ВВЕДЕНИЕ. В современной журналистике все большее значение начинают приобретать невербальные способы подачи информации
В современной журналистике все большее значение начинают приобретать невербальные способы подачи информации. В последние несколько лет в профессиональной среде возникло понятие «комикс-журналистика». Это явление до сих пор остается неизученным, что и определило актуальность данного исследования. Появление условно названного процесса «комикс-журналистика» в России вызвано взаимодействием различных тенденций в сфере СМИ, обществе и техносфере. Во-первых, наступила так называемая эпоха «клиповой культуры», вместе с «классическими» текстовыми материалами стали широко применяться невербальные способы подачи информации. Во-вторых, за последнее десятилетие в России люди меньше стали доверять традиционным СМИ и больше социальным сетям и блогам. Согласно результатам опроса, проведенного «Левада-центром» в 2013 г. за четыре года значительно выросла доля тех, кто в качестве источника информации использует интернет-издания и социальные сети — с 9 до 21 и с 6 до 14 процентов соответственно. Доверие к ним возросло с 7 до 14 и с 4 до 11% соответственно, в то время как доля доверяющих, например, телевидению упала с 79 до 51%[1]. По данным ВЦИОМ за 2015 г., социальным сетям и блогам в интернете доверяют 32% опрошенных[2]. В своем материале «Прогнозы в журналистике. Как мультимедиа меняют журналистику?» Алла Кечеджан указывает на рост уровня конкуренции между блогами и профессиональной журналистикой в связи с развитием Интернета. В-третьих, развитие компьютерных технологий привело к стиранию границ между традиционными жанрами и распространению самиздата в больших масштабах по сравнению с предыдущими историческими периодами. А. Кечеджан, журналист, бывший выпускающий редактор радио «Эхо Москвы», главный редактор газеты «Открытая линия», в блоге «Школа иррациональной журналистики» подчеркивала, что «массовое использование новых технологий позволило большинству СМИ выйти за рамки жанра, появились так называемые симбиотические или гибридные»[3]. Развитие технологий привело к ощутимому уменьшению скорости доставки информации, что, во-первых, привело к падению популярности представления информации в классическом текстовом виде. В.А. Аграновский, известный российский журналист, литературный критик, автор книги «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике», ещё в конце прошлого века указывал, что происходят изменения в классической журналистике. Он отмечал, что в «новой» журналистики стираются границы между жанрами, и она работает «по одним законам с беллетристикой, и это благо, способствующее процветанию журналистики»[4]. А.А. Тертычный, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук и автор классического учебника «Жанры периодической печати», считает это депрофессионализацией: «Тенденция… появляется за счет того, что в журналистике работает огромное количество людей, которые мало что знают о жанрах, вообще, как профессионалы они появляются и растут сами по себе»[5]. Во-вторых, потребность аудитории в оперативной и симультанной информации привела к переориентации на модель западной «журналистики факта» вместо отечественной «журналистики мнений». Увеличение доли новостных и аналитических материалов привело к исчезновению публицистики на страницах СМИ. В ответ на образовавшуюся «пустоту» появилась публицистичная «комикс-журналистика». За последние полтора года она активно развилась в форме интернет-самиздата, в том числе благодаря массовому распространению компьютерных технологий облегчился процесс создания графических изображений. В научном и профессиональном сообществах отсутствует единство мнений о новых возможностях невербальных способах подачи информации. Г. Урусов, журналист, бывший корреспондент издания «Газета», сотрудничавшего с крупнейшими британскими изданиями The Daily Telegraph и The Sunday Telegraph, в конце 2013 г. писал о появлении нового тренда, перерастающего в целое серьезное направление. В статье «Новые медиа — больше картинок, меньше текста»[6] он подчеркивал, что «СМИ все чаще используют комиксы для подачи самой разной информации». Михаил Янович, глава нон-фикшн департамента интерактивного канала Narr8 (бесплатное кроссплатформенное приложение, включающее материалы от motion-комиксов и графических новелл до исторических и научно-популярных изданий)довольно позитивно отзывается о новом направлении в медиа-бизнесе. Рост интернет-аудитории и развитие цифровых технологий, по его мнению, приводит к расширению перспектив комикс-журналистики и другого подобного контента. Он подчеркивает, что на начальном этапе процесс выражался в увеличении спросов на иллюстраторов, затем следовало распространение инфографики, теперь «начинает складываться практика комикс-журналистики». По мнению Г. Урусова, появление «невербальных» жанров способствует, во-первых, уменьшению временных затрат на ознакомление аудитории с нужной информацией, во-вторых, увеличению эмоциональной реакции у читателя. Например, о резне в Сребренице можно прочесть статью в «Википедии», «это будет по-своему исчерпывающе, вы станете более осведомленным, а можно посмотреть полутораминутный графический рассказ — стебли прорастающей кукурузы накрепко прорастут в вашу память» (автор Joe Sacco, см. Приложение 1). Появление термина «комикс-журналистика» за рубежом по разным источникам относят к концу 90-х и к концу 2000-х гг. Американский журналист Art Spiegelman получил за серию комиксов «Maus: A Survivor’s Tale» («Мышь: Рассказ выжившего») Пулитцеровскую премию в начале 1990-х годов[7] (одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра). Комикс рассказывает о жизни отца автора, Владека Шпигельмана, польского еврея, пережившего холокост. Отличительной чертой комикса способ изображения евреев в образе мышей, а немцев — в образе кошек (Приложение 2). «Пионером» непосредственно комикс-журналистики называют мальтийско-американского комикс-журналиста Joe Sacco[8],[9]. Его книга «Palestine» — первая в подобном жанре — вышла в 1996 г. В том же году он получил за свои комикс-репортажи премию American Book Award за «выдающиеся литературные достижения»[10]. Joe Sacco — один из первых, но не единственный журналист, который разрабатывает политические проблемы в форме комиксов однако полноценный журнал, специализирующейся на иллюстрированных статьях и репортажах, появляется в Америке только в декабре 2012 г. в электронном виде. Как пишут создатели, «журналисты издания пытаются переосмыслить традиционную доставку информации в digital-формате». В России теоретических научных работ по данной тематике нет и пока мало практического опыта использования жанра «комикса» в журналистских работах. Несколько десятилетий у российской аудитории складывался стереотип, что комиксы — продукт враждебной американской культуры и использовать их следует только в детских журналах, наподобие «Мурзилки» и «Веселых картинок» (Приложение 3), однако сегодня в России становится известно о международных фестивалях и конференциях, посвященных судьбе комикс-журналистики. В 2013 г. на крупнейшем в мире комикс-фестивале ComicCon в одни из постоянных авторов Symbolia в ходе публичного интервью обсуждали судьбу медиа и комикс-новостей[11]. Ежегодно проводятся фестивали по направлениям в области комиксов — социальным, публицистическим, научно-популярным и др.[12], появляются материалы в авторских блогах и интернет-изданиях, посвященные комикс-журналистике. Рост популярности комикса объясняется взрослением людей «поколения 90-х», для которых комикс знаком с детства, привычен, не вызывает отторжения или испуга, и активным включением их в информационное пространство, Новое средство представления информации в сознании молодых людей еще не успело «обрасти негативом, поэтому и воспринимается как доверительный»[13], а буквенный текст воспринимается как не наглядный, скучный, трудный для восприятия. Цель работы — многостороннее изучение нового явления и выявление его основных признаков и места в структуре современной журналистики. Для этого необходимо поставить и решить ряд задач: 1) определить суть термина «комикс», изучить взаимосвязь изображения с текстом, понять принципы воздействия на читателя; 2) выделить в истории явления, которые можно рассматривать как прообразы комикс-журналистики; 3) проанализировать современные примеры комикс-журналистики в России. Предмет исследования — комикс как явление журналистики. Характерные черты комикс-журналистики предлагается рассмотреть на примере авторских материалов, изданий в формате комикс-журналистики, социальных проектов и отдельных публикаций в СМИ. В качестве основополагающих методов исследования были применены системный и структурно-функциональный методы познания, а также общенаучные приемы — анализ доступных литературных источников по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, а также классификация и типологизация. В качестве базовых трудов для данного исследования использованы работы В.А. Аграновского[14], А.А. Тертычного[15], А.А. Бернацкой[16], Н.С. Валгиной[17], М.Б. Ворошиловой[18], Г.В. Жиркова[19], Д.С. Лихачева[20], Н.В. Кузьмина[21], С.Э. Некляева[22], О.Р. Хромова[23]. Для анализа были взяты и рассмотрены авторские работы Виктории Ломаско, Алексея Иорша, Марины Напрушкиной, материалы журнала «Русский репортер», газеты «Деловой Петербург», интернет-издания Mossight.ru, «Афиша-волна», LookatMe.ru, интернет-журнал «Хронометр», комиксы, созданные в рамках социальных проектов для сирот, материалы по антипропаганде наркотиков, а также авторские статьи по рассматриваемой теме. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 35 приложений. Во введении раскрывается актуальность, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе «Теоретические аспекты комикса» понятие «комикс» анализируется с точки зрения креолизованного текста. Исследованы основные принципы взаимодействия текста и изображения в рамках одного материала, рассмотрены виды визуальной коммуникации в современных СМИ. Вторая глава данной работы посвящена истории появления комикс-журналистики, проанализированы прообразы явления. В третьей, заключительной главе дипломной работы, дается комплексный анализ современного состояния комикс-журналистики в России, рассматриваются различные примеры современных материалов, анализируется их тематическая, жанровая принадлежность, специфика графического оформления. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «КОМИКС» Научно-техническая революция внесла существенные изменения в миропонимание людей. «Компьютерный мир стал неотъемлемой частью современной жизни, Internet — самым быстрым коммуникативным средством, информация передается со скоростью ее появления»[24]. Новые технологические условия меняют роль изображения в жизни человека. Читатель уже искушен разнообразием визуальных образов и удивительных спецэффектов компьютерного мира. Он уже не хочет и не читает «кирпичи», текстовые документы становятся непопулярными, не наглядными и теряющими свою эффективность. На смену им приходит визуальная информация: появляются статьи, в которых процентное соотношение количества текста и рисунка как минимум 50/50, распространяются материалы, в которых наблюдается тесная взаимосвязь между изображением и текстом в одной художественной плоскости. «Рост интереса к проблеме визуализации обусловлен самими требованиями современной коммуникации; что иллюстрирование становится элементом текстообразования, а уровень интегрированности всех изобразительных средств и разных знаковых образований в единое текстуальное пространство … поднялся высоко» — констатирует М.Б. Ворошилова, ссылаясь на В.М. Березина, в статье «Креолизованный текст: аспекты изучения»[25]. Обратимся к понятию «креолизованный текст» и рассмотрим его основные черты.
|