Студопедия — Методические рекомендации. 1.Исторический подход акцентирует внимание на времени как культурообразующем факторе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические рекомендации. 1.Исторический подход акцентирует внимание на времени как культурообразующем факторе






1. Исторический подход акцентирует внимание на времени как культурообразующем факторе. Историческое типология дает представление о единстве мирового культурного процесса, о движении общества от более простых культурных форм к более сложным в их конкретном воплощении. Классифицируйте мировую культуру по историческим периодам, представив таким образом ее протяженность во времени, движение человечества к высотам своей экзистенциальности. Отметьте недостаток этой типологии: линейность. Данная классификация не дает представления о богатстве и многообразии проявлений и форм мировой культуры на протяжении истории человечества. Вспомните, какие типологии культуры построены по этому принципу (Л.Г. Морган, О.Конт, К. Маркс). Объясните, каким образом такое представление о культурном развитии соотносится с проявлением европоцентризма, объясните значение этого термина. Назовите типологии, которые на Ваш взгляд восполняют этот пробел. Наиболее совершенной является типология на основе историко-цивилизационного подхода. Это дает возможность представить мировую культуру в ее единстве и многообразии.

2. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского была изложена в труде «Россия и Европа»(1868г.) Объясните, в чем заключалась научная новизна этой концепции. Существует ли по мнению Данилевского всеобщий исторический закон возникновения культуры, единая культурно-историческая линия в развитии человечества? Теория Данилевского явилась вызовом идеологии европоцентризма. Прокомментируйте это положение. Дайте определение «культурно-историческому типу». Перечислите конкретные культурные типы, выделенные Данилевским. Вспомните, какие 3 периода отмечал Данилевский в историко-культурной жизни народа. Дайте ответ, какие 5 законов развития общества выдвигает Данилевский в качестве предпосылки формирования цивилизации. Все ли народы, по его мнению, способны к созданию цивилизации? Поясните, как осуществляется полный жизненный цикл цивилизаций. Попытайтесь объяснить, каким образом посредством данной концепции видится цивилизационная миссия России. Отметьте, какую роль сыграла работа Н.Я.Данилевского в развитии культурологической мысли, в философском осмыслении отношений «Россия - Европа».

3. О. Шпенглеру принадлежит идея культурно-исторического круговорота: каждый культурный организм проходит свой естественный путь от зарождения до гибели. Объясните более подробно сущность его теории. Необходимо подчеркнуть, что О.Шпенглер отрицал преемственность и даже связующее начало между отдельными культурами. В истории человечества он выделяет культуры по степени достигнутой ими зрелости. Называя эти культуры, обратите внимание, каково место русской культуры в этом ряду. Труд Шпенглера посвящен культурной ретроспекции и анализу современной европейской культуры. Объясните, почему ученый выступает как противник идеологии европоцентризма. Как и О.Шпенглер А.Тойнби разделял идею круговорота локальных цивилизаций. Обозначьте стадии, которые согласно теории Тойнби проходит каждая цивилизация, какие силы общества дают адекватный «ответ» на «вызов» истории. В соответствии с концепцией ученого укажите определяющий фактор развития, в основе которого лежит отличие цивилизации от примитивного общества («социальное подражание»). В отличие от Шпенглера, Тойнби рассматривал цивилизацию как веху на шкале времени. Назовите ныне существующие цивилизации, выделенные Тойнби. Объединяющий стержень истории Тойнби видит в процессе развития религиозного сознания. Расскажите об этом более подробно, объясните суть «вызовов-и-ответов» как связующей нити между человеком и Богом.

4. В отличие от представителей теории культурных циклов К.Ясперс предполагал единство культурной истории человечества. По Ясперсу мир истории культуры для европейского сознания между грехопадением и наступлением царства божьего на земле. Разъясните суть идеи «осевого времени»? Подчеркните, что Ясперс видит единство истории в целостном феномене культуре. Отметьте неприятие ученым и его критику представлений культуры по аналогии с биологическими организмами. Он также отвергает материалистическое понимание истории марксизмом. Необходимо отметить: Ясперс отстаивает приоритет «духовной составляющей» в истории культуры.

5. Сначала отметьте, что Восток и Запад не просто географические регионы, но социокультурные метасистемы. Выделение восточного и западного типа культуры содержит в себе и исторический смысл: именно Восток является древнейшим очагом мировой культуры. Проведите сравнительный анализ восточной и западной социокультурных систем по их сущностным признакам (характер цивилизационного развития, специфика власти, социальной и политической организации, формы собственности, особенности материального производства). Раскройте специфические черты ментальности восточной и западной культуры (доминанты мышления, социально-психологические установки, ценностное содержание сознания). Объясните выражение: «Запад - голова, а Восток - сердце человеческой цивилизации». Чем на Ваш взгляд привлекателен Восток для современного западного человека?

6. Как соотносится в культуре России западное и восточное наследие? На этой почве шел идейный спор разных философских направлений, теоретическое оформление которых состоялось в сер.19в. виде идеологии славянофильства и западничества. Расскажите об этом более подробно. Наиболее полно вопрос о пути развития России был проанализирован Н.А. Бердяевым. Дайте характеристику русской ментальности согласно его концепции. Укажите, в чем заключается противоречивость русского национального характера, каким образом это предопределило сложность русской истории. Очертите более подробно идейную позицию евразийцев: Россия – особый, «срединный» тип цивилизации, отличающийся от Запада и Востока.

Необходимо заметить, что современные исследователи отмечают наличие восточной доминанты в русской культуре. Она отчетливо проявляется в политической сфере (односторонняя зависимость индивида от власти, потребность в руководстве). Объясните, что эти черты были заложены при формировании российской государственности под влиянием Византии. Укажите, под влиянием каких факторов сформировалась авторитарно-патриархальная, традиционалистская по своей направленности культура. В чем сущность коммунитаризма и корпоративизма как ценностей доминирующей культуры российского общества? Однако, необходимо отметить, что в доминирующей российской культуры существует субкультура, опирающаяся на либеральные ценности, на ценности свободы.

7. Обратите внимание на значение термина «цивилизация». Отталкиваясь от этого, попытайтесь дать собственное объяснение этого понятия. В науке существует несколько подходов к интерпретации этого понятия, его соотнесения со словом «культура». Начните с того, что с позиций эволюционных теорий цивилизация понимается как наивысший этап в развитии общества (Л.Г.Морган). В этом смысле отличие цивилизованного способа существования от доцивилизованного базируется на основе ряда характеристик. Назовите культурные инновации, определяющие вступление общества в эпоху цивилизации(Ф.Энгельс). Некоторые исследователи рассматривают цивилизацию и культуру как взаимодополняющие и сущностно противопоставимые стороны единой социокультурной системы. Традиция противопоставления культуры и цивилизации возникает в немецкой философской мысли 18-19вв.(Ф.Теннис, К.Маркс, Ф.Ницше). В цивилизации подчеркивается прагматическое, утилитарное, механистическое начало, а в культуре – духовное, душевное, органическое. Отметьте, что эта традицию продолжил О.Шпенглер, объявивший цивилизацию умирающей, застывшей культурой. Объясните суть антитезы «цивилизация- культура» Г. Маркузе(повседневность – вечный праздник; реальность – утопия). Итак, можно подвести итог: с этих позиций цивилизация понимается как материально-техническая, хозяйственная сторона жизни, а культура – духовное начало в жизни общества (Ясперс, Бердяев, Мамардашвили).

Однако с позиций системного подхода содержание понятия «цивилизация» будет наполнено иным смыслом. Дайте определение цивилизации в русле этой позиции (Данилевский, Тойнби, Сорокин).

Наконец, существует еще один подход к понятию цивилизации. Подчеркните, что признаком цивилизации является прогресс общественного сознания, степень гуманности общества. Этическое, духовное начало в человеке должно соответствовать его научно-техническим достижениям и рукотворным объектам. Подтвердите Ваше мнение тезисами известных ученых (Вольтер, Ламетри, Гельвеций; А. Швейцер, Н.Н.Моисеев)

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 244. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия