ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
§ 1. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИЯ «ШКОЛА РИСУНКА - ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА» (Н. РОСТОВЦЕВ, В. КУЗИН) 1. Принцип воспитывающего обучения и идейно-политической направленности[11] «Перед работниками народного просвещения поставлена важнейшая задача: воспитать каждого школьника активным строителем коммунизма. Эта ответственная задача ложится и на учителя рисования... Учитель советской школы — это прежде всего работник идеологического фронта. Ставя вопрос о подготовке новых кадров учителей и педагогов, В. И. Ленин указывал: «теперь мы должны воспитывать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма, заинтересовать их тем, что делают коммунисты» (В. И. Левин О культуре и искусства. М.: Искусство, 1956, р. 307). <...> Специфические особенности. проведения и содержания уроков рисования с натуры, па темы декоративного рисования, уроков-бесед об изобразительном искусстве >могут в разной степени представлять возможность для идейного, нравственного и эстетического воспитания детей. <...> Рассказывая о произведениях... прославленных советских художников, учитель сосредотачивает внимание учащихся на патриотизме советских людей, их трудовой и воинской доблести, глубокой преданности социалистической Родине. Большое воспитательное «значение имеет анализ художественных произведений, посвященных основателю Советского государства и Коммунистической партии В. И. Ленину. В процессе бесед с учащимися: по этим произведениям учитель раскрывает величие и имеете с тем человечность и простоту вождя революции» [61, с. 109]. «Широкие возможности для воспитания интереса и уважения к трудовой деятельности-человека заложены в процессе обучения рисованию с натуры. Например, на первых уроках рисования с натуры фруктов и овощей (школьники рисуют их с 1 по VI классы) учитель рассказывает не только о конструктивном строении изображаемых объектов, их пространственном расположении, цвете, но и о географии этих овощей и фруктов, об особенностях их выращивания, Учитель говорит о том большом труде, который приходится затрачивать на выращивание сельскохозяйственных продуктов. Перед зарисовками столярных и слесарных инструментов (рубанка, фуганка, молотка, стамески, ножовки и др.) учащимся напоминают о назначении, устройстве этих инструментов, принципах работы с ними и эстетических требованиях, предъявляемых к ним» [33, с. 7—8]. 2. Принцип научности обучения «предполагает, что все сведения, которые сообщает детям учитель изобразительного искусства, все умения и навыки,
которыми овладевают учащиеся, должны быть научно доказаны и оправданы. Только в этом случае возможно действительно научное формирование мировоззрения школьников. Преподавание всех учебных предметов в пашей школе носит строго научный, а следовательно, и коммунистически направленный характер» (Арсеньев А. М.//Советская педагогика 1970. № 10. С. 9). «Принцип научности обучения предусматривает глубокое изучение законов линейной и воздушной перспективы, оптики, светотени, композиции, цветоведения.<....> С методологической и методической точки зрения неверна теория, утверждающая, что раз все люди по-разному видят и по-разному воспринимают мир, то и натуру они могут передавать по равному, как видят. В учебном процессе педагог не должен допускать, чтобы каждый ученик изображал натуру по-разному, как ему вздумается... Только отталкиваюсь от хорошо усвоенных законов и традиций, человек может создавать произведения новаторские, а не ремесленнические» [61, с. 117—118].
|