Студопедия — Глава 2. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО






Понятие общества и государствообразующего общества

Чтобы выяснить место государства и права в обществе, необ­ходимо разобраться в понятиях, без которых трудно усвоить сущ­ность и социальное назначение государства. Среди них на первом месте находится понятие общество. По большому счету, общество представляет собой определенную исторически сложившуюся форму общности людей.

Л.И.Спиридонов в учебнике «Теория государства и права» пытается уйти от такого определения и пишет: «Освобождаясь от обыденных представлений, общество следует определить не как множество людей, а как совокупность общественных отношений». Однако представление общества только как совокупности общест­венных отношений вряд ли является правильным. Да, действительно, общество - это не просто множество людей, но оно и не есть то, что можно было бы представить без множества людей.

Общество, по нашему мнению, - это все же множество лю­дей, соединенных между собой определенными отношениями (связя­ми), основанными на интересе.

Поэтому более правильное понятие общества, на наш взгляд, дается в учебнике «Теория государства и права», написанным про­фессорами из Уральской государственной юридической академии. Здесь общество рассматривается как «продукт взаимодействия лю­дей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (эконо­мических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями».

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упоря­доченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М, 1996. С. 25.

2 Теория государства и права. Екатеринбург. 1996. С. 27.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и по­литических идей, учений. Политическое устройство общества, по ло­гике вещей, отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

В историческом аспекте обществом нельзя было назвать, пожа­луй, лишь орду, которая в обиходном смысле означает многочисленное и неорганизованное скопище людей. Да и то у тюркских и монгольских народов ордой называли военно-административную организацию, ко­торую нельзя не называть обществом. Род, племя, фратрия, курия - это уже определенная форма общности людей. С возникновением государ­ства общество превращается в более организованное государствообра-зующее общество. Теория юриспруденции как наука имеет дело глав­ным образом с государствообразующим обществом.

Государствообразующее общество - это такое исторически сложившееся общество, которое для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством.

Основу современного государствообразующего общества со­ставляет народ (нация) - социально-экономическая общность людей, объединенных в государство. Он представляет собой в первую оче­редь политическую общность. Народ объединяет в себе всех, какой бы национальности ни был человек, проживающий в государстве. Понятие народ (чаще всего понятия народ и нация употребляются как синонимы) охватывает людей разных национальностей, особенно в многонациональных государствах: оно позволяет не выделять на первый план в государстве ни одной нации как этнической общности. Таким образом, понятие народ в смысле политической общности в современном государствообразующем обществе используется для преодоления понятия нация,понимаемого как совокупность людей, принадлежащих к одной национальности и образующих этническую общность. Государство формируется на основе политической общно­сти людей. Народ, организованный в политическую общность, обра­зует Государствообразующее общество.

Что же организует общество в целостный организм? Здесь, по нашему мнению, необходимо выделить внутреннюю и внешнюю

(обособляющуюся от общества) силы. Внутренняя сила, сплачиваю­щая общество, - самая главная, сущностная, изначальная сила, кото­рая и формирует множество людей в единую целостность. Внешняя сила является производной от внутренней, ею обусловленной силой.

Внутренней силой объединения людей в общество служит определенная идея, часто возводимая в идеологию. При вниматель­ном изучении в любом государствообразующем обществе можно ус­мотреть господствующее влияние на людей по крайней мере одной из следующих идеологий: социальной, национальной, либеральной. Под их влиянием происходит социальное движение в целом. Чтобы разо­браться в механизме социального движения, необходимо вникнуть в суть таких понятий, как социальное взаимодействие, социальные интересы, социальные институты, социальная интеграция, соци­альные конфликты, общественное настроение, социальные при­оритеты, социальная свобода и др.

Подробное рассмотрение и обоснование процесса формиро­вания и функционирования отмеченных нами идеологий и механиз­мов социального движения не входит в задачу настоящего исследо­вания. Этим должны предметно заниматься философия, социология, политология. Нас же больше интересуют вопросы, связанные с госу­дарством и правом, соотношением общества и государства.

Государство, по нашему мнению, как раз и выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государст­во- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество: оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею.

В истории были времена (да и сегодня кое-где имеет место), когда государство и общество сливались вместе. Это при сословно-кастовом обществе, когда государственная власть не избиралась, не формировалась с участием народа, а состояла из представителей при­вилегированного сословия. Такое же слияние общества и государства в одно целое можно наблюдать в тоталитарных режимах.

Сословная или кастовая власти сложились более или менее естественным развитием общества, и на их формирование как-то влияло разделение труда. Поэтому такую форму власти можно, види­мо, назвать исторически необходимой формой организации произ-

водства, распределения его результатов, а отсюда и формирования власти. Что же касается тоталитаризма, то он является искусственно созданной системой управления общественными делами, порожден­ным в периоды кризиса гражданского общества, потери им способно­сти формирования государственной власти.

Таким образом, характеризуя соотношение общества и госу­дарства следует сказать, что в историческом плане с появлением го­сударства общество как бы раскалывается на две части - на государ­ство и остальную, негосударственную часть, которую, по нашему мнению, как раз и следует называть гражданским обществом. Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной сторо­ны, государство, а с другой - гражданское общество, то вопрос о со­отношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на поня­тии и сущности гражданского общества.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 220. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия