Г. Программа преподавания изобразительный искусств в единой трудовой школе
«Общеобразовательная школа, в которой так недавно еще господствовала почти исключительно наука, широко распахнула двери искусства. Современная педагогическая мысль начинает придавать искусствам как средству образования и воспитания равноценное с науками значение. Между науками и искусством налаживается дружеский союз на пользу просвещения и культуры.. <...> Первой и основной задачей современной педагогики является развитие возможного максимума творческих сил личности и напряженной активной самодеятельности каждого члена данного общественного коллектива. <…> Переходя теперь к определению задач преподавания изобразительных искусств в единой общеобразовательной школе, мы ставим в первую очередь: внесение в дело образования и воспитания художественного элемента, развитие творческого чувства и художественно-творческих сил личности, не имея при этом, однако, в виду подготовку будущих художников-профессионалов, стремясь к широкому распространению среди подрастающего поколения художественного образования... пробуждения в нем интереса и любви к произведениям изобразительного искусства и приобретению ими знаний и навыков, которые давали бы возможность вносить художественно-творческое начало и повседневную трудовую жизнь, содействуя, таким образом, повышению (.то общего культурного уровня и помогая одновременно исключительно одаренным в этом направлении натурам быстрее и успешнее развернуть заложенные в них природой художественные дарования, <...> Главными дидактическими средствами в данном случае будут служить: а) наглядное ознакомление с историей изобразительных искусств: архитектуры, живописи, скульптуры; б) экскурсии за город, посещение художественных музеев, выставок, церквей, дворцов, исторических зданий, картинных галерей и т. д.; в) беседы и лекции по вопросам искусства; г) сообщение сведений из области истории, искусств; д) забота о соответствующих задачах художественного воспитания, устройства и убранства школьных помещений, о художественной стороне школьных и общественных празднеств. Но так как развитие активного художественного творчества не может быть достигнуто только путем созерцательного воспитания произведений изобразительных искусств, а властно требует проявления личной творческой мысли и умение ее овеществлять, главное внимание должно быть обращено на практические занятия по изобразительным искусствам. <...> Мы определяем цели и задачи преподавания изобразительных искусств п общеобразовательной школе в двух основных положениях: а) преподавание изобразительных искусств... должно прежде всего отвечать Б) вторая задача преподавания изобразительных искусств заключается в распределении среди широких масс населения художественного образовании, пробуждения художественно-творческих сил народа, в подготовке трудоспособных, просвещенных, художественно образованных и графически грамотных работников на всех поприщах приложения человеческой общеполезнойдеятельности и повышения благодаря этому культурного уровня населения. Для создания кадров художников-педагогов необходимо устройство временных специальных курсов, а и будущем особо художественно-педагогического института. Самое же главное — поставить «художника-педагога» в такие условия, чтобы он не был принужден все свое время отдавать учебным занятиям, а мог бы, продолжая свою деятельность в области чистого ис-
кусства, не терять связи с художественным миром, художественным творчеством своего времени. В постановке преподавания изобразительных искусств главное внимание Должно быть обращено па творческую сторону художественного воспитания... Другими словами, пробудить художественно-творческие силы ребенка и дать ему технические знания и навыки для осуществления его творческих замыслов, отнюдь не насилуя его никакими эстетическими предвзятыми теориями и направлениями, всемерно оберегая свободу проявления его индивидуальных стремлений» [57, с. 168—173]. 1921г. Газета «Революционная Россия» (Цит. по; Литератор. Л., 1990, 21 септ.) «В сентябре был день красной расправы, в Холмогорах, расстреляно более 2000 чел. Все больше из крестьян и казаков с юга. Интеллигентов уже не расстреливают, их мало...». 1925г. Журина Г. Опыт работы в школе I ступени. «Школа наша выросла из железнодорожного детского сада на окраине Москвы... Состав учеников... — дети рабочих... Интеллигентных детей совершенно нет... Возраст от 8 до 10 лет, немного ребят 7, 11 —12... Задачи... заключались в том, чтобы дать проявиться скрытым в них художественным возможностям, и тогда уже, исходя из данного детьми материала, посмотреть, что делать с ними дальше. Общий принцип, которым постепенно очень проникались дети, был таков: лучше плохо, да сам придумал, чем хорошо, да срисовал. Из предыдущих опытов работы с детьми я знала, как легко с чисто воспитательной роли съехать на образовательную. Тут много помогало убеждение, что детское творчество — тоже искусство; мне казалось, что я нахожусь среди художников. Все время я старалась делать ставку не на способных, не на средних даже, а на всю массу детей, устроить так, чтобы все дети без исключения захотели рисовать, потому что каждый ребенок может рисовать может разнимать свой рисунок. Отсюда два необходимых следствия: сильная индивидуализация занятий и постоянное «нянченье» с отстающими, наименее интересными... Индивидуализация проводилась в том смысле, что не было одинаковых требований ко всему классу; каждый рисунок оценивался мною не по объективным качествам, а по тому, насколько старался ребенок. Приходилось угадывать, что он хотел выразить, не может ли он дать что-нибудь большее, советовать так, чтобы попасть в точку, не дать непосильной работы и в то же время заинтересовать. Для полного проведения такой индивидуализации надо было помнить предыдущие рисунки ребенка, ясно себе представлять, продвигается ли он вперед, на какой ступени рисунка он стоит. <...> После полутора лет работы в нашей школе, несмотря на все новые сомнения, затруднения, одно стало ясным: руководитель должен работать над собой в сторону все большего освобождения детей от своего влияния. Отсюда не следует, что роль руководителя очень незначительна. Без помощи взрослого далеко не каждый ребенок сумеет проявить себя. <...> Поэтому перед педагогом недаром всегда во весь рост стоит задача — поддержать его в неудаче, разнообразить его задания, выудить из него художественную индивидуальность, как бы она мала ни была, отвлечь его от подражательности, заинтересовать. Как достичь всего этого, не навязывая ребенку своего вкуса, своего опыта, своего направления? Вот коренной подрос, над которым, думается, должен работать каждый руководитель художественного воспитания» [Цит. по: 58, с. 185-188].
|