Студопедия — Теоретические основания исследования, научная гипотеза
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теоретические основания исследования, научная гипотеза






Каждый из традиционных видов искусства (экзистенциальная система видов художественной деятельности) опосредуется внутренней работой лич­ности, ее духовным миром: индивидуальными и возрастными наклонностями,


 

а также многообразными связями ребенка с природной и общественной сре­дой, образуя систему экологических факторов глобального масштаба, участвующих в формировании художественной деятельности ребенка. Не все виды художественного проявления ребенка в реальной жизни укладываются в традиционную классификацию искусств, сложившуюся в искусствоведении, психологии искусства, социологии, культуре и эстетике. Поэтому интегрированная с окружением система комплексного полихудожественного развития детей может выходить за традиционные рамки классификации, видов искусства и иметь прогностический характер для общей теории художественной дея­тельности и для перспективы развития системы художественного воспитания.

По гипотезе центральным процессом для художественной деятельности выступает фантазия, воображение, значимость которых должна быть поднята. В связи с этим в гипотезу заложен второй тезис — разведение категорий творчества и воображения: творчество рассматривается как деловая сторона художественного продукта, уровня его внешнего совершенства — в профессиональных понятиях, которые могут быть лишь относительно применимы к художественному творчеству детей. Воображение рассматривается как ведущее качество внутреннего духовного проявления ребенка в искусстве и как важнейшая составляющая формирования культуры в широком смысле слова (в экосистеме). Творчество (продуктивность) выступает как важнейший показатель лишь в экзистенциальной системе искусств. Соответственно, в гипо­тезе понижается концептуальная значимость всех компонентов и условий творчества («озарения», неосознанных процессов, языковых средств искусства и техники творчества) в пользу воображения, фантазии и связанной с ними нравственной, внутренней работы личности; памяти, чувств (эмоций), воли (Л. С. Выготский, А. Г. Ковалев, А. Б. Петровский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн).

Третьим конструктивным элементом гипотезы является тезис, что в отличие от рядоположности и равнозначимости искусств в традиционной практике (в экзистенциальной системе отсчета) экосистема относительно иерархична. Средостением, точкой сопряжения экзистенциальной н эко­логической систем художественной деятельности выступает с л о в о, вербаль­ные системы коммуникации.

В педагогических категориях гипотеза взаимодействия искусств может быть сведена к тому, 'Что первичное ознакомление ребенка с искусством (художественно-образной творческой деятельностью) начинается с описания словами, с беседы, с овладения словом (письменным и устным), с его звуча­нием, восходимым — по степени обобщенности — па уровень образной речи и поэтического слова, которые опосредуют и делают осознанным другие, невербальные сенсорные модальности: жест, мимику, движение, визуальные качества формы и цвета, звук. Через.посредство слова вводятся — па не­словесном, сенсорном уровне — театрализации как искусство мимики и жеста, пластические движения, переходящие в танец и пространственную риторику, затем — визуальные модальности формы и цвета как способы предметного описания явлений окружающего миря, сохраняющие их на­глядность, и, наконец, — музыкальное звучание, лишенное предметной кон­кретности, развивающееся в пространстве, и цвет как светопись.

На высшем уровне, по мере формирования этой иерархической много­уровневой системы вербальных, двигательных, кинестезических, зрительных, обонятельных, звуковых и цветовых модальностей образа (в данной гене­тической преемственности и последовательности) развивается способность полифонического, многостороннего целостного отражения явлений окружающего мира н перевода их в художественные образы высокого ду­ховного содержания (полифоническая интеллектуальная и нравственная эй­детика) (с. 39—41). <...>


 

Таким образом, согласно гипотезе, может быть построена иерархическая и полимодальная система художественного развития ребенка — как на матариале нескольких искусств, так и в рамках занятий одним из них. В первом случае возникает комплексная программа полихудожсственного профиля во втором — комплексный полихудожественный подход к формированию ребенка на занятиях отдельно взятым видом художественной деятельности, что может быть реализовано в различных условиях педагогического процесса. <...>

Мы полагаем, что, разделяя творчество и воображение, мы решаем целый ряд проблем и, во-первых, кладем конец их отождествлению. По высказываниям огромного числа выдающихся представителей искусства — всех его видов и разных времен и народов, — ведущей чертой личности художника, а также и главным достоинством произведения искусства является воображение, фантазия. Согласно интуитивному ощущению, вектор воображения обращен вертикально, а вектор творчества — горизонтально как деловая практическая, прагматическая, утилитарная реализация воображения в пределах непосредственно искомого и выполняемого автором продукта: картины, музыкального сочинения, новой машины или научной формулы (г. -12—43).

Размещая творчество по горизонтальному вектору, мы понижаем его ранг как процесса и как качества деятельности, как этому и следует быть в теории творчества и как это реально и обнаруживается в советской психо­логической традиции, где творчество рассматривается прежде всего как разновидность труда, 0риентироваппое на создание определенного продукта или па достижение определенной цели (построить дом, победить врага).

Очевидно и утилитарное отношение к творчеству в мировой литературе, не говоря о курсах «обучения» творчеству. Так, основатель современной волны увлечения проблематикой творчества в США Алекс Осборн попросту назвал творчество «прикладным воображением».

Понижение ранга творчества понижает в ранге и многие сопутствующие ему представления из области подсознательного, такие как интуиция, эмоции и прочие аксессуары, которыми столь злоупотребляют в рассуждениях о июрчестве не давая ответ на вопрос, многие мало сведущие здесь авторы, иг забывая напускать побольше поэтического тумана при одном упомина­нии слова творчество (с. 45). <...>

Мы классифицируем — применительно к формируемой нами модели много­мерной полифонической, полихудожественной деятельности — понятие эко­система, которое обозначает у нгьс вектор воображения, и понятие экзисистема, обозначаемое вектором творчества, и обе они создают многомерное концептуальное пространство, модель которого даст повод для более деталь­ных классификаций.

Экзисистема художественного проявления (от слова «экзис», — англ., — существовать) — это «существовательная», практически сложившаяся система видов художественной деятельности, включая учреждения и средства художественной пропаганды, например театры, музеи, концертные залы, дет­ские художественные и музыкальные школы, — короче, традиционное ис­кусство в его профессиональном смысле. <...>

Экосистема художественного проявления (от понятия «экология») — это новая, вводимая нами составляющая системы полихудожественного.развитии школьников, Она учитывает в содержании формируемой памп гипотезы тс факты и обстоятельства духовной жизни людей, которые возникли в поле зре­ния человечества как актуальная и жизненно важная проблема, глобального уровня, поставившая, па наш взгляд, всю систему современной педагогики и психологии на грань кризиса, перед необходимостью пересмотра всей сис­темы воспитательных и развивающих представлений, и в зависимости от ко-


 

торой находится социальная оценка экзистенциальной, практически утвер­дившейся системы искусств и художественных занятий с детьми в их обще­ственной, общечеловеческой перспективе.

Экосистема — это «верхний регистр», это систематическое возвышение уровня художественной деятельности, ее внутреннего энергетического обес­печения силами организма — энергетики, формирующейся в той последова­тельности, которая обусловлена векторами воображения. Педагогическая суть этого модельного представления заключается в том, что занятия с детьми искусством в творческой экзисистеме должны выводить детей на определен­ный уровень внутреннего отображения явлений жизни в искусстве. И это касается занятий каждым из видов искусства, а не только их последовательности или совокупности. Закон воображения — «верхнего регистра» действу­ет в любой точке экзисистемы. Это аналогично понятию сверхзадачи у К. С. Станиславского; трактуемой нами в широком смысле слова (с. 46— 47). <…>

Воображение — это вектор будущего. В традиционном художественном воспитании почти начисто отсутствует вектор будущего, без которого не су­ществует пи прогресса в искусстве, ни человека, способного ставить и продуцировать проблемы, которым суждена перспектива. Чаще всего мы учим прошлому и еще чаще — утвердившемуся и рекомендованному инструкцией настоящему. В пашем художественном воспитании отсутствует прогностический элемент (да и только ли в художественном сознании современного чело­века) - чувство нового, умение предсказать ход вещей, уловить элемен­ты и направления культуры, которым суждено будущее, отличить среди непрерывно возникающих в поле зрения и непрерывно заново рождающихся художественных явлений те, которые дадут начало новым художественным направлениям — которые, несмотря на спою необычность и несоответствие устоявшимся стандартам, являются провозвестниками искусства, которому суждено будущее, Ясно также, что планомерно организованное художествен­ное воспитание должно отражать все три вектора пространства и времени:.прошлое, настоящее и будущее» (с. 49—50).

 

Вопросы и задания

1. Попытайтесь задать себе вопросы: что вам понятно в новой теории Б. П. Юсова и что требует дополнительного разъяснения, что оста лось неясным.

2. Представьте, что вы находитесь на пресс-конференции Б. П. Юсова. Какие вопросы вы бы задали автору новой программы? Сформулируйте их.

Заканчивая на этом своеобразную «хронику» развития художественного образования в нашей стране, предлагаем Вам, уважаемый читатель, на ее материале я предлагаемых ниже литературных 'источниках подумать над следующими вопросами и ответить на них,

1. Какую роль и какое место в общем содержании школьного образования занимали предметы художественного цикла в 2Й-е годы.

2. Почему от идеи «свободного творческого воспитания» так быстро отказались?

3. В чем причина появления и широкого внедрения теории всеобщей графической грамоты? Каковы ее основные цели?


 

4. Почему так Живуча (особенно в педагогической практике) эта теория? Каковы ее истоки?

5. Каковы, на ваш взгляд, результаты ее реализации? (Ведь большинство из вас обучались именно по ней.)

6. В чем заключается новаторство теории «целостного подхода» к художественному воспитанию, опирающегося на категорию «художественный образ»? (Теория Б. Юсова.) Каковы ее цели?

7. Что из этой теории актуально в наше время? И почему?

8. В чем отличие концепции «целостного подхода к художественному воспитанию через художественный образ» от концепции «приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры»? (Теория Б. Неменского.)

9. Какую роль и какое место занимает искусство в современном содержании образования?

10. Какие-идеи, положения теории художественного воспитания 20—30-х гг. актуальны сегодня и в будущем? Какие из них вошли в «концепцию художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе?»

11.Дайте характеристику теории Б. П. Юсова «Взаимодей­ствие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников». Что для вас оказалось сложным для се понима­ния? Какие вопросы возникли у вас к автору теории?

12.В чем новаторство теории Б. П. Юсова? Каковы перспективы ее дальнейшей разработки и реализации на практике?

77








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 282. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия