Распределение времени но видам художественной деятельности
Распределение времени по учебным проблемам
Вопросы и задания 1. В чем принципиальное отличие данной теории («целостного подхода... через художественный образ» — Б. Юсов) от предыдущей («графической грамоты»)? (Цели? Задачи? Содержание? Структура программы? Методы?) 2. Что общего в теории Б. Юсова и теории «свободного художественного воспитания» 20-х гг.? Что нового внесла теория Б. Юсова в общую теорию и методику художественного воспитания п обучения? 3. Попытайтесь выяснить причины, определившие появление и признание концепции Б. Юсова. 4. Дайте нашу личную оценку данной теории.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИОБЩЕНИЕ К МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ЧАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (Б. НЕМЕНСКИЙ) 1981г. Немснский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. 1970—1975 гг. «В соответствии с решением коллегии Министерства просвещения СССР от 4 декабря 1970 г. Союз художников СССР совместно с АПН СССР приступил к разработке нового содержания предмета изобразительного искусства в школе. Работа прошла несколько этапов, были изучены программы советских республик, программы социалистических стран, наиболее интересный опыт зарубежных стран. Были разработаны принципы для начала работы над новыми 'Программами и на основе этих принципов создай первый вариант экспериментальной программы НИИ художественного воспитания АПН СССР. В 1972 г. группа педагогов из разных республик приступила к ее экспериментальной проверке. Однако задачи раскрытия возможностей искусства в духовном, эмоционально-нравственном формировании личности этот вариант н е в ы я в л я л на таком уровне, который дал бы возможность утверждать, что найден путь построения программы искусства как неотъемлемой части духовной, а не только профессионально-художественной культуры. А именно эта задача ставилась в начале эксперимента. <...> Все это привело к созданию в 1975 г. проблемной группы... которая начала искать принципиально иные пути решения программы изобразительного искусства, пути, открывающие новые возможности для передачи именно духовного, эмоционально нравственного, ценностно-ориентацпонного содержания искусства; [49, с. 57—58]. 58 I. Система задач Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (вариант 1976 г.) отличается от некоторых существующих программ прежде всего шиш постановкой задач, в основе которой четко выработанная системность... Это именно система задач, а не их перечень. Эта система реально обеспечена и этапами обучения и последовательностью задач уроков и всей методикой. В целом задача программы формулируется в одной фразе: «Формированию у учащихся художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры». Общая задача предмета расшифровывается и двух взаимосвязанных и основополагающих элементах. I ЗАДАЧА. Увлечение искусством. Вне увлечения искусством вне восторга, наслаждения его творениями не может не только быть сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, но не может вообще происходить подлинного общения с искусством. П ЗАДАЧА. Художественное развитие (культура). Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность; 1. Суть содержание искусства — это собственно, те жизненные проблемы, разрешение которых и достигается искусством… Суть искусства можно определить как нравственно-эстетическую позиции) времени, среды, личностно выражаемую художником (овеществляемую в произведении, искусства). <...> Не навыки, не история искусства являются для нас предметом изучения. Они лишь средства. Предмет изучения – связи искусства с жизнью человека, социальные, нравственно-эстетические функции искусства в жизни. Вся структура программы п вычленение трех форм художественной деятельности — подчинены этому. Подчинена этому и методика программы с ее активизацией игровых моментов, созданием «ситуаций уподобления», с ее диалогом учителя и учеников, доступностью средств и материалов. Словом, создание атмосферы радости наслаждения процессом восприятия и созидания искусства — все для решения этой проблемы. 2. Язык искусства — это образный строй, через который художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения. <...> Мы даем четкое понимание: все средства, искусства — средства выражения художественного образа. <... > Что же формирует в личности ребенка решение этой задачи? В первую очередь способствует решению корневой задачи — развитию способности воспринимать содержание произведения... Отработка системы «мозг глаз — рука» формирует «зрительный слух» — острый глаз, формирует пространственное мышление, цвете и тоноразличительные способности, чувство гармонии, пропорции, чувство материала, радость красиво сделанной работы. 3. Творчество — третий элемент триады. Вне творчества невозможно, немыслимо сути искусства слиться с его языком и вылиться в живое произведение искусства. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии... Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создано человечеством, и способность нарушать сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое [49, с 78—86].
|