Г. Бакушинский А. В. Изобразительное искусство в школе.
«Прежде всего нам необходимо значительно расширять само изобразительного искусства. Под ним обычно до сих пор разумеем преимущество рисование карандашом или красками, отчасти лепку, <...> Изобразительное искусство в школе должно включать в свои границы не только живопись и рисунок, но и отработку всяких материалов, из коих можно построить вещи (начиная с так называемой скульптуры и кончая любым предметом детского обихода). Сюда же следует отнести всякую организацию и отработку детьми пространства, например, класса, школы, сада, огорода, устройство сцены, построение макетов, моделей... В круг детского художественного внимания может быть поставлено изготовление костюма, наблюдение, за ним... И все это относится к искусству? Конечно, и непременно. Все это должно быть в круге художественно-воспитательного снимания педагога. Первая его задача пробудить предельную творческую активность ребенка, вторая — помочь ему реализовать творческие образы в том л.ни ином материале, и чем разнообразнее будут по своим свойствам материалы, тем совершеннее будет его общее образование, тем полнее и разностороннее будет протекать процесс его художественного воспитания. Это воспитание ни в коем случае не должно навязывать детям вкусов взрослых, не должно прививать внешне заимствованных навыков, таких же внешне воспринятых и внутренне не переработанных форм. Поэтому больше всего следует беречь свободу детского творчества, избегать всякой принудительности. Все навыки, все знания должны приобретаться в процессе радостного и добровольного оформления ребенком своих художественных замыслов. Здесь можно сказать о том, как лучше и удобнее вести его по пути творческого развития. Лучше всего начинать с реального действия — игры, с живой и яркой беседы, — начать с возбуждения двигательного и зрительного воображения. Эти приемы вызовут ноток образов и потребность в их реализации. Одновременно со свободным рисованием без предварительной темы и по теме следует вводить и обработку всяких объемных материалов, различных по качеству, — мягких и жестких, хрупких и прочных: глины, песка, дерева, тканей, всяких так называемых «бросовых материалов»... Круг приложения творческой энергии детей тут невообразим. Их изобретательность неистощима, если она развивается без принуждения, в свободном соревновании, в коллективной работе» [Цит. по: 58, с. 75 -77]. 1926г. Бакушинский А. В. Искусство и трудовой школе. «Свобода детского художественного творчества имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор ребенка, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает.положительные эмоции, возбуждает мощно его активность, его волю к действию, помогает с большей настойчивостью н изобретательностью преодолевать материал, приобретает без принуждения ряд технических навыков, нередко весьма трудных. Свобода художественного творчества явится той естественной основой, на которой могут быть прочно построены и образовательные навыки в связи с преодолением формальных и технических трудностей при выполнении творческого замысла. Важно только приучать детей к тому, чтобы усилием индивидуальной пли коллективной воли задуманный свободно и творчески образ был непременно осуществлен, замысел выполнен до конца. Таким образом, возможно будет добиться от ребенка умения преодолеть трудом и настойчивостью борьбу внутреннего образа и материала, подлежащих оформлению. <...>
Миг хотелось бы подчеркнуть то, что мы считаем особенно существенным в нашей и методико-теоретической, и практической работе — защиту и пропаганду идеи самостоятельной ценности художественного воспитания как цеди готической дисциплины. Искусство в школе и детском быте не может занимать служебного положения по отношению к другим школьным дисциплинам. Художественные навыки, художественное образование должны быть получены ребенком прежде всего для его художественного развития и уже затем, пли одновременно, должны употребляться в помощь школьным предметам и заданиям, связанным с ним» [2, с. 3—11].
|