляторы, но именно в той мере, в которой они будут пригодными и для регулирования общественных отношений в условиях атономизации человека, выхода его по собственной инициативе, из рамок лишь общинных инстинктов.

То же происходит и с другими естественными правами. По мере развития человеческого общества в направлении общества не­знакомых людей приходится отказываться и от некоторых естествен­ных прав, избирательно подходить к их признанию в качестве юри­дического права.

Юридическое право в полном смысле - это регулятор взаимо­отношений между людьми не в общине, а в гражданском обществе, где человек наделяется определенными правами и обязанностями.

Все это мы здесь приводим для обоснования того, что появле­ние юридических правил поведения - это объективная историческая необходимость. Отсюда и объективно наступает период установления в общественной жизни верховенства юридических правил поведения. Это тоже одно из аксиоматических положений юриспруденции.

Нам в России необходимо научиться жить в условиях введе­ния в практику принципа верховенства в обществе правил поведения, содержащихся в законах, других нормативных правовых актах. Речь также идет об их верховенстве по отношению к волевым указаниям начальников, чиновников и т.д. К сожалению, у нас до сих пор прин­цип верховенства юридических правил поведения в обществе не вос­принят и в первую очередь среди самих государственных чиновни­ков. Не останавливаясь на причинах такого явления (о них тоже уже много раз было сказано), хотелось лишь подчеркнуть, что без реали­зации принципа верховенства законов в обществе, нам не удастся создать условия для нормальной жизни людей. Эта парадигма также должна быть усвоена в нашей российской действительности.

Следует здесь выделить еще одну парадигму юриспруденции, которую нам следует усвоить. Речь идет о верховенстве Конституции страны абсолютно над всеми иными документами, законами, поста­новлениями, внутригосударственными договорами и т.д. Это поло­жение настолько аксиоматично для юриспруденции, что сравнимо по своей жесткости, устойчивости с законами природы. Если мы подда­димся наблюдаемой в России тенденции (которая, кстати сказать, идет еще от традиции советского периода, когда партийные решения рассматривались выше конституционных положений) выпячивания посланий и некоторых других документов Президента, значения не­которых договоров между центром и регионами и вовремя не пресе­чем их рамками Конституции, то все здание юриспруденции страны разрушится. Ведь именно Конституция страны является тем фунда­ментом, опираясь на который, возвышается вся юриспруденция. Кон­ституционно-правовое мышление должно лежать в основе всей поли­тики государства. Как экономическая, так и социальная, экологиче­ская, национальная, а также иные направления политики государства должны основываться на положениях Конституции.

В целом усвоение парадигмов юриспруденции имеет важное значение для организации оптимальной устойчивой общественной жизни.

Это и понятно. Ведь человеческое общество как социум как раз и отличается от естественной природы тем, что в человеческом обществе порядок определяется созданными этим обществом закона­ми (не естественными, а человеческими, рукотворными законами). Это происходит эволюционным путем, то есть в процессе развития человеческое общество сталкивается с такими проблемами, прегра­дами, которые не решаются естественным, традиционным путем, а поэтому возникает необходимость в создании искусственных спосо­бов решения возникающих проблем. Законы и иные нормативно-правовые акты как раз и являются искусственно созданными челове­ком инструментами для отлаживания взаимоотношений между людь­ми и их объединениями.

По мере разложения общинных и иных естественных условий взаимоотношений между людьми все большей необходимостью ста­новится потребность в искусственном отлаживании взаимоотноше­ний между людьми. Современное же человеческое общество - это

круг «незнакомых» людей, но объективно нуждающихся в опреде­ленном взаимодействии. По мере возрастания потребностей в совер­шении многочисленных сделок между разными людьми появляется и объективная необходимость в создании определенных правил, опо­средующих эти взаимоотношения. Так происходит расширение в че­ловеческом обществе отношений, опосредуемых искусственно соз­данными правилами поведения.

Другими словами, законы, законодательство в целом появля­ются и расширяются по мере того как само человеческое общество развивается от примитивного к развитому. В примитивном обществе потребности в юридических законах ничтожны. Там почти все отно­шения опосредуются грубой силой, обычаями, традициями, то есть естественным образом. Напротив, в обществе с развитыми рыночны­ми отношениями, с автономными свободами личности потребность в юридическом опосредовании отношений между людьми неимоверно повышается. Юридические законы в цивилизованном обществе пре­вращаются в важнейший фактор обеспечения нормального развития человеческого общества. Одновременно возникает проблема обеспе­чения верховенства законов в общественной жизни.

Создание условий в современной Российской Федерации для обеспечения верховенства в обществе заранее принятых легитимных законов - основная цель проводимой здесь правовой реформы. Эта цель по-разному была сформулирована в Российской Федерации. Од­ним из распространенных вариантов обозначения этой цели в по­следнее время было следующее: «установление в стране диктатуры закона». Однако мы считаем, что здесь все же лучше использовать принятое в юридической науке понятие «верховенство закона». Сло­во «диктатура» вызывает особые ассоциации, а поэтому лучше гово­рить о верховенстве закона в обществе.

Действительно, если уж в России сегодня нужно верховенство чего-то, то самым подходящим здесь как раз и является верховенство закона. Такая необходимость объясняется тем, что в России до сих пор не только никогда не практиковалось строгое соблюдение приня­тых законов, но и не было даже уважительного к ним отношения. По нашему мнению, основанному на опыте развитых стран, именно та­кое легкомысленное отношение к соблюдению легитимных законов является самым серьезным тормозом на пути успешного разрешения

всех, стоящих перед Россией политических, экономических, соци­альных и иных проблем.

Чтобы установить в стране верховенство закона, прежде нам необходимо осуществить переосмысление многих наших традицион­ных представлений. Такое переосмысление необходимо для того, чтобы в России создать нормальные, отвечающие общечеловеческим ценностям, законы, верховенство которых в обществе, действитель­но, можно было бы и установить.

В первую очередь, речь идет о переориентации роли и места государства и права в обществе.

У нас в России, к сожалению, как не были раньше, так и не сложились сейчас правильные представления о государстве и праве, то есть о власти и о ее законах. Причем правильное представление не сложилось почти ни у одного слоя населения, включая и самих госу­дарственных чиновников. Даже разговоры о месте и роли государства часто пресекаются представителями власти словами такого попули­стского толка, как: «народ надо сначала накормить»; «надо решать вопросы газификации, медицинского обслуживания, а не заниматься политикой» и т.д. Надо заметить, что у большинства населения такие отповеди властей против «возмутителей спокойствия» находят даже поддержку, и на этом фоне правители начинают еще больше «на­глеть», и от имени народа зажимаются «всевозможные вылазки экс­тремистов».

Хотя не так очевидно, но все же любой разумный человек может понять, что действиями самой власти народ доведен до такого состояния, что его надо накормить, одеть и обуть. Это особенно от­носится к России, которая объективно является одной из самых бога­тых стран мира. Отсюда и первый вывод: государство не должно ув­лекаться проблемами реализации каких-то не свойственных ему це­лей и задач, а ежедневно, ежечасно заботиться об обеспечении прав и свобод своих граждан, предусмотренных в Конституции, в междуна­родных документах. Даже не самая привлекательная общенациональ­ная идея должна определять деятельность государства, а охрана прав и свобод человека должна стать самой главной, основной задачей государства.

Сегодня советского государства, которое было нацелено на обеспечение социалистического, а затем и коммунистического обще-

ства, уже нет. Как говорится империя зла развалилась: Советский Союз распался. В Российской Федерации довольно резко поменялся политический режим. Субъекты Российской Федерации получили большие права и свободы, отдельные из них даже декларировали свои государственные суверенитеты, приняли массу собственных за­конов. Прошло уже довольно значительное время с момента свобод­ного развития как Российской Федерации, так и ее субъектов, доста­точное, во всяком случае, для выяснения направлений их развития. Однако возникает вопрос: в направлении ли установления верховен­ства закона идет здесь развитие?

Если оценить в целом, то сегодня в Российской Федерации мы имеем государственно-правовой строй, сооруженный в основном эмпирическим путем. Наворочено здесь, конечно, очень много, а по количеству принятых законов и кодексов мы возможно занимаем од­но из первых мест в мире.

