П. Дифференциация по формам работы
<...> Уже в средних классах нужно предусмотреть для желающих широкие возможности испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках и студиях, да свободному выбору. <…> В результате в старших классах выделяется группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. Для этих школьников, наряду с обязательными курсами, должна быть возможность углубленных занятий одним или нескольким видами искусства в специализированных классах и школах. Можно предвидеть по меньшей мере две возможных формы таких занятий: 1. Традиционные занятия тем или иным искусством на профессиональном уровне. 2. Приобщение школьников к разным аспектам деятельности, связанное с избранным видом искусства. В этом случае, школьник за два последних года обучения сможет «побыть», например, критиком, редактором художественных произведений, педагогом - руководителем творческих занятий по каждому виду искусства в младших классах и т.д. Попутно подчеркнем, ч го обязательные занятия искусством на всех этапах также должны быть по возможности связаны с созданием «настоящих», общественно значимых продуктов. Под руководством специалистов дети могут изготовлять игрушки, поздравительные открытки, оформлять школьные праздники и спектакли интерьер школы, детского дома, участвовать в благотворительных концертах, выполнять работу типа редакторской, критической, педагогической и т. п.
Изложенный выше подход к проблеме дифференциации обучения можно представить следующей схемой:
Но самое главное, чего необходимо добиться, — это изменения места и роли художественного цикла в образовании, что потребует серьезных мер. В первую очередь — это обеспечение материальное всех форм и этапов кардинального изменения эстетического сознания и профессионального уровня педагогов. Здесь единственная возможность прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение «воспитывали другие». Более того, необходимо: преподаватель музыки, ИЗО, литературы.будущего должен освоить свой предмет не просто как отдельный вид искусства, ню как органическую часть единого целого — художественной культуры, подчиняющуюся общим закономерностям этого целого, иначе будет неосуществимо преподавание разных предметов художественного цикла на единой основе».
Вопросы и задания Если бы автором школьной программы по изобразительному искусству был «Я» (т. е. каждый из вас, дорогие читатели), то: 1. Какие знания (знания о чем?) вы бы включили в свою «авторскую» программу по изобразительному искусству? 2. Какие способы изобразительной деятельности (навыки, умения вы бы считали необходимым включить в программу обучения изобразительному искусству? 3.. Какой опыт творческой деятельности (решение «творческих задач) вы посчитали бы важным передать школьникам в области изобразительного искусства? 4. Какие духовные ценности, переживания, интересы вы бы развивали у школьников, используя изобразительное искусство? В перечне вопросов мы предложили традиционную последовательность элементов содержащий образования. А как поступили бы вы? Какой из 4 элементов вы бы поставили на 1-е место, а какой — па последнее? И в какой возрастной период обучения в школе (начальные классы, средние, старшие) приоритет того или иного элемента содержания образования меняется? Или традиционно заданная 'последовательность от возраста учащихся не зависит?
Ответив на все эти вопросы, попытайтесь сформулировать ваше понимание цели и задач обучения изобразительному искусству в школе. Выполнение этого непростого задания поможет вам настроиться на осознание следующего материала. Тем более, что мы по ждем «правильных» ответов. Кто знает, может быть, «неправильные» сегодня ответы завтра будут «правильными»? И кто может поручиться, что его «взгляд» — истина в последней инстанции? Однако каждую версию, каждый взгляд необходимо обосновать, аргументировать, соотнести с современными условиями жизни общества. И важно попытаться убедить, увлечь других, привлечь на свою сторону, а не просто заставить поверить на слово. В последующих материалах данного пособия вы найдете некоторые ответы на эти вопросы. Ответы не столько идеальные, истинные, сколько аргументированные жизнью и борьбой различных направлений в области художественного образования. Следующая глава даст вам возможность познакомиться с некоторыми фрагментами истории обучения изобразительному искусству и некоторыми теориями — концепциями содержания образования как прошлого, так и.нашего времени. Эту краткую историю образования мы построили из выдержек литературных источников, не давая к ним комментариев, чтобы не навязывать какого-то определенного субъективного мнения, а дать вам возможность самостоятельно определиться, сделать выбор и соответствующие выводы. 33
|