Философско-социологическая традиция изучения конфликтов на рубеже XIX- XX веков.
Рассмотрим некоторые социологические подходы к пониманию и изучению конфликта. Первые попытки создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине XIX в. В этот период появились работы английского социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903 гг.), например «Основы социологии», в которых развивался тезис о всеобщности и универсальности конфликта. Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Г. Спенсер был сторонником учения социалдарвинистов, которые утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом, что, в свою очередь, дает возможность объяснять социальную жизнь биологическими закономерностями. Именно Спенсер сформулировал важные положения методологического подхода к анализу общественных явлений. Суть положений состоит в следующем: каждый элемент общественной системы может существовать только в рамках целостности, выполняя строго определенные функции; функции частей единого социального организма означают удовлетворение какой-либо общественной потребности и вместе направлены на поддержание устойчивости общества, его стабильности; сбой в деятельности той или иной части общественной системы создает ситуацию трудновосполнимого нарушения каких-то жизненно необходимых функций; сохранение целостности и стабильности, а следовательно, и преодоление конфликтов возможно, если обеспечиваются они социальным контролем, согласием большинства с принятой в обществе системой ценностей. Яркими представителями этого учения наряду со Спенсером были У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекли внимание к проблеме конфликта. Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818 – 1883 гг.). Его открытие материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных отношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования социальной субстанции, общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, которые в этом обществе представлены большими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях – система распределения ресурсов. Исходя из этого формулируются основные тезисы марксовой концепции конфликта: ► Чем более неравномерно распределяются в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствующими и подчиненными классами. ► Чем глубже подчиненные классы начнут осознавать свои истинные интересы, тем более вероятны их сомнения в законности существующей формы распределения ресурсов. ► Чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и начнут сомневаться в законности существующего распределения, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с господствующими классами. ► Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных классов, тем более развита структура их политического руководства, тем сильнее поляризация противостоящих классов. ► Чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем насильственнее будет конфликт. ► Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурных изменений системы он вызовет и тем большее перераспределение недостающих ресурсов произойдет в результате. Исследователи наследия К. Маркса обратили внимание на то, что классовый конфликт рассматривался им без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм. Указывается на абсолютизацию роли экономических отношений в возникновении социального конфликта. Маркс считал, что каждая из конфликтующих сторон имеет лишь одну цель – стремление к распоряжению дефицитными ресурсами, что было опровергнуто социальной практикой. Несмотря на это, теория Маркса получила широкое распространение в социологии. Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы – в трактате «О разделении общественного труда» утверждал, что конфликт является универсальным явлением социальной жизни. Тем не менее, с точки зрения Дюркгейма, не менее универсальными являются и такие способы взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимообмен и сплоченность. При этом конфликт является средством восстановления социального равновесия, если он разрешается эффективно и мирно. По Дюркгейму, наибольшее значение в сближении людей в социальную целостность (солидарность) имеет нравственное самосознание, понимание своих прав и обязанностей. Именно нравственность как конкретная совокупность норм, воздействующих на реальное поведение людей, обладает свойством регулирования конфликтов. Другим классиком, имя которого в истории конфликтологии обычно соседствует с именем Маркса, является немецкий философ Г. Зиммель. (1858 – 1918 гг.). Автора опубликованной в 1908 г. «Социологии» по праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Именно Георг Зиммель ввел в научный обиход термин «социология конфликта». Согласно Зиммелю, конфликт – универсальное явление; более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом саморазвития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными. Таким образом, Зиммель, подобно Марксу, полагал, что конфликт в обществе неизбежен, и считал его интегрирующей силой, которая объединяет противоборствующих, способствует стабилизации общества, укрепляет конкретные организации. Одной из его основных форм Зиммель считал конфликт между индивидом и обществом, однако, в отличие от Маркса, Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты и между этническими группами, и между разными поколениями людей, и между мужчинами и женщинами, и т.д. Большое значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. В экстремальных ситуациях, например в случае войны, усиливается тенденция к централизации, вплоть до установления деспотического режима. Возникнув, централизованная структура стремится к самосохранению и с этой целью склонна выискивать нового противника для создания новых внешних конфликтов. Кроме того, конфликт может, с точки зрения Зиммеля, приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную солидарность. Однако конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, он может выполнять важнейшую функцию сохранения социальных отношений и социальных систем. Вкладом Зиммеля в теорию конфликта является включение в конфликт третьей стороны. Отношения в диаде допускают возможность лишь прямолинейного конфликта. С появлением «третьего» открывается возможность для многоплановых отношений, осознания различий, формирования коалиций, становления групповой солидарности, т. е. возможность сложного социального взаимодействия. Несмотря на социологическое происхождение идей Зиммеля, конфликт понимается им не просто как столкновение интересов, но более психологизированно, как выражение некоей присущей людям и их отношениям враждебности. Таким образом, в период со второй половины XIX в. и до начала XX в. функциональные концепции признавали социальный конфликт нормальным явлением общественного бытия, неотъемлемым свойством социальных отношений. Конфликтам отводилась важная позитивная роль в общественном процессе. Общим для рассмотренных концепций было то, что конфликт анализировался на макроуровне (класс, народ, государство).
|