Однако верховенства закона как не было, так и нет до сих пор. Более того, здесь не сложилось даже правильное представление о том, что такое демократическое правовое государство, а вместо не­го формируются далекие от научных моделей собственно изобретен­ные представления как: о двойном суверенном устройстве государст­ва; договорном федеративном государстве: разделении власти при признании главы государства координатором других ветвей власти и т.д.

Государственно-правовое строительство в Российской Феде­рации сегодня выглядит как деятельность алхимиков, пытавшихся получить химические вещества на основе лишь технических опытов, не вникая во внутренний смысл химических явлений. Подобно ре­зультатам алхимиков и результаты такого государственно-правового строительства и такого правления, конечно же, обязательно скажутся плачевным образом.

В России многими еще до сих пор не уяснено то, что было сформулировано в Декларации прав человека и гражданина Великой Французской революции 1789 года: «Невежество, забвение прав че­ловека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Если даже Россия на бумаге признает Всеобщую декларацию прав человека, то и это в большей мере происходит, действительно, формально, а не с глубоким пониманием ее необходимости в вопросах отлаживания

общественной жизни. В России еще очень сильны влияния ее собст­венной истории, традиционного менталитета, а опыт других стран, мировой опыт в целом, общечеловеческие ценности здесь находятся на втором плане. Все это происходит и в сфере юриспруденции. Здесь также явно игнорируется опыт других стран.

Как, пишет в своей работе «Основные правовые системы совре­менности (сравнительное право)» Р.Давид: «...пытаться ограничить юри­дическую науку пределами одного государства и излагать или развивать эту науку без учета идей и опыта науки других стран - это значит огра­ничить свои возможности познания и деятельности». Он настаивает, что юридическая наука, как и любая иная общественная наука, не может изучаться «надлежащим образом только в чисто национальном плане» и что «юридический национализм - это провинциализм».

От себя, опираясь уже на опыт государственно-правового строительства в постсоветском пространстве, добавим, что не только формирование юриспруденции, но и государственно-правовое строи­тельство, основанное только на собственном менталитете это не что иное, как типичный провинциализм, ведущий также к обеднению системы знаний о государстве и праве.

Поэтому как можно скорее государственно-правовое строи­тельство и в Российской Федерации необходимо поставить на науч­ную основу.

Не углубляясь дальше в причины появления откровенно не­правильных представлений о государстве и праве и их месте в обще­стве, хотелось бы сказать, что, пока мы не будем иметь такую власть, которая умеет создавать (на опыте ли других стран, или на основе собственных научных изысканий и т.д.) правила жизни в обществе, ведущие к обеспечению прав и свобод человека, так и не сумеем по­строить нормальное общество.

Чтобы выправить сложившееся положение в области государ­ственно-правового строительства в Российской Федерации, по наше­му мнению, необходимо проделать значительную научно-исследовательскую работу по нескольким направлениям реформиро­вания существующей правовой системы.

' Давид Рене. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967. С.3$.

 

Прежде всего необходимо осмыслить всю глубину потребно­сти в дальнейшем совершенствовании Конституции и законов Рос­сийской Федерации.

Внимательное изучение Конституции Российской Федерации показывает, что она еще полностью не соответствует научным требо­ваниям, а также мировому опыту. Речь идет о положениях, опреде­ляющих статус Президента страны в системе разделения властей. Нуждается в совершенствовании и механизм взаимодействия различ­ных уровней государственной власти, на практике до сих пор остают­ся не выясненными такие конституционные положения, как: «совме­стное ведение Российской Федерации и ее субъектов»; «собственное правовое регулирование субъектов Российской Федерации» и т.д. Есть и другие изъяны в Конституции Российской Федерации, на что уже было обращено внимание в юридической литературе.

Второе направление правовой реформы связано с необходи­мостью всестороннего осмысления параметров оптимального право­вого обеспечения проводимых экономических реформ. Правовая ре­форма должна стать важнейшим инструментом осуществления на­зр







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия