Студопедия — CМЕШЕНИЕ ФИЛЬМОВ ‘ВЫСОКИХ’ И ‘НИЗКИХ’ ЖАНРОВ В ПОТРЕБЛЕНИИ ФИЛЬМОВ ЛЮБИТЕЛЯМИ КИНО. ВИДЕОКАТАЛОГИ И ОППОЗИЦИЯ К НАВЯЗЫВАЕМОЙ ГОЛЛИВУДОМ ПРОДУКЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

CМЕШЕНИЕ ФИЛЬМОВ ‘ВЫСОКИХ’ И ‘НИЗКИХ’ ЖАНРОВ В ПОТРЕБЛЕНИИ ФИЛЬМОВ ЛЮБИТЕЛЯМИ КИНО. ВИДЕОКАТАЛОГИ И ОППОЗИЦИЯ К НАВЯЗЫВАЕМОЙ ГОЛЛИВУДОМ ПРОДУКЦИИ






 

Откройте любой фэнзин для любителей фильмов ужаса -Outré, Fangoria, Cine fantastique или любой другой - и вы обнаружите списки специализированных мейл-ордеров, работающих для любителей трэш-эстетики и того, что Джеффри Скон назвал "паракино". И эти почтовые компании не только представляют один из наиболее быстро растущих сегментов Американского видео-рынка, но их каталоги бросают вызов рассуждениям о бинарной оппозиции престижного кино (европейские арт-, авангардистские и экспериментальные фильмы) и популярной культуры (в американской прессе часто встречается использования слова “artsy”, “артистический” в смысле “скучный”, т.е. как антитезис к “популярный”). Они подчеркивают тот аспект арт-кино, который обычно пропускается или подавляется в культурном анализе, а именно, степень, в которой высокая культура использует те же образы, тропы и темы, что характеризуют низкую культуру.

В мире хоррора, культовых фэнзинов и мейл-ордер каталогов то, что Кэрол Джей Кловер называет "высококачественным" жанром ужаса, без конца смешивается с самым "низкокачественным". Здесь«Носферату» Мурнау и«Вампир» Дрейера появляются рядом с такими фаворитами аудитории драйв-инов как«Башня кричащих девственниц» и«Тюремная приманка» Эда Вуда. Еще более интересен тот факт, что европейские арт-фильмы, имеющие мало общего с жанром ужасов – «Приключение» Антониони, например, - идут в списке рядом с фильмами, которое каталог Video Vamp маркирует как "Еврокинотрэш". Европейские арт-фильмы вообще редко выделены под отдельными подзаголовками или в отдельных списках каталогов. Многие каталоги просто вносят в список названия фильмов в алфавитном порядке, не делая попыток дифференцировать жанры или поджанры, высокое или низкое искусство. В каталоге Luminous Film and Video Wurks, например, «Уикенд» Жана-Люка Годара зажат между«Стиральной машиной» и «Оборотнем и Йети». Каталог Sinister Cinema 1996-1997 годов, который расставляет названия хронологически, вносит в список «Альфавиль» Годара между «Шаровой молнией» и «Зонтар, Нечто с Венеры».

Там же, где даются обозначения отдельных жанров или поджанров, применяются лишь такие, которые могут быть важны для покупателей. Названия европейских арт- и экспериментальных фильмов рассеяны по всему каталогу и могут быть обнаружены под заголовками "Научная фантастика", "Хоррор", "Барбара Стил", "Кристофер Ли", "Эксплуатационные фильмы", "Странные вестерны" и "Разное барахло"; там же, где арт-фильмы все-таки выносятся отдельно, они часто описаны в таких терминах, которых большинство историков кино изо всех сил постарались бы избежать. Вместо того чтобы представлять «Сало или 120 дней Содома» Пазолини как работу, объединившую "фашизм и садизм, сексуальную свободуи подавление", как это делает «Энциклопедия Европейского кино», каталог Mondo просто отмечает, что этот фильм "заставляет зрителей ржать".

Действующий критерий здесь -эффект: способность фильма пугать, заставлять трепетать, вызывать отвращение, смешить, возбуждать или как-то иначе непосредственно задействовать тело зрителя. И именно этот акцент на эффект характеризует паракино как низкую кинематографическую культуру. В паракинематографических каталогах преобладает то, что Кэрол Кловер в своей книге «Мужчины, женщини и бензопилы: Пол в слэшер-фильмах» называет “телесными жанрами”, фильмы, которые, по замечанию Линды Виллиамс, "отдают предпочтение чувственному". Большинство фильмов здесь - хоррор, порно, эксплуатационные фильмы и триллеры; остальные ’нетелесные’ жанры, в том числе и арт-фильмы, рискуют разойтись по категориям, продиктованным телесными жанрами, на которых сосредоточено основное внимание.

Виллиамс выделяет три главные особенности, которые характеризуют телесные жанры (она ограничивает их порнографией, хоррором и мелодрамой). "Во-первых, тело может быть во власти сильного чувства или эмоции" - оргазма в порнографии, страха и насилия в хорроре, плача в мелодраме. Во-вторых, фильм может фокусироваться на экстазе - "прямом или косвенном сексуальном возбуждении, граничащим с тем, что греки назвали безумием или замешательством (см. Аристотеля)". Визуально это предстает в фильмах через то, что Виллиамс называет "ненамеренной, непроизвольной конвульсией или судорогой тела, захваченного сексуальным удовольствием, испугом, ужасом или подавляющей печалью". Вербально экстаз обозначается невнятными криками удовольствия при просмотре порнографических фильмов, страха во время просмотра фильмов ужасов, печали или мучения - мелодрам.

Наконец, телесные жанры непосредственно обращаются к телу зрителя. Эта последняя особенность, считает Виллиамс, наиболее заметно характеризует телесные жанры как деградирующую культурную форму: "Кажется, что отличает эти специфические жанры от других, - так это очевидный недостаток надлежащей эстетической дистанции; ощущение сверхпричастности, сверхвовлечения в чувства и эмоции... Зрители чувствуют себя слишком прямо управляемыми текстом". Органы зрителя невольно подражают эмоциям или ощущениям тела на экране. Зритель съеживается, становится напряженным, кричит, плачет, возбуждается. Это та подчеркнутая и просчитанная особенность body фильмов, которая "приравнивает жестокость этого ощущения к своего рода ‘текстуальному изнасилованию’ зрителя".

Хотя оценка Виллиамс способа воздействия body жанров - особенно их “специфически гендерного” воздействия - превосходна, она, однако, не пишет о различии между "высоким" и "низким" кино. Посмотрите, например, как Эмос Воджель в своей книге «Фильм как подрывной акт» описывает фильм «Военная Игра», британский художественный фильм, который часто фигурирует в списках каталогов паракино: "Пугающий, псевдо-документальный фильм демонстрирует ужасы будущей атомной войны в самых мельчайших, болезненных деталях. Снятый в Лондоне, он показывает вспышки взрывов и огненные бури, невозможность защиты, разрушение всей жизни. Произведенный ВВС, фильм был быстро запрещен, получил мировую известность и теперь его редко где можно увидеть". То же самое с «Актом наблюдения собственными глазами» Стэна Брэкэджа, который трудно обнаружить вне экспериментальных и авангардистских кругов, - он вызывает глубокую, интуитивно неприятную реакцию зрителя. Будучи хроникой реального вскрытия трупа, фильм становится, как пишет Воджелс, "отталкивающей, навязчивой работой исключительной безупречности и правдивости. Он бесстрастно воспроизводит все, что происходит перед объективом: тело разрезается продольно, органы удаляются, череп и скальп вскрываются с помощью электрических инструментов". Несмотря на то, что фильмы описаны в терминах, которые редко встретишь в каталогах паракино ("отталкивающая, навязчивая работа исключительной безупречности и правдивости"), фильмы «Военная Игра» и «Акт наблюдения собственными глазами», тем не менее, привлекают любителей паракино именно тем способом, который они любят. Очевидно рассчитанные на разрушение эстетической дистанции со зрителем, эти фильмы вызывают избыточный физический отклик, что мы, вместе с Виллиямс, скорее определили бы как признак хоррора. Более того, чрезмерная визуальная сила и то, что каталоги паракино любят называть "мощной тематикой", делают их ‘подрывными’, ‘разрушительными’. Запрещенные, маргинализированные, так как они показываются исключительно на экранах музеев и классных комнат, - это фильмы, которые большинство мейнстримовых зрителей никогда не увидит.

Конечно, «Военная Игра» и «Акт наблюдения собственными глазами» используют сенсуальный (чувственный) материал не так, как большинство фильмов body жанра. Фильмы, подобные описанным фильмам Уоткинса и Брэкэджа, сделаны не только для того, чтобы пощекотать нервы зрителя, но и для того, чтобы бросить зрителю некий вызов, сообщить ему что-то, научить чему-то – они имеют более высокую культурную цель и художественную интенцию, чем ‘низко-жанровые’ фильмы про резню с обилием крови и кишок. То есть 'высокая культура’ (в виде арт-фильмов), даже когда она задействует тело зрителя тем же способом, что и ‘низкие жанры’, вероятно, вызывает и другие формы зрительского удовольствия и отклика, которых не бывает по отношению к ‘низким жанрам’.

Возможно. Но это не значит, что так происходит всегда. Примите во внимание, например, работы Маркиза де Сада, книги которого продаются в популярных книжных магазинах, книжных магазинах ‘для взрослых’ (т.е. секс-шопах), а также помещены в университетские библиотеки. Работы де Сада, в которых интеллектуальная элита видит своеобразное исследование механизмов власти и экономики, также одновременно расцениваются - по крайней мере, если мы примем всерьез их присутствие в книжных магазинах ‘для взрослых’, - как способы сексуального возбуждения, как своеобразные пособия, помогающие при мастурбации. Кроме того, смелое признание Джейн Гэллоп, что она мастурбировала при чтении де Сада, показывает, что один способ культурного использования, один вид удовольствия для аудитории не обязательно исключает другой.

Наконец, не очевидно, что низкие жанры стремятся только пощекотать нервы или возбудить зрителя. Как отмечает Лаура Кипнис (Laura Kipnis) в ее статье о журнале «Хастлер», низкие жанры также могут быть проанализированы с точки зрения серьезности их содержания и цели. Используя термины, с помощью которых принято проводить культурный критический анализ предреволюционной порнографии Франции (признанной ‘высокой’, ‘художественной’), Кипнис пишет, что “«Hustler» также предлагает теорию сексуальности - но ‘низкую теорию’. Как и радикальный феминизм Робин Морган, он также предлагает откровенный политический и анти-гегемониальный анализ власти и тела”. И то, что он делает это таким способом, который читатели из среднего класса находят отвратительным, является свидетельством того, что журнал "очень откровенен в своём классовом позиционировании”.

Подобным же образом низкие кинематографические жанры - как указывают Кловер, Виллиамс, Робин Вуд и другие - часто обращаются к взрывоопасному социальному материалу, который кино мейнстрима отказывается затрагивать. Как замечает Карлос Кларенс в “Иллюстрированной истории фильмов ужаса”, все то невероятное количество триллеров класса Б, которые штампует студия Роджера Кормана, решительно демонстрирует современный мир, мир, "который Голливуд обычно либо игнорирует, либо раздувает до неузнаваемости". А Эрик Шаефер в своей статье в «Истории Кинематографа» доказал, что исторически арт-фильмы, которые не были одобрены цензурой, демонстрировались в заштатных залах и сбывались постоянным зрителям body-жанров, и одновременно знатокам некоммерческого арт-кино.

Как показывают эти примеры, категориальное различие между низкими и высокими жанрами, body жанрами и элитарным искусством (и внутри, и снаружи замкнутой кинематографической среды) трудно определить. Даже критики, которые целенаправленно оценивают фильмы на основе их художественной ценности, задач и качества, иногда находят трудным различить низкие и высокие кинематографические элементы. Например, Амос Воджель, в уже упоминавшейся книге «Фильм как подрывной акт», объединяет ужас, порно, авангардистские и европейские арт-фильмы под одним заголовком - "подрывное кино".

Если действующий критерий в культуре паракино - это аффект, то наиболее часто выражаемое желание постоянного зрителя паракинематографа состоит в том, чтобы увидеть что-то "другое", отличающееся от современного голливудского кино. Как заметили A.С. Хамра и Джошуа Гленн в статье «Монстры, секс, фантастика и кун фу», "давайте признаем: голливудские фильмы - осторожные, неизобретательные и слабые, и молодым любителям кино они все менее и менее интересны". Фанаты паракино, как и элита, увлеченная арт-кинематографом, открыто позиционируют себя в оппозиции к кинематографу Голливуда, причем и те и другие делают это способами, которые академики признали бы очень утонченным, изощренными и искушенным. Как отмечает Сконс, изобретатель термина ‘паракино’, "паракинематографическая аудитория видит Голливуд как экономическое и художественное учреждение, которое представляет не только корпус фильмов, но и специфический вид кинопроизводства и сопутствующих практик. Кроме того, нарративная форма, практикуемая этим учреждением, рассматривается как ‘управляющая’ и ‘подавляющая’, а его доминирующим интересом считается культурное принуждение". В таком случае потребление паракино может быть рассмотрено также, как часто рассматривается потребление американского арт-кино, - как реакция против гегемонической уравнительной практики доминирующих мейнстрима и Голливуда, ориентированных на некие нормы, им же и формируемые.

Удовлетворение потребности в аффективной продукции и спросе на 'что-то другое’, отличное от современных голливудских фильмов, часто требует от каталогов для любителей кино действовать в, как кажется, самых противоположных направлениях. Паракинематографические каталоги не только содержат классические произведения Годара, Антониони и Бергмана, но часто являются единственными местами, где любители европейского кино могут найти фильмы, иначе не доступные в продаже в Соединенных Штатах. Они включают все: от несокращенных хоррор-фильмов Джесса Франко до «Дитя Макона» Питера Гринуэя и исторически важного «Все хорошо» Жан-Люка Годара. Если "энтертейнмент - один из самых чистых рынков в мире", как однажды сказал Роберт Шэй, продюсер студии New Line Cinema, тогда альтернативная индустрия видео мэйл-ордеров - один из самых чистых (например, незапятнанных какими-либо предубеждениями) рынков развлечения. Конечно, мэйл-ордер каталоги поощряют стратегию чтения, очень похожую на ту, которую предлагает Фредрик Джеймсон в книге «Характерные черты визуального», то есть приглашают нас "потреблять высокую и массовую культуру как объективно связанные и диалектически взаимозависимые явления, как близнецов, как неотделимые формы расщепленной эстетической продукции при капитализме".







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 229. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия