Студопедия — Тема 3. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 3. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА






 

Искусство стеба

(о выставке Василия Слонова "Ватники Апокалипсиса")

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно!

М. Лермонтов

 

 

Мы живем в Эпоху Искусству Стеба. Это такое всеобъемлющее и вездесущее искусство. Нечто, вроде глобализма. Эпоха - когда всем от всего смешно. Страшно - а смешно. Больно - а смешно. Смех - он как бы правит всем, он всё побеждает. Всё-всё! Даже смерть и собственную никчемность! Если перефразировать Ленина, то можно сказать, что "важнейшим из искусств для нас является КВН". КВН или "Камеди Клаб"... "Камеди Клаб" или "Смехопанорама"... "Смехопанорама" или ютюбовские ролики "+100500"... Видеообзоры от "+100500" или пошловатые песни от Сергея Шнурова... Неважно что. Главное - как. Главное - это чтобы смешно было. Главное - чтобы поржать.


Вот Гражданская война идет на Украине. Кровавая бессмысленная бойня... Люди друг друга убивают. Поделили друг друга на "ватников" и "укропов". Ну, ведь смешно же, не правда ли?! Включишь телевизор - и обхохочешься! Почитаешь какую-нибудь оживленную дискуссию в Интернете - и проберет смех до желудочных коликов... "Ватники" - это смешно. Давайте посмотрим на себя с точки зрения "ваты"! давайте посмеемся над собой!

 

Именно это, вероятно, предлагает сделать художник-провокатор Василий Слонов. Он делает выставку под названием "Ватники Апокалипсиса". При этом использует технику Йозефа Бойса - того самого великого новатора, который делал отчаянно-странные скульптуры из войлока и проповедовал "человеческую свободу от государственного гнета". У Бойса была выстраданная идея, длинный тернистый путь от фашизма до "настоящей демократии". У Василия Слонова - только стеб. У Василия Слонова - только вата.

 

Кремль из ваты. Национальная одежда из ваты. Свадебные кольца из ваты. Топора с выгравированными на лезвиях портретами Ельцина и Сталина, Брежнева и Путина. Металлические кокошники с жуткими цепями (а-ля игрушки БДСМ) и надписями "Газпром", "Роснано", "Мосфильм"... Весь этот стеб, однако, вызывает у меня отнюдь не смех, а - ужас. Панический ужас от того, насколько же отвратительно-безумной карикатурой может показаться со стороны наша русская жизнь!.. Апофеоз творчества художника - это кремлевская стена с "храпящими" урнами вождей. Это произведение - словно резюме ко всей "отечественной вате". Вожди не умерли. Они спят. И мы спим. Россия спит.

 

Стеб Василия Слонова похож на иронию Василия Шумова в песне "Всё наше навсегда": "Матрешка, балалайка, "Волга", изба, борщ, самовар, спутник, блины... Навсегда! навсегда! Всё наше навсегда!". Художник Слонов тоже перечисляет национальные архетипы, заворачивая их в толстый слой грязновато-серой ваты. "Наша вата навсегда", - хочется пропеть вместе с вокалистом группы "Центр".

 

И всё это я понимаю... Стёб - он и в Африке стёб. Но почему все-таки "Ватники Апокалипсиса"? Выходит, что русские люди несут миру смерть? Как это понимать? Увы, не зная ничего ни о политических, ни о философских взглядах автора, я вынужден предположить, что "Ватники Апокалипсиса" - это всего лишь очередная забавная шутка, очередной стеб. Игра слов, базирующаяся на созвучии "всадники" и "ватники". Игра слов - ничего больше. Простой стеб - ничего серьезнее.

 

Конечно, можно писать длиннющие искусствоведческие диссертации, строить бесконечные концепции на тему "национальной самоидентичности"... А можно просто вспомнить, что мы живем в Эпоху Искусства Стеба. Пожаловаться самим себе, всплакнуть немного, а потом и посмеяться над собственными слезами!.. Ну, не смешно ли?!

 

А. Паниковский

 

Тема 3. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

Египет - древнее государство в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке.

Заселение территории Египта восходит к эпохе палеолита. В Х-VI тысячелетии до н.э., когда климат был более влажным, кочевавшие по территории Египта разрозненные племена жили в саваннах, окружавших Нил, дельта и долина которого были ещё заболочены. Племена занимались собирательством, охотой, а позднее и рыболовством. Изменение климата в эпоху неолита, приведшее к иссушению саванн, принудило их спуститься в пойму Нила. Среди них были протосемиты, берберы и кушиты, из смешения которых к 4-му тыс. до н. э. образовался египетский народ.

Увеличение населения, которое не могло уже существовать за счёт охоты и рыболовства, ускорило переход к скотоводству и земледелию, что обусловило появление территориальных общин. Нужда в дополнительной площади, пригодной под посевы, вызвала необходимость создания сети осушительных каналов и дамб, для сооружения которых использовался труд общинников и рабов, захваченных при междоусобных войнах. Древнейшие земледельческие поселения в Египте были очагами последовательно сменявшихся в 5-4-м тысячелетии до н.э. культур. Использование подневольного труда способствовало социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению вождей племён в царьков. Возникли примитивные государственные образования, к которым, вероятно, восходит часть более поздних административных округов Египта. Между ними велась борьба за землю, скот и рабов. Около середины 4-го тысячелетия до н.э. образовались два царства: на Севере — Нижний Египет, на Юге — Верхний Египет (с центрами, соответственно, в Буто и Иераконполе). Окончательно всю страну объединил около 3000 лет до н.э. царь Юга Менес (Мена), который захватил Нижний Египет и основал крепость «Белые стены», ставшую в 28 в. до н.э. столицей Египта. С объединения Египта началась династическая эпоха (всего до второго завоевания Египта персами в 341 году до н.э. было 30 династий). Страна превратилась в централизованную восточную деспотию. Она обеспечивала создание общей для всего государства системы ирригационных сооружений.

Раннее царство (около 3000 - около 2800 лет до н.э.). Этот период охватывал время правления первых двух династий. Оно характеризовалось развитием ирригационного хозяйства, совершенствованием каменных и медных орудий, появлением гончарного круга, расширением меновой торговли. В это время формировались государственный аппарат и обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов; выделились административные округа - номы во главе с номархами; систематически предпринимались грабительские походы: на Юге в Куш (Нубию), против ливийцев на Северо-Западе и бедуинов Синайского полуострова, где находились медные рудники. Каждый такой поход не обходился без жертв. Помощь в очередном сражении существо, по их мнению, оказывали боги, как в победе, так и исцелении раненных.

Первыми медицинскими божествами были Осирис – символ животворящего солнца и благодатного Нила и его сестра и супруга - Исида. В памятниках египетских древностей сохранился прекрасный миф о страданиях и борьбе этой четы, о подвигах их сына Гора. О медицинских способностях Исиды свидетельствует миф о том, что эта богиня, найдя своего сына убитым титанами, возвратила его к жизни и сделала бессмертным, научила его медицине и искусству отгадывать будущее. Сложные лекарства, носившие название Исиды, были еще в ходу во времена Галена.

Осирис - в древне-египетской мифологии один из наиболее почитаемых богов, культ которого из г. Бусириса (где он первоначально почитался) в середине 3-го тыс. до н.э. распространился по всей стране (центром культа Осириса стал г. Абидос). Согласно мифам, Осирис считался сыном бога земли Геба и богини неба Нут, его сестрой и супругой была Исида, сыном - Гор. Унаследовав царство отца, Осирис управлял им мудро и справедливо. Брат его, злой бог пустыни Сет, завидуя ему, убил Осириса, а тело бросил в Нил. Исида нашла тело мужа, но Сет выкрал его и, разрезав на 40 частей (по числу номов), разбросал по Египту. После долгих поисков Исида собрала их и с помощью магических заклинаний оживила Осириса Миф об Осирисе, умирающем и воскресающем боге, характерный для земледельческих народов, символизировал умирающую и воскресающую природу. Осирис считался богом зерна, виноделия, дарующим жизнь и влагу, покровителем и судьей мёртвых. В греко-римскую эпоху культ Осириса широко распространился за пределами Египта. Миф о нём оказал существенное влияние на формирование мифа о Христе. Изображался Осирис обычно в виде мумии.

Исида, в древнеегипетской мифологии одна из наиболее почитаемых богинь, культ которой впоследствии широко распространился и за пределами Египта (в Малой Азии, Сирии, Греции, Италии, Галлии и др.). Супруга и сестра Осириса, мать Гора, И. считалась олицетворением супружеской верности и материнства. Почиталась также как богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, охранительница умерших, позднее - как богиня мореплавания. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сохранившееся изображение Исиды с младенцем Гором на руках повлияло на иконографию богоматери.

К этой эпохе относится деятельность ученного имхотепа - древнеегипетский архитектор, верховный сановник, первого врача - специалиста. Имхотеп - обожествленный впоследствии древний мудрец, сподвижник одного из фараонов третей династии Покровитель ученых, писцов, врачей - он изображался в виде человека с развернутым папирусом в руках. Его главный храм был в Мемфисе, где находилась также и знаменитая медицинская школа.

Величайшим уважением пользовался бог Тот, который изображался в виде человека с головой ибиса или в образе павиана (символы мудрости). Он считался другом и секретарем Осириса, изобретателем культуры оливкового дерева, языка, письменности, религиозных обрядов, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и в особенности медицины.

Тот - в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был г. Гермополь Великий. Согласно мифам, на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний умершего. В древнегреческой мифологии отождествлялся с Гермесом.

Все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «Фарма-ци» или «Фарма-ки», что означало «защитник», «исцелитель». Отсюда и произошло слово фармация, фармацевт, фармакопея и др.

Занятие медициной передавалось по наследству. Начиная с первых династий, в Египте существовали особые учреждения – «дома жизни», где будущие врачи получали образование. Многие из этих «домов жизни» были знамениты и пользовались международной славой. Закончив свое образование по разным специальностям, врачи служили в качестве лейб-медиков при дворах царей или становились наставниками медицины. Их приглашали для консультаций в особо сложных случаях. Обыкновенно за советами обращались в тот или иной храм, который от себя уже командировал врача. Врачи не получали от выздоравливающих гонорар. Жили они как все жрецы, доходами отчасти от имений, принадлежавших храмам, отчасти от выделяемой в их пользу части государственных сборов, отчасти от жертвоприношений тому храму, который дал врача.

Древнее царство (около 2800 - около 2250 лет до н. э.) началось с воцарения первого царя III династии Джосера. В этот период продолжали развиваться сельское хозяйство, ремесло, торговля и строительство. Наряду с общинным появилось частное землевладение. Укрепился бюрократический аппарат, возглавляемый верховным сановником - тчати (визирем). Могущество фараона, который был также верховным жрецом и считался верховным собственником земли и подданных, достигло апогея; древняя номовая знать в большинстве стала придворной.

Развитие ремесла, сельского хозяйства оказало значительное влияние для медицины и фармации. В Египте непосредственно для лечения использовались такие лекарственные формы, как мази, водные растворы, промывания, впрыскивания, клизмы, компрессы, примочки, настои, отвары и способ окуривания.

Лечение фараонов проводилось в соответствующей строгости и компетентности лекарей, придавая фараонам обожествление и идею неограниченной власти, которая впоследствии воплотилась в сооружении грандиозных гробниц пирамид, особенно при III—IV династиях (пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина). При их строительстве широко использовался труд рабов и крестьян.

Первый распад Египта (около 2250 - около 2050 лет до н.э.). В 23-22 вв. Египет распался на ряд враждовавших между собой номов и мелких государств. Это привело к упадку ирригационной системы и, следовательно, сельского хозяйства. В районах, не доступных разливу Нила и не входивших в состав общинных земель, развивалось частное землевладение, что способствовало распаду общины. Расширилась прослойка мелких и средних собственников, нуждавшихся в изделиях ремесла. Развитие ремесла и торговли обусловливало рост городов, заинтересованных в единстве страны, что служило предпосылкой для её нового объединения и восстановления ирригационного хозяйства. Объединение страны осуществлялось постепенно в ходе междоусобной борьбы. На Севере возвысились номархи Гераклеополя (IX и Х династии), на Юге - Фив (XI династия), которые одержали победу над Гераклеополем. Около 2050 лет при Ментухотепе I страна вновь была объединена под гегемонией Фив, которые стали столицей Египта.

Развитие медицины в данный период отражает научность в подходе к лечению различных болезней. Египтяне на основе существующих четырех основных элементов мира (воздух, вода, земля и огонь) разработали учение о четырех основных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обуславливающих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме, согласно которому в воздухе содержатся невидимые и невесомые вещества, при вдохе приникающие в легкие и сердце и затем разгоняемые по всему телу. Нормальное состояние крови и пневмы предопределяет здоровье человека, а нарушение состояния этих веществ приводит к болезни. С данными воззрениями был связан и характер воздействия на организм: лечение, направленное на удаление из организма образовавшихся в нем гнилостных веществ, дурной крови и паразитов. Это достигалось назначением препаратов, которые вызывали рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потовыделение. Арсенал применяемых препаратов говорит о высоком развитии эмпирической фармации в Древнем Египте.

Среднее царство (около 2050 - около 1700 лет до н.э.). Этот период в основном включает время правления XII династии, при которой производились крупные ирригационные работы в Файюмском оазисе. В обширных поместьях знати применялся, очевидно, наряду с трудом рабов труд свободных земледельцев. Появились бронзовые изделия. Расширился обмен с Сирией, Критом, на Юге - с Пунтом. При Сенусерте III был присоединён Куш до 2-го порога Нила. При первых фараонах XII династии междоусобные войны ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я половина 19в.), подавившем номархов, упрочилась центральная власть (столицей Египта стал г. Иттауи). Однако усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, которое около 1750 привело к новому распаду страны.

Появление бронзовых изделий привело к новой эпохе медицины. Так, из бронзы изготавливали различные амулеты и примитивные инструменты для врачевания, а также посуду, используемую для врачевания, изготовления и приема лекарств. С помощью амулетов египтяне оберегались от укусов змей и скорпионов, перегрева и т.п. А с помощью инструментария проводились различные укалывания, исследование доступных полостей и т.п.

Второй распад Египта (около 1700 - около 1580 лет до н.э.). Около 1700 в Египет вторглись с Северо-Востока племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 110 лет. Их цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который изгнал около 1580 года гиксосов из Египта.

Новое царство (около 1580 - около 1070 лет до н.э.). В это время стала шире применяться бронза, появились первые изделия из железа, совершенствовались техника обработки металла, конструкция ткацкого станка и плуга, получили распространение колёсные повозки, развивалось стеклодельное ремесло. Из покорённых и соседних стран в качестве дани и путём обмена доставлялось сырьё: серебро, свинец, медь, лес из Сирии и Палестины, золото, слоновая кость из Куша, благовония, ценные породы деревьев из Пунта. Сохранились известия о флоте, снаряжённом царицей Хатшепсут в Пунт. Небывалых прежде размеров достигло частное рабовладение. Десятки тысяч рабов приводились после успешных походов. На развитие фармации значительное влияние оказали изготовители красок, мыловары, красильщики, стеклодувы.

Поздний (ливийско-сансский и Персидский) период (около 1070-332 года до н.э.) характеризуется повсеместным распространением железа (с 7-6 вв. до н.э.), широким развитием денежного обращения и ростовщичества, разорением трудящихся масс, дальнейшим распространением кабального рабства и в то же время попытками запрещения порабощения за долги. После очередного распада Египта во 2-й половине 11 - начале 10 вв. предводитель ливийских военных поселенцев Шешонк в середине 10 в. воцарился в Бубастисе и положил начало XXII династии, фараоны которой стремились объединить Египет в единое государство. Во 2-й половине 8 в. до н.э. Египет попал под власть Куша (XXV династия), а в 671 до н.э. был завоёван ассирийцами. Освободить и объединить страну удалось правителю Саиса Псамметиху I (правил в 663—610 г.г.) с помощью греческих и карийских наёмников. Однако ослабленный Египет не мог отразить армию персидского царя Камбиса и в 525 году до н.э. был покорён и включен в Персидскую империю. Это облегчило дальнейшее расширение торговых связей, особенно с Грецией и Малой Азией. Около 404 года до н.э. Египет временно добился независимости, но в 341 году до н.э. был вновь покорён персами, а в 332 году до н.э. завоёван Александром Македонским.

В 5 веке до н.э. в Египте была хорошо развита практическая технология дубления, крашения, изготовление моющих средств и парфюмерии. «Химики-технологи» были лишь практиками, теория в те времена развита не была и мало что значила. Умельцы устно передавали свой богатый опыт.

Греко-римский период (332 год до н.э. - 395 год н.э.). После 332 года до н.э. Египет стал частью эллинистического мира. Основанный Александром Македонским на побережье Средиземного моря г. Александрия являлся крупнейшим эллинистическим торговым и культурным центром; в Египте возникли новые центры ремесла и торговли, расширились торговые связи (вплоть до Аравии и Индии), произошло органическое слияние культур государств Запада и Востока Дальнейшее расширение торговли и денежного обращения благоприятствовало развитию ростовщичества. Тяжёлый налоговый гнёт и система государственных монополий заставляли земледельцев и ремесленников покидать поля и мастерские. К концу 2 века до н. э. заметно сократилось производство, сузился рынок, наступил экономический и политический кризис. В 639—642 годах Египет был завоёван арабами.

В период Древнего царства при дворце фараона были созданы школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства - при крупных государственных учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера; в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной начинали новый абзац (отсюда выражение «красная строка»). Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках известняка. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешали писать на длинном узком свитке папируса. Существовали школы при храмах, где, помимо общих предметов, давали религиозное образование, а, кроме того, обучали астрономии и медицине.

Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургические шины, для чего имелись наборы хирургических инструментов. Однако вполне рационалистические представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания.

Мумификация, изготовление благовоний, лекарств, красок и т.п., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка.

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологических систем восточной деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма, обожествления растений и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т.е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, бог Тот — в виде человека с головой ибиса, и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях.

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни.

Источниками сведений о медицине и фармации Древнего Египта являются:

1) Германские книги, из 42 этих книг 6 касаются медицины.

2) папирус Кахунский.

3) папирус Эберса.

4) папирус Бругша - найден в Мемфисе.

Древнейшие сведения о лечении животных относятся к 4-му тысячелетию до н.э. Папирус, найденный в г. Кахуне (Египет) в 1889 переведённый советским академиком В. В. Струве, содержит описание некоторых болезней домашних животных, что говорит о том, что в Древнем Египте наряду с медицинскими науками преподавали и ветеринарию. Самый древний папирус - Кухунский - главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов

В древнеегипетских папирусах Эберса (3-2-е тысячелетие до н.э.) есть указания на некоторые приёмы оказания помощи при трудных и осложнённых родах. Также имеются первые систематизированные сведения о лекарственных веществах в папирусе Эберса (17 в. до н.э.). Он состоит из 110 страниц по 22 строки каждая и имеет надпись «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».

Еще более близкий к нам по времени папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия, относящиеся к медицине и фармации.

Понятие о причинах возникновения болезней жрецы связывали с богами. Но наряду с этим египтяне признавали естественные причины болезней: была известна роль кишечных паразитов, лечение которых рассматривалось как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих ряд болезней.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Бальзамирование охватывало только привилегированную верхушку - жрецов, царей, наиболее состоятельных людей.

Анатомия и физиология древних египтян была весьма скудна. Животные считались священными, и бальзамирование трупов большей частью ограничивалось такими приемами, которые не позволяли детально изучить человеческое тело: так, например, бальзамирование состояло в погружении тела в натриевую щелочь или раствор поваренной соли, во введении кедрового масла в анальное отверстие.

Болезнь египтяне рассматривали как результат изменения различных частей тела и в особенности - крови.

В папирусе Эберса представлено около 800 рецептов и большинство из них оказывали опорожняющее действие. Другие лечебные средства ставят своей целью возбудить отрыжку и отход газов. Медицина находилась в руках касты жрецов, которые должны были строго выполнять все предписания ритуала: лишения, умеренность, обрезания, крайнюю опрятность, омовение днем и ночью. Такие же строгие предписания распространялись на весь народ.

Египтянам были известны в большом количестве лекарственные вещества и разнообразные формы их приготовления. Право приготовления лекарства имели только люди, принадлежавшие в высшей касте священнослужителей. Применялись простые и сложные вытяжки, отвары, кашицы, мази, пасты, растворы, промывательные отвары, пилюли (без меда для мужчин и с медом для женщин), полоскания, втирания (растительное масло с цветками ромашки при болезнях сосудов и нервов), компрессы, клизмы (их изобретение приписывается египтянам), пластыри, примочки (из меда – при опухолях желудка), горчичники, припарки (при гнилостных болезнях), окуривания. Сигнатуры были такие: «утром» и «вечером». В ходу были курительные средства – «кифи», изготовлявшиеся в виде шариков из можжевеловых ягод, ладана, мирра, мастика, аира, стирикса, изюма, вина, и даже асфальта. При изготовлении и перед приемом лекарства обязательно произносилась молитва. Что же касается окуривания, то в Древнем Египте большим спросом пользовался ладан - ароматическая смола, добываемая из надрезов коры деревьев семейства бурзеровых, произрастающих на побережье Красного моря. Ладан ценился египетскими жрецами не только за его свойство распространять при сжигании благоухание, достойное богов, но и за способность пресекать распространению болезней. Вот почему это вещество входило также в состав смесей для окуривания жилищ и одежд больных.

Во время операций египтяне использовали анестезирующие вещества – растирание соком мандрагоры. На кровоточащую рану накладывали кусок «сырого мяса» (прародитель гомеостатической губки), затем края сшивали с помощью иглы и нитки. Если рана не была обширной, то на нее крестообразно накладывали пластырь. Гноящиеся раны посыпали хлебной или древесной плесенью. При изготовлении лекарств древние египтяне использовали соответствующие технологические приемы: измельчение, просеивание, настаивание, процеживание, отжимание.

В качестве лекарств употреблялись хлебные растения, продукты кедра, смоковницы, пальмовое вино, уксус, белена, мак снотворный, мята, папирус, подорожник, смола, бальзамы, касторовое масло и вино, пиво, пивные дрожжи, порошок гнилого дерева, ладан, мирра, финиковый мед, тесто, полынь, алоэ, морской лук, опий (одно из главных средств) и др. Были известны ядовитые свойства стрихнина. В число лекарственных средств животного происхождения входили молоко женщин, коров и ослиц, мед – при лечении глаз, бычья желчь, жиры, мозг, печень, кровь животных, волосы, зубы, кислое молоко, моча, помет и т.д.

В рационе древнеегипетской медицины, встречаются препараты, названия которых не может не вызвать недоумения, например, мазь из толченного черепа осла, настой на зубе этого животного, настойки на экскрементах различных животных. Но если критически подойти к названиям этих лекарственных веществ, то можно предположить, что это лишь фольклорное наименование целебных трав и веществ.

Гораздо беднее были представлены минеральные средства: в качестве лекарственных средств применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль и др.

С целью сокрытия лекарственных средств от народа жрецы давали лекарствам самые замысловатые названия по имени различных богов. Одни и те же синонимы присваивались различным лекарственным средствам, поэтому сейчас трудно определить, что представляли собой те, или иные лекарственные средства, хотя такие попытки сделаны.

Например, порошок «Пульвис – мумия»: мумию растирали в порошок и из этого порошка приготовляли лекарство. В новое время, когда мумии стали встречаться реже, порошок стали изготавливать из черепа, и даже в 18 веке люди пользовались подобными средствами.

Достижения египтяне в области химии были столь прославлены в древнем мире, что некоторые авторы склонны к мнению о том, что слово «химия» восходит к старинному названию Египта – «Кемет». Древним египтянам были известны шесть металлов: железо, свинец, олово, медь, серебро и золото. Они знали процесс получения золота, металлургия которого, не претерпев существенных изменений, перешла от египтян к другим народам, включая римлян. В Египте умели восстанавливать железные руды в плавильных печах, по-видимому, знали и процесс закалки. Олово в чистом виде использовалось египтянами для украшения надгробий. Благодаря существованию естественных запасов соды, этот препарат стал применяться в Египте как в фармации, так и при получении стекла. Следует напомнить также о приготовлении хлеба и вина посредством сбраживания виноградного сока, пива, уксуса, растительных и животных жиров, о духах из эфирных масел, о получении керосина. Многие названия веществ, употребляемых в Древнем Египте, дошли до нашего времени, например, натрия, сурьма.

Важную роль у египтян играла гигиена. Они полагали, что в пищевых продуктах содержатся элементы, вызывающие заболевания, и что можно предохранить себя от болезней, периодически освобождая свой организм от излишков: испорченных соков, воздуха, гнилостных веществ, дурной крови. Поэтому практиковалось каждые три дня очищение организма, заключающееся в приеме рвотного, слабительного, в промывании кишечника, в потении или полном воздержании от пищи. Гигиенические знания и мероприятия служили делу сохранения здоровья, предупреждения болезней и продления жизни.

Медицина и фармация Древнего Египта оказали большое влияние на медицину Древней Греции, а также других государств. Но сама египетская медицина с самых древних времен была поставлена в строго религиозные рамки, исключающие всякую возможность свободного исследования. При таких условиях она не могла идти вперед, и так и застыла, просуществовав в этом виде многие тысячелетия.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 206. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия