Студопедия — КУЛЬТОВЫЕ ФИЛЬМЫ - ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕРМИНА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТОВЫЕ ФИЛЬМЫ - ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕРМИНА






 

Культовые фильмы – это фильмы, уважаемыми отдельными группами новоявленных знатоков, которые придают отдельное значение фильмам определенного режиссера или с определенным актером, или фильмам с определенной тематикой. На практике, культовый статус может завоевать практически любой фильм – и это, фактически, и есть цель любого фильммейкера – чтобы интерес к его фильму поддерживался после того, как фильм уже вышел из кинопроката (показы в кинотеатрах закончились). Таким образом, культовые фильмы можно определить, как особенные фильмы, связанные с группой фанатов, которые никогда не устают пересматривать или обсуждать их.

Культовые фильмы, в отличие от фильмов крупных Голливудских студий с их прямолинейными сюжетами и стереотипическими персонажами, связаны по своей природе с экстремальными сюжетами. Культовые фильмы – это обычно ‘маленькие’ фильмы (в том смысле этого слова, который противопоставлял бы их ‘крупным’ Голливудским картинам), повествующие о странных героях в странных сюжетах, развивающихся самым непредсказуемым образом. Дэниель Лопез в своей книге «Жанры фильмов» делит культовые фильмы на три основных категории: популярный культ, фильмы для избранных и фильмы для субкультур.

Главный пример первого типа культовых фильмов – это «Звездные войны» Джорджа Лукаса 1977 года, фильм, который планировался как своеобразная рефлексия и ответ на сериалы 1940-50-х годов. Используя простую тему ‘ковбои против индейцев’, позаимствованную из вестернов периода его детства, Лукас обновил ее, добавив технологии и переместив действие в космос. Его фильм, хоть и не оказал никакого воздействия на жанр вестерна, вызвал возвращение интереса к научно-фантастическим и приключенческим сериальным жанрам. В последующие годы Голливуд был переполнен фантастическими триллерами, самыми популярными из которых были «Стар-трек» саги. В то же время еще одно творение Лукаса, фильмы про Индиану Джонса, показали, что интерес к приключенческим экшн-сериалам также сохранялся. Это было подтверждено воскрешением студией Warner Bros персонажа Бэтмана, который первоначально появился на экранах в коротких эпизодах сериала 1940-х годов. В 1997 году культовый статус «Звездных Войн» был подтвержден, когда фильм вновь вышел на кино-экраны и побил все рекорды по кассовым сборам, потому что его фанаты бросились снова и снова пересматривать свой любимый фильм.

 

Однако широкая популярность и высота кассовых сборов обычно являются антитезой понятию «культовое кино», - факт, проиллюстрированный т.н. ‘фильмами для избранных’. Это фильмы, которым уделяется внимание группами особых интересов, вроде кино-обществ, киноманов и академиков. Обобщая, можно сказать, что эти фильмы, как правило, являются неамериканскими, экспериментальными или фильмами непопулярных жанров. В этом случае сторонники конкретного фильма считают, что этот фильм был пропущен или не понят любителями кино в целом. Они заново открывают работы таких режиссеров фильмов класса Б, как Дуглас Сирк или Сэм Фаллер, и с помощью ретроспектив и статей в журналах о кино пытаются добиться для этих режиссеров статуса авторов, фильмы которых содержат некий смысл, доступный только им, сторонникам. Во многих случаях культовый статус, присужденный этим режиссерам, привел к переоценке их вклада в культуру историками кино и исследователями и к возобновлению дистрибьюции их фильмов.

 

Похожий процесс также срабатывает с фильмами признанных режиссеров, которые каким-то образом не оказали никакого воздействия в период их первоначального выпуска на киноэкраны. Яркий пример этому – «Это прекрасная жизнь» Фрэнка Капры 1946 года. Первоначально этот фильм был воспринят как сентиментальный мусор, и был быстро отвергнут. Однако его фанаты продолжали пересматривать его снова и снова вплоть до 80-х годов, когда он был заново открыт телевиденьем и стал классикой. Похожие трансформации происходили с фильмом «Искатели» Джона Форда и, как это не удивительно, с «Волшебником страны Оз» Виктора Флеминга, который первоначально вышел в 1939 году и оставался провальным до своего второго и третьего переиздания в конце 40-х годов.

 

Третий тип культовых фильмов – это первое, что приходит в голову среднему человеку при упоминания термина ‘культовое кино’, это культовые суб-культурные фильмы. Это незаметные фильмы, замешанные на противоречивой тематике и на экспериментаторстве. Они часто сделаны дешево и обычно долго не задерживаются в кинопрокате. И все же, для фанатов эти фильмы содержат какое-то скрытое послание. С помощью прямого общения, слухов и целого спектра новых медиа, включая видео и интернет, культ распространяется, и фильм живет – намного дольше, чем его создатель мог рассчитывать. Особо поражает то, что по всему миру определенный сегмент любителей кино реагирует одним и тем же образом на одни и те же фильмы, не знания о его специальном культовом статусе. Этим и можно измерить потенциал фильма к превращению в культовый.

 

Подобные фильмы, субкультурные фавориты, изменили традиционную модель посещения кинотеатров и роль зрителей. Традиционно зрители пассивны и реагируют на подсказки с экрана о том, когда смеяться, а когда плакать. Субкультурная аудитория, однако, занимает авторскую роль. Благодаря тому, что зрители видели фильм такое количество раз, что они знают все диалоги наизусть, они часто наряжаются в своих любимых героев и, когда этот герой появляется на экране, часто выкрикивают новые строки диалога, которые они заранее придумали. Такой новый сценарий часто ссылается на физические характеристики актера или предзнаменует будущие повороты сюжета. Во многих случаях зрители выкрикивают указания актерам, например, что им стоит вернуться назад и выключить свет или закрыть дверь. В общем, зрители самыми разными образами участвуют в показе их любимого фильма, и этим сам показ превращается в некий перформанс. Часто зрители по ролям читают строки диалога вместе с актерами на экране и т.п.

Пожалуй, самый яркий пример этого феномена – неоспоримый король культового кино, британский фильм-мюзикл «Кинокартина Роки Хоррора» 75-го года, рассказывающая о новобрачных Брэде (Бэрри Боствик) и Джанет (Сьюзан Сэрандон), которые в дождливую ночь оказываются в ловушке в неком странном доме. Их встречает группа любящих повеселиться инопланетян с планеты Трансильвания, возглавляемых Доктором Франкенфартером (Тим Карри), который расхаживает по дому в сексуальном женском нижнем белье и сетчатых чулках и поет всяческие песенки вроде “Я сладкий трансвестит из транссексуальной Трансильвании” (собственно, поет и танцует не только он, а все герои и поодиночке, и вместе – ведь это рок-н-рольный мюзикл!). Он создает некого монстра, по типу Франкенштейновского, которого зовут Роки Хоррор и который создан единственно с сексуальной целью. В течение вечера Франкенфартер умудряется соблазнить обоих новобрачных, после чего внезапно освобожденная Джанет пытается развлечься еще и с Роки.

Когда фильм впервые вышел на экраны в 1975 году это был провал, но, однако, благодаря слухам он заслужил репутацию андерграундного культового фильма, что заставило его американского продюсера Лу Адлера убедить студию Twentieth-Century Fox попробовать найти какие-то альтернативные способы рекламы фильма, дабы предотвратить полный провал. Фильм снова вышел на экран – сначала в кинотеатре Waverly в Гринвич Виладж а потом на полуночных сеансах по всей стране. Первые зрители фильма были в основном представителями социальных групп, представленных в нем – трансвеститы, геи, фанаты фантастики, панк-рокеры и студенты психологических факультетов (которые, возможно, ходили на показы, чтобы изучать остальных зрителей).

Для фанатов посещение полуночных сеансов этого фильма стало превращаться в своего рода ритуал. Зрители не только наряжались в костюмы героев, но и также разговаривали с экраном, создавали новые диалоги, танцевали в проходах, посыпали друг друга рисом во время сцены помолвки и поливали друг друга водой во время сцен с дождем. Опытные фанаты, конечно же, приходили с зонтиками, а новички обычно возвращались домой мокрые и облипшие рисом. В последующие годы фильм стал важнейшим элементом полуночных сеансов по всей стране и достиг статуса самого значительного культового фильма всех времен.

Актеры субкультурных фильмов также становятся культовыми. Это мало повлияло на известных актеров, но зато сделало карьеры таких икон Б-фильмов как Дивайн (постоянный актер-трансвестит в фильмах Уотерса) и Брюс Кэмпбел (актер фильмов ужасов, снялся в том числе в «Зловещих мертвецах» 1-3), которые стали звездами полуночнх сеансов и главными знаменитостями на съездах фанатов. Однако даже уже умершие актеры иногда становятся культовыми – яркий тому пример – культ Бела Лугоши, приведший к пересмотру старых хоррор-фильмов с его участием.

 

Сложно предвидеть, какие фильмы удостоятся культового статуса у субкультурных зрителей, однако большая часть уже удостоившихся – это фильмы в жанре хоррор и научная фантастика. Культовые хоррор фильмы обладают большинством характеристик культового кино в целом. Редко они являются продукцией мэйджор-студий, - они находятся где-то на грани кинематографа в вечном поиске необычных и противоречивых тем и шокирующих сцен насилия. Они либо настолько оригинальны, что кажутся ‘перебором’ среднему зрителю, или же, наоборот, являются настолько вульгарными производными уже существующих (признанных) фильмов, что на них не обращают внимания ни зрители, ни критики.

 

Хоррор-фильмы имеют особый статус для зрителей культового кино по разным причинам, главная из которых – это авторская роль, которую некоторые из этих фильмов дают аудитории. Большинство хоррор-режиссеров не вкладывают в свои творения никакого глубинного смысла, они просто хотят заработать денег. Большинство сюжетов вращаются вокруг некого демонического нарушения обычного порядка вещей, который должен быть восстановлен протагонистом. Такой в основе своей безопасный взгляд на мир позволяет зрителям ‘писать’ свой собственный текст с любым количеством субъективных смыслов в независимости от того, что происходит на экране. ‘Консервативная’ позиция режиссера оставляет много места для альтернативных прочтений текста, позволяет введение тем сомнения во власти, отрицания правительства и военно-индустриального комплекса, сексизма, энвайроменталистских тем, которые всегда появляются, если хоррор-фильм повествует о столкновении человека и природы. Пожалуй, первым культовым фильмом, поднявшим эти темы, был фильм «Уродцы» Тода Браунинга 32-го года, официально запрещенный в течении 30-ти лет после своего первоначального выхода на экран. Мораль фильма, в общем-то, была проста – что красота бывает не только внешняя. Когда красивая цирковая гимнастка начинает играть с чувствами карлика, ее наказывает компания цирковых уродцев, превращая ее физическую красоту в бесформенность, отражающую ее внутреннее уродство. Браунинг явно пытался сделать развлекательный хоррор-фильм, который расширял бы границы жанра, и нет никаких свидетельств тому, что он сам вкладывал в этот фильм все те множественные метафизические смыслы о противостоянии добра и зла, тела и души, которые приписывали ему зрители в течение 60-ти лет после его первоначального выхода на экраны.

Другой фильм, «Вторжение похитителей тел» 56-го года, был расценен исследователями как выпад против маккартизма 50-х, хотя наверное более правильно рассматривать этот фильм как утверждение более общего характера, направленное против конформизма и подавления индивидуальности, которым характеризовался этот период.

Легендарный фильм «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро был не только самым кровожадным фильмом своего времени, он основывался на фундаментальных страхах человека. Как и фильм «Птицы» Хичкока, несомненно повлиявший на картину Ромеро, «Ночь живых мертвецов» повествует о группе людей, оказавшихся в ловушке в некой ограниченной географической области, где природа вышла из под контроля, потому что человек нарушил ее законы. Фильм этот особо эффектен, так как он имеет дело с градациями безумия, начиная с сильного страха и кончая ощущением, что человек абсолютно беспомощен перед тем, чего он больше всего боится. Зрители сидели прикованные к сиденьям, убежденные, что нет другого выхода, кроме смерти. История фильма началась с того, что его показывали как вторую часть сдвоенных сеансов в драйв-ин кинотеатрах, и благодаря сильным слухам о нем и постепенному признанию критиками, фильм был возрожден в университетских ретроспективах и музейных показах, где он был объявлен шедевром, после чего он опять вернулся к полуночным сеансам.

Еще одна причина культовости низкобюджетных хоррор-фильмов - это тот факт, что они часто расширяют границы того, что считается дозволенным. Например, легендарный «Праздник крови» Гордона Льюиса 76-го года стал первым фильмом, пошедшим дальше, чем просто демонстрация крови – он впервые показал человеческие кишки, что было значительно позже подхвачено Голливудом в более высокобюджетных постановках с большим количеством дорогих спецэффектов. Другой низкобюджетный фильм, «Зловещие мертвецы 2» 87-го года режиссера Сэма Райми, превзошел своего предшественника, показав экстремальное насилие такой плотности, что глаз человека едва мог уследить за мелькающими кадрами безумия.

И, наконец, еще одна причина притягательности низкобюджетных хорроров – это то, что целая куча мэйджор режиссеров и актеров, включая Джека Николсона, Тома Хэнкса, Франсиса Форда Копполы, начинали именно в них. Корман однажды назвал такие фильмы школой кино, где он научился всему, что нужно знать для успешной карьеры в кинобизнесе. Самое интересное, что эта система работала и наоборот – многие старые актеры, в молодости игравшие в мейджор-фильмах, заканчивали свои карьеры в хоррор фильмах класса Б. К ним относятся, к примеру, Борис Карлофф («Террор» Кормана и Копполы), Бела Лугоши («План 9 из открытого космоса» Эда Вуда), Ивон ДеКарло («Группа поддержки Сатаны») и Ричард Бэйзхарт («Особняк обреченных»). Это актеры, которые были забыты Голливудом, но зато получили некий новый звездный статус среди субкультурной аудитории. Такие актеры часто проводили последние годы своих карьер, разъезжая по конвенциям любителей комиксов и хоррор фильмов, где раздавали автографы поклонникам.

Научно-фантастические фильмы очень похожи на хоррор-фильмы в том смысле, что они тоже расширяют кинематографические границы, благодаря, собственно, своему жанру. Это футуристические, сосредоточенные на технологиях фильмы, которые используют спецэффекты для создания мира, которого еще нет. Кстати, фантастические фильмы могут одновременно быть еще и фильмами ужасов. Для создания Франкенштейновского монстра потребовалась технология, технология же потребовалась для того, чтобы встретиться с инопланетным монстром в «Чужом» 79-го года и уничтожить его. Как и хоррор фильмы, фантастика поднимает вопрос влияния человека и его технологии на мир, в котором он живет. Фантастические фильмы делают политические утверждения путем намеков: ‘вот что будет с человечеством через 100 лет, если мы не прекратим делать определенные вещи’.

Фантастические фильмы, достигшие культового статуса, достигли его благодаря тому, что внутри уже фантастического жанра они оказались настолько новаторскими и изобретательными, что у них появилась своя отдельная жизнь. За исключением сериальных «Звездных войн», «Стар-трека», «Планеты обезьян» и некоторых других, фильмы, которые удостаиваются длительного культа - это, как правило, продукция не крупных студий. Обычно это ‘маленькие’ фильмы, вроде японских фильмов про Годзилу, второстепенные картины 50-х годов с двойными темами маккартеизма и ядерных чудовищ, а также низкобюджетные фильмы 70-80-х годов. В ряде фильмов, вроде «Поедатели мозгов», «Жизненная сила» и «Невероятный двухголовый трансплантант», в начале своих карьер играли мэйджор-звезды - Леонард Нимой, Патрик Стюарт и Брюс Дерн соответственно. С другой стороны, ряд мэйджор звезд, от Ричарда Бартона до Генри Фонда, на закате своих карьер появлялись в некоторых в остальном непримечательных фантастических фильмах. А еще есть тип звезд, которые своим присутствием превращают практически любой фильм в культовый фантастически фильм. Список таких актеров возглавляют актриса Цза Цза Гэбор и актеры Винсент Прайс, Бела Лугоши и Джон Эгар.

Возможно, термин ‘культовое кино’ больше говорит о людях, которые смотрят эти фильмы, чем о самих фильмах. То, что люди для выражения своей любви к фильму едут в самые опасные районы города, переодевшись в нелепые костюмы, чтобы принять участие в совместном зрительском переживании, делает этих людей очень особенными людьми. Часто культовые фильмы влияют на современных Голливудских режиссеров, заставляя их использовать новые приемы, актеров или технологии в мейнстримовых фильмах. Есть много примеров, когда культ отдельного фильма настолько распространяется, что крупные студии делают высокобюджетный римейк этого фильма. А последнее время мы наблюдаем, как жизнь самих создателей культовых фильмов становится предметом мэйджор-постановок – пример тому фильм «Эд Вуд» Тима Бартона. В других же случаях культовые фильмы и их создатели так и остаются почитаемыми лишь избранными.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 245. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия