Г. Метод оформления работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников.
4. Принцип опоры на апогей явления в искусстве (для раскрытия и осознания как языковых, так и содержательных его сторон). Это относится к разности понимания типичного в науке и искусстве. Типичное для науки — наиболее распространенное в данном явлении. В искусстве, наоборот, типичное — это скорее характерное, доведенное до своего апогея, т. е. фактически до исключительности. Искусство, обобщая, всегда заостряет.
5. Принцип единства формы и содержания в процессе обучения... Вне соблюдения этого принципа фактически происходит деформация понимания искусства — фетишизируется форма или вульгаризируется содержание... Даже в профессиональном ученичестве опасен крен в техницизм. Необходимо, чтобы ежегодно будущий мастер через цепь заданий учился не забывать цели — образного отражения выражения мира, выражения отношения к изображаемому. Тем более это единство нужно при воспитании наших будущих учителей, 6. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. а. Метод свободы в системе ограничений. В принципе каждый урок создает свои и довольно четкие ограничения и в содержании, и в технике. Ребенок постоянно тренирует себя, переходя от одних ограничений к другим, тренирует, с одной стороны, в очень широкой, палитре возможностей, а с другой — приучается четко отвечать на задачу, не «растекаясь мыслью по древу». б. Метод диалогичности. Учитель и ученик — собеседники. Совместно выясняют и находят. <... Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы. Мы готовим не мастерового, а личность и умеющую мыслить и мыслящую. Мысль ученик должен научиться выражать и в практической работе, и в слове... Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний. Понимание искусства тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами... Связь слова и зрения — через мысль... От узнавания изображенного, от формы — в глубь, к содержанию, Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос зачем? Это корневой вопрос программы. Не только что? или как? изображено, построено, декорировано — но зачем это делалось, что этим выражалось. в. Метод сравнений как путь активизации мышления. В занятиях постоянно должен присутствовать веер возможностей разных решений данной проблемы. Этот метод применим и к практической работе учеников — тут в качестве пособий, наглядных материалов должны демонстрироваться многовариантные возможности решения той же задачи... В восприятии произведений искусства также имеет смысл показ нескольких возможностей решения темы или сюжета. Одни и тот же сюжет
ность глубже понять мысль автора, за внешней формой раскрыть содержание. г. Метод коллективных и групповых работ — резерв активизации деятельности и мышления. Не случайно итоговые (по четверти) коллективные панно становятся радостью и гордостью классных коллективов, праздником творчества. В старших классах для педагогов и ребят стал привычным метод создания рабочих бригад или «цехов» оформителей, конструкторов, скульпторов и т. д. — согласно, программам года и четверти. Каждая группа выполняет элемент общей работы, общего коллективного замысла. В некоторых городах этими работами заинтересовались театры и градостроители. По детским эскизам были поставлены кукольные представления. Проектировщики городских районов получали импульс от наивных детских поисков» [50, с. 110—124].
Вопросы и задания 1. Что общего между принципами предложенных выше двух концепций и что их разделяет? 2. Насколько принципы предложенных концепций соответствуют общедидактическим? 3. Что в их содержании устарело, не соответствует современной теории обучения, а что остается актуальным и сегодня? Что изменилось в содержании данных принципов по сравнению с принципами, разработанными в 40—50-е гг.? 4. Напомните четырехэлементную структуру содержания образования и определите, насколько полно оно представлено в содержании принципов каждой концепции? Следующее задание связано с проблемой реализации вышеназванных принципов обучения в практике проведения конкретных уроков. Предлагаем для анализа примеры разработки уроков изобразительного искусства по двум концепциям: 1) традиционное обучение («Школа рисунка - графическая грамота» — Н. Ростовцев, В, Кузин) и 2) новое направление обучения изобразительному искусству («Приобщение к мировой художественной культуре» - Б. Неменский). Тем» уроков «НАТЮРМОРТ» выбрана именно потому, что они есть во всех программах, что облегчает сравнительный анализ. ВАША ЗАДАЧА — сделать аргументированный анализ уроков, представляющих различные точки зрения на содержание и методы художественного образования, их соответствия общедидактическим и специфическим принципам обучения, то есть конкретно показать, как «работают» принципы на самом уроке.
|