Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕЛИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ





Как известно, любое явление необходимо рассматривать в контексте времени, тем более это касается образования и просвещения как социально-культурных процессов, развивающихся и зависимости от уровня общественного сознания, присущего данной эпохе.

Последнее десятилетие XX столетия — сложное «постперестроечное» время, время кризиса культуры и экономики, а отсюда и нравственности. Многие казавшиеся незыблемыми законы, принципы, организационные структуры, педагогические системы сейчас становятся анахронизмами, пустыми догмами или лозунгами, далекими от жизни, и самое главное — от личности растущего человека — школьника. Наступила пора (и возможности) решительных действий по реорганизации существующей системы образования. Реформы, концепции, проекты выхода из тупика, альтернативные программы и нетрадиционные формы обучении, бегство в религию как путь духовного спасения и споры, споры, агоры -- это наше время. Его боли и тревоги в нас самих, в том, как мы к ним относимся: смиренно ждем указаний от ум­ных лидеров.или сами' пытаемся что-то изменить, начинай себя самих.

Из этих обстоятельств времени, эпохи, среды мы и будем исходить, рассуждая о проблемах обучения и воспитания молодого поколения, в том числе и о предмете нашего рассуждения — изобразительном искусстве в школе как неотъемлемой части целостной системы содержания образования.

В первых главах учебного пособия мы попытаемся вместе с Нами, уважаемый читатель, понять суть «современного содержания образования», роль и место искусства в этой системе.

Любая концепция образования реализуется через школьные программы. Поэтому наша задача соотнести содержание каждой концепции с современным пониманием содержания образования через имеющиеся в нашем распоряжения различные программы по изобразительному искусству. Такой анализ нам необходим еще и потому, что в настоящее время, наконец - то, официально разрешены вариативность подхода к обучению и воспитанию, возможность выбора учителем той программы, того


 

направления, которое наиболее соответствует внутренней пози­ции учителя в отношении к художественному образованию школьников. Более того, в последние годы появились нетрадиционные формы в организации получения образования: лицеи, гимназии, колледжи при вузах, научных учреждениях, авторские школы, школы с различными специальными уклонами, с углубленным обучением тому или иному предмету и т. д. В каж­дой из этих форм художественное воспитание занимает свое место.

Прежде чем рассуждать о роли и месте искусства в современном содержании образования, необходимо хотя бы в общих чертах понять и обозначить цели современного образования. Какого человека мы хотим воспитать в школе? Какими качествами он должен обладать сегодня в отличие от вчера?

В педагогической литературе, учебных пособиях, програм­мах, документах о школьном образовании, публицистике декла­рированы основные цели школьного образования. Причем в последнее время они приобрели своеобразный плюралистический характер, отражающий различные взгляды на развитие школьного образования и воспитании личности в целом. Обобщив наиболее характерные, можно сформулировать их следующим образом:

1. Воспитание нового человека — строителя социализма ленинского типа.

2. Формирование творчески развитой личности.

3. Воспитание всесторонне гармонически развитой личности.

4. Воспитание свободной самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства.

5. Подготовка к общественному труду, профессиональной деятельности.

6. Воспитание высоконравственной, духовно богатой личности.

7. Воспитание самостоятельной личности с активной жизненной позицией.

По-видимому, каждая из этих целей важна по-своему, но мы бы поставили вопрос так: какая из них сейчас, в наше время, наиболее приоритетна?

Такой вопрос мы не раз ставили перед студентами, начина­ющими изучение методики преподавания изобразительного ис­кусства в школе, а также перед учителями городов и районов УАССР (па курсах повышения в ИУУ). Более того, проводили своеобразный референдум: сколько голосов наберет каждая из вышеназванных формулировок целей? Результаты получались любопытными и в общем очень схожими. На первое место, как


 

правило, и студенты, и учителя ставили цель № 3, затем, с небольшим отрывом, отдавали предпочтение формулировкам № 7, 2, 6. Остальные не набирали сколько-нибудь существенного количества голосов, самое меньшее количество получили 1-я, 5-я, 4-я.

Вы, уважаемый читатель, как бы «проголосовали?» Какую цель считали бы первоочередной, не умаляя значения других? И почему?

Интересный взгляд на эту проблему предлагает Е. Изюмова и В. Эфроимсон [22, с. 191—207]. Эпиграф «Отдайте ребенка на воспитание рабу — и у вас будет два раба» (Древнее изречение), предпосланный статье, выражает общий пафос и суть ее содержания: «Каждый ребенок, родившийся на свет, таит в себе нечто, что никогда до его появления не было. <...>

Есть два типа личности: один — «конформный», стремящийся изучить и запомнить уже известное и все, из него непосредственно вытекающее; другой тип — «критичный», стре­мящийся к пересмотру общепринятого, к конструированию нового, необычного, неожиданного. Существуя в каждом человеке и разных пропорциях, оба эти типа несут в себе положительное начало. Второй тип более плодотворен. <...>

Если творческое мышление не поощряется ни преподавате­лями, пи коллегами, ни обществом в целом (как очень часто и бывает), то способности творчески одаренных личностей зачастую гаснут. <...>

И родители, и воспитатели в детском саду, и педагоги тратят огромную часть своих усилий для того, чтобы вырастить «нормального ребенка», привести к «общему знаме­нателю» всех своих подопечных, достичь конформности, а следовательно (и это почти неизбежно), погасить чрезмерную любознательность, живость, нестандартность; превратить ребенка в существо непроказливое, ненадоедливое, поменьше спрашивающее, минимально неудобное, минимально любопытное, минимально инициативное, минимально инертное, максимально послушное. <...>

Послушание и конформизм — это прежде всего самое главное — притупление, унижение самобытности, самостоятельности мышления, своего особого нового взгляда на мир, на отношения между людьми.<…>

Мы надеемся, что наши дети обретут наконец духовную свободу, обретут то, без чего нет человека, — чувство собственного достоинства. И что обретение достоинства каждым человеком станет в конце концов главной задачей воспитания» [Там же, с. 207].


 

Этот взгляд па цели воспитания и обучения, конечно, не нов. Еще в 1917 году П. П. Блонский, известный психолог, педагог, теоретик новых, подходов к воспитанию, писал: «Новая филосо­фия признает морально ценной автономную" личность: только тогда личность человека может иметь нравственное значение, когда она сама себя (здесь и далее выделено нами — Л. Р.) определяет к действию по своим собственным внутренним зако­нам; исполнение внушенного чужой волей предписания есть лишь внешний механический процесс, есть лишь подражание чужой жизни, но не сама жизнь. Внушающая сила воспитания может сделать многое, но и в самом лучшем случае ее резуль­тат — все тот же загипнотизированный «старшими» автомат. Задача же школы — не заниматься гипнозом, хотя бы и к вящей славе божьей, но создавать ценную автономную лич­ность... Поэтому воспитание посредством внушения не только неправомерно, по и непрактично, т. к. делает воспитанника не умеющим ни создавать новые формы жизни, ни приспособляться к ним! Он может быть лишь слепо доверчивым и послушно пас­сивным «подданным». <…>

Мы не должны желать заранее определить грядущую жизнь ребенка: это - и незаконное желание по отношению к чужой жиз­ни, это и неосуществимо, ибо всякое живое существо развива­ется по своим внутренним законам из своих зачатков, да, наконец, кто мы сами с нашей уродливой, изломанной жизнью! Мы должны вместо этого воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению» [5, с. 42],

«Итак, во время второй половины школьного курса (9—11 лет — Л. Р.) дети должны усвоить следующее: 1) не всякому слуху верь и по возможности проверяй; 2) не верь и себе, не спеши; 3) подумай, как найти; почему это так; 4) поищи, с чем это всегда связано; 5) попробуй расстроить эту связь.

Материал, на котором усваиваются эти правила, -- то, что жизненно заинтересовало ребенка в его действительности... Так школа подготавливает образование критически мыслящей личности -- единственно подлинного интеллигента» [Там же, с. 49].

Более семидесяти лет разделяют эти, схожие по мыслям, суждения. Мы на новом витке истории. Но ценности, провозгла­шённые «тогда», получают новое наполнение «сегодня», спустя несколько десятилетий, «поглотивших» несколько поколений людей, так и не получивших обещанное в 1917 г. «новое вос­питание».

Почему это произошло? Как вернуть утраченное, «украден­ное» эпохой?


 

И следующей главе мы попытаемся дать некоторые ответы на эти вопросы на примере новых концепций образования, разработанных прогрессивными деятелями образования, культуры, искусства.

Однако всякая концепция, программа действий не может быть истиной в последней инстанции, ставить все точки над i. Главное — чтобы она прежде всего отвечала потребностям общества и соответствовала задачам развития каждой личности и ребенка, и того, кому доверено се «воспитывать», — учителя), была ими востребована, принята к действию. Наша с вами задача - определить место и роль искусства в выполнении целей и содержания современного школьного образования.

Итак, исходя из высказываний наших современников и представителей «нового воспитания» (П. Блонский), какие цели обучения и воспитания необходимо поставить на 1-е место сейчас, в наше время?

Попытайтесь высказать, уважаемый читатель, вашу точку зрения и доказать се.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 280. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия