Каковы принципы «новой школы»?
Ключевые позиции обновления советской школы — ее развитие, ее демократизация, гуманизация, реализм школьной политики. 1. Идея развития — узловой момент идеологии новой школы. Три основные грани этой идеи: постоянное развитие образования; превращение его в механизм.развития личности и в действенный фактор развития общества. Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармоничного развития личности, своим авторитарным строем, дидактоцентризмом содержания, форм и методов, образования по сути исключает самую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменяется усвоением пресловутых «3 У Н ОВ» — знаний, умений, навыков. Эмоциональное примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности к труду формируется стойкая от него отчужденность — естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности так называемого учебного труда, безрадостности его результатов. Результаты физического развития все более становятся предметом озабоченности медицины... 2. Демократизация школы. Демократизация - цель, средство и гарантия необратимости перестройки школы... Это отказ от концепции «винтика» ради концепции человека как высшей ценности социалистического общества. Это – поворот школы от ведомственных местнических, нужд и интересов к интересам и потребностям общества и личности. Это - преодоление безликого, удушающего единообразия организации школы, содержания, форм и методов образовании, раскрытие их бесконечного многообразия, их вариативности и полифоничности. Это — раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Это - открытость школы, привлечение к ней общественных сил, включение общественного фактора в ее развитие. 3. Гуманизация школы …Подход к ученику как к «объекту» обучения и воспитания привел в конечном счете к его отчуждению от процесса учения, превратил его из цели в средство работы школы...
Гуманизация — это поворот школы к ребенку, уважение к его «О новом педагогическом мышлении» 1. Прежде всего это мышление требует такой организации образования, которая, с одной стороны, направлена на формирование творческой личности, с другой — ориентирована на своеобразие 'Индивидуальности каждого молодого человека, учитывая его собственную волю и жизненные устремления. Ребенок должен быть свободным субъектом школьной' жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности (художественной, трудовой, общественно-организационной и т. д.). Этот подход к воспитанию и обучению служит основой развития индивидуальных способностей, - которые свойственны в той или иной мере всем детям и молодым людям. 2. Вторая особенность новой педагогики связана с признанием приоритетности гармоничного воспитания человека перед различными видами его обучения. Гармоничное воспитание предполагает попеременное осуществление детьми и юношами всех основных видов сознательной деятельности людей - игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивной... При этом начальной формой любой деятельности является ее коллективное выполнение, — и лишь постепенно она становится индивидуальной. В традиционной же педагогике, как известно, приоритет отдается обучению, что приводит к чрезмерному интеллектуализму, а в результате — к господству технократичного мышления, для которого характерен примат средства над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеческими ценностями.
3. Третьей особенностью новой педагогики является трудовое начало образования, которое зиждется на двух основаниях. Первое из них — это деятельное и творческое ознакомление человека с миром, опирающееся в конечном счете на трудовую деятельность людей. Вторым основанием подлинно трудового образования является соединение — с определенного возраста — обучения с производительным трудом. 4. Наиболее существенной особенностью новой педагогики является подход к образованию как к государственно-общественной системе (а не только государственной, как это было до недавнего времени). Такой подход предполагает участие общественных советов разных уровней в управлении образованием, а также многообразие типов школ (например, возможность существования так называемых авторских школ) [15, с. 64—90];
|