Студопедия — Современное состояние вопроса. Научная гипотеза
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современное состояние вопроса. Научная гипотеза






«<...> Формирование художественной культуры, особенно в среде школь­ников и молодежи, является результатом не только существующего культур-


 

ного обихода, включая технический уровень сложившейся со б окупи ости видов искусств (будь то искусство в древнем мире или в условиях современной индустрии и массовых средств коммуникации), но и результатом включен­ности человека в глобальные экологические культурогенные процессы, описы­ваемые в категориях этноса, ноосферы, ноогенеза. Поэтому внутренняя духов­ная напряженность и содержательность художественной культуры эпохи находится в неоднозначных отношениях с экономическими, социально-исто­рическими и природными факторами бытия [72, с. ] Г|. <...>

Уже выросло несколько поколений 'родителей, прошедших крайне бедную в художественном отношении систему образования.и подготовки к жизни. Распалась семейная художественная среда и художественная самоорганизация людей, взаимодействие поколений и традиционных культур. Художест­венная и гуманитарная безграмотность молодежи привели к взрыву спон­танной молодежной субкультуры на Почве готовых «консервированных», ин­дустриальных форм художественного производства н потребления, к распаду связей молодежи с художественным наследием, наблюдается духовная-дез­ориентация и деградация художественных запросов.большого числа молоде­жи. Это влечет за собой нравственные и экологические потери, разрушение трудовой культуры, интеллектуальных традиций и потенциала.

В современных условиях художественное 'просвещение школьников и при­витие им здорового вкуса требуют комплексного, многостороннего подхода: в процессе систематических занятий на уроках и во внеклассной деятельно­сти, через возрождение, самодеятельного и творческого звена- художественной деятельности в быту и в семейных досуговых структурах [Там же, с. 13—И|.

Искусство связано с активным, заинтересованным, творческим отношением ребенка к окружающей действительности, требует определенных способов опредмечивания, материализации детских представлений в словах, мелодиях, красках, театрализованных музыкально-игровых действиях. И возможно, что способы порождения, слияния и разделения традиционных видов художест­венной деятельности педагогически выглядят совсем иначе, чем это принято в их общей совокупности эстетикой и искусствознанием. Решение эти:; во­просов нуждается в комплексном, полихудожественном подходе, в отличие от сложившегося монохудожественного, и может привести к нестандартным выводам.о взаимодействии искусств в целостном процессе общего и худо­жественного развития школьников разного возраста (с. 23). <...>

Сведение методологии художественного развития школьников к методике учебных форм деятельности привело к размежеванию отдельных искусств, их замыканию в кругу профессиональных целей, оторванных о г целостного процесса формирования личности детей.

Рассогласованность искусствоведческого п профессионально-практического подходов с педагогикой художественного развития, 'Возникшая в 20-е гг., не преодолена до сих пор. Искусствоведческий (музыковедческий, киноведческий, литературоведческий) п профессиональный подходы в значительной мере и сегодня определяют основу программ Д. 13. Кабалевского, Б. М. Неменскою, Л. М. Предтеченской, Академии художеств СССР и других направлений со­временной практики преподавания искусств.

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практики выявилось недостаточно ясное представление педагогов п ученых о художественно-твор­ческом развитии школьников в процессе комплексного взаимодействия ис­кусств, которое иногда рассматривается как их взаимное иллюстрирование пли параллельное действие. С теоретической стороны понятийно-категориаль­ное и художественное познание порою отождествляется. Роль искусства реду­цируется до функции эмоционального усиления общезначимых понятий о действительности и морали. <...>


 

Взаимосвязь искусств сводится к изучению приемов профессиональной деятельности и к передаче образов одного искусства средствами другого. При этом - взаимодействие искусств рассматривается лишь как позитивное явление, в то время как существует их интерференция, отрицательное воздействие: например, зрелищных искусств — на чтение, так как они затрудняют полноценное общение с искусством слова; динамические изображения -— кино и мультипликация — отрицательно влияют па. детское рисование, а графические навыки письма и рисования несовместимы в большинстве фонетических языков (с. 24—25). <...>

В результате анализа научных исследований п современного опыта, ка-1-мющихся комплексного взаимодействуя искусств в содержании художест-1НЧ1НОГО воспитания школьников, можно выдвинуть следующую совокупность тезисов,

Необходимо привлекать к учебно-воспитательной работе со школьниками несколько видов искусства одновременно — как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подходе полихудожественным, интегративным подходом к освоению явлений культуры и искусства.. При этом художественно-творческое развитие школьников долж­но занимать особое место в общей системе учебно-воспитательного процесса,. л не только как составная часть и как средство усиления так называемых основных»- видов воспитания и образования,

Восприятие произведений искусства нужно гармонично сочетать с соб­ственной творческой практикой школьников, поднять содержание самого понятия «изучения искусства» до уровня художественно-творческой деятель­ности и художественно-творческого развития учащихся, кокда живая твор­ческая практика самого юного автора готовила бы его к полноценному вос­приятию художественного наследия.

Следует различать четыре типа взаимодействия искусств: 1) межпредметные связи в пределах традиционного, учебного пламя (литература, музыка, изобразительное искусство); 2) сочетание предметен обязательного цикла с снятиями другими видами искусства во внеурочное время, что расширяет возможность художественного воспитания для желающих; 3) преподавание от­дельных видов искусства на полихудожественной основе — с привлечением ана­логов и стимулов из других видов искусства (такой тип преподавания часто сочетается с первыми двумя); 4) комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этане. <...>

Решающим для характера взаимодействия искусств являются не отношения между формально-функциональными особенностями их языка, а отношение каждого из искусств к сферам реальной деятельности. Реальные осо­бенности жизнедеятельности детей (умственной, посильной общественно по­лезной и трудовой деятельности, общения) находят разрешение в определенных чертах их художественного творчества и определяют качественное своеобразие комплексного взаимодействия видов художественно-творческой деятельности школьников данного возраста и уровня развития. <-.>;

Предполагается, что педагогика каждого вида искусства, выстроенная по вертикальному возрастному принципу, позволяет провести между определен­ными видами художественных занятий возрастные шараллели, связанные с общим формированием личности учащихся и наметить липни их внутренней интеграции...» (с.34—35).

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 241. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия