Г. Вышли новые школьные программы по рисованию.
«Усиление внимания к задачам обучения изобразительной грамоте сказалось на содержании школьной программы по рисованию 1954 г. Курс рисования в этой программе делится на две части: изображение простых имеющих незначительную толщину предметов без передачи перспективы и перспективное изображение. Как и в предыдущих программах, предусматривается четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, рисование по теме, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве. Рисование с натуры начинается в I классе. Прогрессивность советской методики особенно заметна в сравнении с методикой занятий рисованием в общеобразовательных школах капиталистических стран, где задача обучения реалистическому рисунку часто не только не ставится, но даже отвергается как якобы мешающая раскрытию индивидуальности» [46, с. 51, 53].
1959г. Карлсон А. В. Дидактика и методика на уроках рисования: Пособие для учителей рисования. «Основные требования в обучении рисованию. Основной задачей преподавания рисования является обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка, вооружение их умением и навыками в рисования с натуры, по памяти, по представлению; развитие у учащихся зрительного восприятия, умение различать форму, окраску предметов и их положение в пространстве. Из основных положений программы рисования вытекает, что вся изобразительная деятельность учащихся основана на восприятии окружающей их реальной действительности, из которой они черпают свои знания [2-1, с, 18].
Значение слова <...> Уроки рисования в современной постановке преподавания немыслимы при полном молчании учителя. <...> Соединение слова с соответствующим образом в процессе изучения какого-либо учебного пособия и одновременное графическое его изображение обеспечивает усвоение учащимися отвлеченных геометрических форм, как круг, квадрат, цилиндр, куб, горизонтальная, вертикальная, наклонная линии и др., что в конечном итоге способствует формированию определенных понятий, которые па долгое время сохраняются в памяти. Для этого требуется от учителя давать инструктаж четко, ясно, литературным языком, пользуясь правильной терминологией и научными оборотами' речи. Не следует, например, называть круг шариком, квадрат — кубиком, стебель растения - палочкой, как это нередко наблюдается в печальных классах. <…> Некоторые методисты рекомендуют повторение изученных правил в одной и той же формулировке... (с. 21—22).
Наглядность и наблюдательность Под наблюдением надо понимать активное, плановое, целенаправленное восприятие объектов. Восприятие не должно быть пассивным, простым «видением», но вполне сознательным познанием свойств, отличительных особенностей, формы и цвета предмета. <…> Поясним это на примере. Перед тем как рисовать в 3-м классе предметы цилиндрической формы, учащиеся должны уметь свободно набрасывать карандашом любого размера эллипсы, специально тренируясь в этом 5—10 минут, <...> На первых же уроках мы должны вооружить детей элементами — научить рисовать прямые, наклонные линии, делить линию на две равные части отнюдь не сгибая лист бумаги (с. 23-24). <...> Все обучение рисованию должно быть построено исключительно на наглядности... Наглядность тесно связана с наблюдением, е умением видеть предметы со всех сторон. Это влияет па умственное развитие ребенка и на правильность его суждений. Так, первый раз дети рисуют круг, пользуясь 8 опорными линиями, следующий только с помощью 4, а дальше, когда в клетках мозга прочно закрепляется образ круга с его отличительными свойствами, учащийся сумеет нарисовать его без каких-либо вспомогательных линий. <...> Вполне уместны и целесообразны подобные небольшие абстракции даже в первом классе в начале учебного года. На первых уроках дается задание делить лист бумаги на две равные части па глаз. Это очень важно, так как деление на равные 2 — 4 — 8, 3 — 6 частей встречается почти в каждом задании. Трудность заключается в том, что дети проходят дроби только в 4—5-м классах и понятие о равенстве может быть достигнуто только практическим путем.
Понимание и сознательность Ученик должен понять, что между внешним видом и содержанием, т. е. назначением предмета, есть своя логическая внутренняя связь, которую надо вскрыть раньше, чем изображать предмет. В процессе рисования с натуры мы обычно выясняем вместе с учащимися: 1) как называется данный предмет; 2) как им пользуются; 3) из какого материала он сделан; 4) из каких частей состоит и как они называются; 5) где этот предмет встречается. Так, например, во 2-м классе мы показывали учащимся лучковую пилу, которую надо рисовать. Сначала ставится вопрос, почему она так называется? Слово лук обозначает оружие первобытного человека, объясняет учитель. Многие дети, особенно мальчики, вспоминают, как их старшие братья стреляли из лука. Лук состоит из дуги и тетивы. В лучковой пиле есть также тетива - крепкая веревка, которая стягивает раму и натягивает стальную ленту — полотно пилы. Называем части пилы: станок, тетива, рама, средник, закрутка, полотно пилы с зубцами, ручки, регулирующие наклон пилы. Записываем на доске все незнакомые слова, которые будут употребляться во время объяснений. Показываем, как обращаются с пилой, как меняют положение пилы, как работают пилой. (Опрашиваем, какие еще пилы дети знаки, ножовка, поперечная пила, циркулярная пила. В процессе зарисовки топора дети знакомятся с назначением его частей: лезвие, обух, топорище <...> Перед зарисовкой молочного бидона в 4-м классе мы обращаем внимание детей на ширину горлышка и сравниваем его е горлышком бидона для керосина, в этом их основное отличие. После некоторого размышления дети сами приходят к выводу: горлышко в молочном бидоне шире для того, чтобы можно было быстро его опорожнить и хорошо вымыть, просунув руку. А второй бидон с горючим имеет узкое горлышко, которое надо плотно закупорить, пробкой, так как жидкость легко воспламеняется. Из узкого горлышка, кроме того, удобнее выливать керосин в керосинку, он вытекает небольшой струйкой, керосиновые бидоны не моют, объясняют дети. <...> Таким образом, дети учатся рассуждать, делать выводы, осмысливать каждый предмет. Мы убедились, что дети стали 'более внимательными, пытливыми и любознательными. Одновременно с тем значительно пополнился их активный запас слов. Дети научились правильно и к месту употреблять их, снизывая слово с образом.
Анализ предмета В процессе понимания основой является анализ предмета, Который выражается в том, что тот или иной объект изучается в его частях, как масть целого с их признаками и свойствами, с разнообразием их связи и отношений, в которых эти части находятся. От анализа надо переходить к синтезу, к образованию понятий или законов, которые формируются у школьников на основе аналитического изучения признаков многих подобных, идентичных явлений с нахождением в них общего, существенного. Неоднократные, например, зарисовки квадрата с проверкой его сторон подводят учащихся к обобщению: все стороны квадрата равны. Анализ предмета всегда сопровождается показом приемов изображения на классной доске. Учитель показывает, с чего начать, в младших классах не все сразу, а по этапам, так как дети не могут одновременно запомнить большое количество материала, В старших классах можно показать на классной доске весь процесс работы с начала и до конца (с. 48).
Творчество в тематическом рисовании У каждого творящего должен быть запас знаний, нередко накопленный годами материал, который им перерабатывается усилием воли и напряженной умственной работой. Какой же опыт может "быть у маленького школьника.'' А между тем учителя, нередко руководствующиеся старой теорией биогенетиков, предполагают, что в душе ребенка «дремлют» большие возможности, богатый мир образов, в силу чего он способен изобразить все, создать иллюстрацию к какой-либо сказке, рассказу и т. д. Подчас уродливые беспомощные картины считают проявлением особого творчества. <…> Пока нет достаточного количества собранного ребенком зрительного материала, то есть ранее отображенного им н рисунке, не может быть и речи о каком-либо творчестве, <...> Надо сначала вооружить ребенка техническими навыками, связывая их с рисованием с натуры, с показом всех нужных приемов, как опоры в. рисовании, одновременно развивал наблюдательность, умение «видеть» и, когда накопится нужное количество образов, их можно будет смело использовать в какой-либо подходящей теме, изображая но памяти (с. 52-—53).
Последовательность и систематичность В методических указаниях к программе рисования первым и основным требованием выставляется принцип последовательности усложнения объектов изображения и постепенности повышения требований к законченности и точности передачи предметов, подачи знаний в определенной системе. Систематичность состоит в соблюдении логической последовательности знаний как в соответствии с логикой самого предмета, так и о психологическом, и педагогическом смысле. <...> Сначала изучаются плоские предметы двух измерений — квадратной, треугольной и круглой формы, во 2-м классе — предметы овальной и смешанной формы, в 3—4-м классах — объемные предметы, приближающиеся по форме к цилиндру, конусу, параллелепипеду. Таким образом, в начальных классах охватываются все основные формы н учащиеся подготавливаются к изображению более сложных предметов в 5-м классе (с. 54—57).
Учет знаний и оценка знаний Текущий учет знаний мы проводили по возможности после первых двух заданий, которое в младших классах рассчитано па 1—2 часа, в 3—1-м классах — на 2—3 часа. <...> Отметки по рисованию дисциплинируют учащихся. Несмотря на то, что они, к сожалению, до настоящего времен нерешающего значения 'при переводе в следующий класс не имеют, учащиеся, в особенности начальной школы, очень заинтересованы получить хорошую оценку и огорчаются плохими, У детей первого класса, особенно в первый месяц занятий, еще нет критерия оценок, они не знают, что требуется для получения отличной отметки. Мы обычно показываем всему классу работы, которые заслуживают хорошей и отличной оценки, и объясняем, за какие ошибки ставится 3 и 2, например, за большое количество ошибок, за грязно и неаккуратно выполненную работу, за употребление линейки... В оценке работ учащихся мы считаемся с некоторыми особенностями детей, применяя к ним индивидуальный подход. Очень шаловливому, непоседливому мальчику Юре М. мы ставили двойки в тетрадь, дневник и журнал, пока он сам не пришел на дополнительные занятия и не поправил своп отметки. После первой хорошей отметки повысился его интерес к работе и появилась уверенность в своих силах» [Там же, с. 21—60].
|