Г. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе.
«Роль искусства в деле воспитания подрастающего поколения чрезвычайно велика. Как указано в программе Коммунистической партии Советского Союза, «советская литература и искусство, проникнутые оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, развивают в советском человеке качества строителя нового мира». Рисование как учебный предмет дает школьникам знание элементарных пении изобразительного искусства, что имеет большое значение к их эстетическом воспитании. Изобразительное искусство представлено в школе через учебный предмет — рисование, поскольку рисунок является основой живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В программу по рисованию включены также и беседы с учащимися по изобразительному искусству. <,..> Графическая грамотность является необходимым элементом политехнических знаний. Поэтому рисование приобретает особое значение в связи с осуществлением политехнического обучения в школе... Изобразительная грамотность дел пет представления более полными, четкими, прочными и становится одним из необходимых условий всестороннего развития личности человека. Отсутствие навыков в рисовании и достаточно развитой наблюдательности, понимания форм, гармонии цвета отрицательно влияет на работу в большинстве профессий. Умение рисовать может оказать помощь не только в технике, но и в любой области хозяйства и культуры» [46, с, 7-10]. 1974г. Ростовцев Н. Н. Методика преподавании изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. «Исходя из общих задач коммунистического воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: 1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов коммунистического общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны. 2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный одновременно формируя марксистско-ленинское мировоззрение, давая правильное идейно-политическое направление их эстетическим взглядам. 3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное. 4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой, деятельности, в общественно полезной работе. 5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основным техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе. 6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение. 7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности [61, с. 82]. Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа (см, Программу восьми-
летней школы: Изобразительное искусство, М.: Просвещение, 1972) предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве. 8. Занятия изобразительным искусством проводятся с первого по шестой класс. На весь курс обучения отводится 2)13 учебных часов. Из них 98 часов отведено на рисование с натуры, 39 часов — па декоративное рисование, 55 часов — на тематическое и 21 час — на беседы по искусству. По годам обучения часы занятий распределяются следующим образом (с. 93):
Вопросы и задания 1. Как изменились цели и задачи обучения Изобразительному искусству (рисованию) в 40 - 50-е гг. по сравнению с 20-ми годами? В чем причина этих изменений? 2. Какие идеи, требования и методы дореволюционного опыта преподавания рисования «вернулись» в опыт советской школы 40—60-х гг.? Что, какие причины, факторы повлияли па изменение направлений в области художественного образования? 3. В чем суть теории «графической, изобразительной грамоты — школы рисунка»? Почему она явилась основной приоритетной в области преподавания рисования в школе? Назовите «авторов» этой теории. 4. Чей и какой «социальный заказ» выполняла общеобразовательная школа в области художественного образования? Что из содержания художественного образования того времени (30—60-е гг.) сохранилось и сейчас? 5. Определите соответствие провозглашенных в программах 40—60-х гг, целей художественного образования и содержания и методов их обеспечения на уроках. 6. В чем проявлялся идеологический подход к преподаванию рисования в школе 40—60-х гг.? 7. Отберите из нижеследующих формулировок (понятий, терминов): 1) те, которые являются главными, основными и области преподавания рисования тех лет (40—50-е гг.), и 2} тс, которые вообще не вошли в круг содержания и методики преподавания рисования в школе, — художественный образ, геометрическая форма предметов, социалистический реализм, линейная перспектива, художественное развитие личности, схема построения рисунка, творческая личность, духовная культура, умственное развитие, коммунистическое воспитание, последовательность схематического построения предмета, идейно-политическое воспитание, художественное мышление, нравственно-эстетическое воспитание, характер культур разных народов, интернациональное воспитание, умственный кругозор, эмоционально-эстетическая отзывчивость, технические навыки, отметки за знания и умения, художественный язык, грамотный рисунок, политехнические зна-
ния личностное отношение к явлениям окружающей действительности, форма предмета и его назначение в жизни, восприятие объектов, методы художественного познания, сопереживание, сотворчество, ошибки в рисовании, методы наказания и поощрения, диалог учителя и ученика, способы изображения пространства и объема, художественный стиль, умственное развитие, анализ предмета, его геометрической формы и назначения, поисковая деятельность, схемы и правила построения композиции, точка схода, игра, художественная критика, линия горизонта, лучи зрения, оценка и самооценка художественной деятельности... (дополните этот список сами). 8. Что, какие понятия из этого списка вы обязательно включили бы в содержание и методику преподавания изобразительного искусства в школе? 9. Попробуйте «сыграть» урок но рекомендациям методики 40-60-х гг. и урок, отражающий теорию художественного воспитания 20-х гг. 10. Дайте вашу личную оценку.традиционной теории и методики преподавания рисования (изобразительного искусства) (Н, Н. Ростовцев, 11, С. Кузин). Что, какие принципы, требования из этой теории вы считаете неприемлемыми, не соответствующими вашему пониманию роли изобразительного искусства в воспитании, развитии личности (школьников). Что для нас привлекательно в этой методике?
§ 4. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИЮ „ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"» (Б. ЮСОВ) 1970г. Материалы к проведению эксперимента по определению содержания Преподавания изобразительного искусства «1-Х классах общеобразовательной школы СССР (1972—1980 гг.). 1970г. «Решением коллегии Министерства просвещения СССР от 4 декабря 1970 г. Институту художественного воспитания поручается провести в 1972—1980 гг. совместно с творческими союзами широкий эксперимент по определению содержания образования по предметам эстетического цикла и 1 —10 классах общеобразовательной школы и разработать единую систему эстетического воспитания, охватывающую классную, внеклассную и внешкольную работу» [18, с. 5].
|