II. Основные требования к экспериментальному содержанию
учебного предмета «Изобразительное искусство» <...> При определении содержания образования необходимо исходить и ч трех групп показателей: 1. Требований к уровню развития способностей ребенка, и которых фиксируется его готовность к деятельности определенного типа, и форме осуществления им этой деятельности. 2. Перечня конкретных видов деятельности, которыми должен овладеть ученик, применительно к определенным социальным ситуациям. 3. Тех сред ста обучения и воспитания, т. е. конкретных знаний и навыков, Все три характеристики содержания образования являются необходимыми и взаимно дополняют друг друга. 1. Первая группа характеристик имеет значение цели образования и выступает в качестве -главной... На нее необходимо ориентироваться при оценке эффективности для общества существующих учебных планов, программ и методик. Анализ современных форм художественного мышления и
деятельности, а также порядка и механизма духовного развития детей показывают, что эта группа характеристик художественных способностей слагается из двух взаимно дополняющих линий: А) линии развития способностей к пониманию произведений искусства и к художественному восприятию явлении окружающего мира; Б) линии развития способностей и умений художественно выражать свой чувства и отношение к миру в процессе продуктивном деятельности, художественно формировать окружающие предметы и свое собственное поведение. Хотя на практике очень часто только одна из этих способностей получает у детей преимущественное развитие, идеалом, конечно, является их гармоничное сочетание. 2. Для перевода первой группы характеристик в содержание второй группы возможно еще более детально расчленить способности по каждой из вышеобозначенных линий. Группа «А» (способности восприятия) может быть представлена из таких элементов: а) способности оценивать с эстетических позиций искусство прошлого и настоящего (всех видов и жанров) и соотносить это с уровнем и характером культуры разных эпох и народов; б) способности воспринимать и оценивать с эстетических позиций явленна «первой» и «второй» (созданной руками человека) природы; в) способности воспринимать и оценивать с эстетических позиций все явления эстетического, морального и политического ряда. Развитие этого ряда способностей должно быть направлено на развитие способностей, личного эмоционального отношения ко всем явлениям мира на основе общественных эстетических критериев. Линия «Б» (развитие способностей к художественному выражению) может быть представлена так; а) развитие способностей и умений с достаточной полнотой и правдивостью изображать объекты и явления окружающего мира, образы фантазии, выражая свое собственное отношение к явлениям окружающего мира, разнообразие своих настроений 1! чувств, опираясь на закономерности искусства; б) развитие способностей п умений художественно проектировать ии конструировать в объеме п па плоскости, выбирая (п создавая) наиболее выразительные для решения поставленной задачи средства. Таким представляется нам содержание второй группы характеристик, которые должны являться основой при составлении программы обучения и конструирования учебных средств; на нее ориентируются при определении 1:пдов деятельности и уровня -подготовки выпускников школы по этому предмету, 3. Однако сама по себе характеристика линий развития художественных способностей и видов деятельности не дает еще представления о конкретном составе и строении учебных средств и учебных заданий... При конструировании учебных программ должно быть учтено, что развитие художественных способностей не может; проходить вне усвоения языка и техники художественной деятельности... При этом язык и каждая техника «работает» сразу на несколько линий развития художественных способностей. Разрабатывая последовательность тем и заданий по изобразительному искусству, нужно все время помнить, что характер художественного изображения мира определяется не только характером изображаемого предмета, но и отношением к нему художника... Необходимо с самого начала воспитать у детей понимание различия «изображаемого» и «изображенного», надо научить их видеть реальный мир сквозь тризму искусства, через материал и средства изображения. Поэтому первостепенное значение приобретает работа с разнообразными материалами и средствами выражения [Там же, с. 13—16].
|