Обсуждение и утверждение регламента.
2. Выступление с «научным» докладом представителя разработчиков концепции. Ответы на вопросы. 1 КОНЦЕПЦИЯ. Традиционная программа (В. Кузин) Вопросы «оппонентов» и «экспертов». Историки. Почему ваша программа называется «Изобразительное искусство», а не «Рисование?» Ведь, в сущности, изменив в 72-м году название, вы ничего не изменили в содержащий предмета, то же рисование с натуры, на темы, декоративное рисование., что и в 50-с годы. Оппоненты. Ваша главная воспитательная цель - «коммунистические идеалы», «преданность идеям КПСС» и т. д. значит, вы не "признаете другие цели: общечеловеческие, духовные?..[10] Художники. Реально ли научить ребенка изограмоте за 45 мин. в неделю даже за 6 лет учебы? Психологи. Изображение с натуры но правилам перспективы нехарактерно для деятельности детей (начальные классы). Они рисуют по представлению, воображению. Зачем навязывать детям то, что им неинтересно и не нужно? Искусствоведы. Линейная перспектива — это только один из нескольких способов изображения пространства на плоскости. Не считаете ли вы; что ограничиваете возможности ребенка в способах отражения действительности? Философы. В разделе «Знания и умения» вашей программы в VI классе есть требование: «Учащиеся должны знать основные принципы советского изобразительного искусства: партийность, народность, социалистический реализм». Объясните, пожалуйста, чем отличается социалистический реализм от капиталистического и что такое «партийность искусства»?
Оппоненты. Теория современного содержания образования включает в себя четыре элемента: звания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Почему в вашей программе для любого класса фигурируют только «знания и умения»? Учителя-практики. Объясните, пожалуйста, принцип отбора предметов для рисования с натуры «с передачей перспективного сокращения форм отдельных предметов» в III классе (шар, вяза, чайник, ящик, стул, глобус, бидон, консервная банка, блюдце, кастрюля, лампа, мастерок, рубанок, ракетка (для тенниса); технические детали из набора по черчению; овощи и фрукты (картофель, лук, морковь, репа, огурцы, редиска, свекла, арбуз, тыква, баклажаны, груши, сливы, лимоны, вишни); букеты цветов в вазе, листьев и веток деревьев и кустарников; бабочки, стрекозы, жуки (по коллекциям)... человек, чучела птиц и животных,.. игрушечные трамвай, троллейбус, трактор, комбайн, теплоход и т. п. и в VI классе (табурет, стул, электролампа, кувшин, бидон, объекты техники: приборы, модели машин, тракторов, — а также изделия декоративно-прикладного искусства; гипсовые слепки, амфоры, простые капители, ветки деревьев и кустарников, цветы в вазе или горшках, карандаш, акварель)? Философы. Какое отношение к эстетическому и художественному воспитанию (что у вас провозглашается в задачах программы) имеет рисование такого однообразного (из класса в класс) множества предметов? И какой эмоциональный отклик вы наблюдаете у старшеклассников при рисовании трактора, ящика для технических деталей? Оппоненты. Какое отношение имеет рисование этих предметов к коммунистическому воспитанию? Искусствоведы. В основе любого искусства лежит художественный образ. В вашей программе об этом не сказано ни слова. Почему вы называете свой предмет «Изобразительное искусство»? Оппоненты. В объяснительной записке вашей программы записано: «В процессе бесед об изобразительном искусстве по картинам советских художников важнейшей задачей ставится задача воспитания молодежи па идеях марксизма-ленинизма, па примерах жизни и деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, историческом опыте КПСС...». На каких темах, произведениях и как вы это конкретно делаете? Искусствоведы. Чем отличается «изображение в произведениях художников жизни рабочих и крестьян до революции и в советское время»? У вас такая тема есть в IV классе. Учителя-практики. Вы считаете, что «изобразительная грамота» — главный принцип вашей концепции, т. к. она необходима для человека любой профессии и развивает «технику руки и глаза». Не лучше ли в таком случае усилить обучение черчению и техническому рисованию в школе и не путать их с искусством? Ведь искусство — это в первую очередь работа души, чувств, художественного мышления, эмоционального отношения к миру? Философы. Какие нравственные, духовные, патриотические качества можно развить у ребенка, если большую часть отводимого времени он тратит на рисование по правилам.перспективы лопат, топоров, табуреток и реп? Представитель из Японии. В традиционной японской школе детей не учат рисовать с натуры, да и художники не рисуют с натуры. Но наша культура от этого не страдает. Как я понимаю, и вы в школе не готовите художников. Так зачем столько драгоценного времени тратить на формальную работу? Не лучше ли заняться тем, что развивает чувство прекрасного, понимание зла и добра, что воспитывает понимание красоты природы, места в ней человека?
Искусствоведы. В вашей программе в каждом классе, есть тема, посвященная образу В. И. Ленина, как он любил детей, рабочих, крестьян и ненавидел буржуев, помещиков, капиталистов, кулаков, белогвардейцев, попов? Как вы разделите материал но классам? Учителя-практики. Что значит грамотное изображение? Как вы оцениваете деятельность ученика но нашей программе?
II КОНЦЕПЦИЯ. Новая типовая программа (Б. Юсов) Учителя-практики. Чем принципиально отличается структура и логика вашей программы от традиционной? Философы. Идеи нашей программы - понимание, переживание и посильное создание художественного образа. Концепция, разработанная «вашим» руководителем П. Юсовым, безусловно, прогрессивна. Это, конечно, путь, к формирований целостного подхода к художественному воспитанию. Однако, на наш взгляд, она недостаточно отражена в программе по изобразительному искусству. Более полно и органично она вошла в программу Б. Неменского. Почему, например, опушены такие важные проблемы понимания специфики художественного образа, как истоки, корпи искусства, история развития способов художественного освоения мира, синтетические (кроме монументального) виды искусства, эстетическая организация архитектурной и природной среды, повседневной жизни (дизайн)? Психологи. Очень хорошо у нас разработаны вопросы, касающиеся возрастных и психологических возможностей учащихся, например, по проблеме «Пространство и объем», но почему включены только наблюдательная и линейная перспективы? Искусствоведы. Замечательно, что в программе появился раздел «Эстетическое восприятие действительности», но почему так мало тем, связанных с местной национальной культурой, с конкретной, окружающей ребенка средой? Оппоненты. Выделенные, учебные проблемы, разделы в вашей программе носят самостоятельный характер. Однако как можно определить границу между лепкой и ДПИ, если тематика заданий включает и то, и другое? Так, например, в 3-м классе в разделе «Лапка» есть тема «Декоративная лепка посуды», а н разделе ДПИ — «Цветы в вазе», «Узоры для круглого блюда». Художники. Вы выделяете композицию и отдельную проблему (так же кик цвет, фирму, пространство...) и на нее отводите определенное количество часов и тем (например, в 3-м классе - 6 часов, в 4-м — 8 часов и т. д.). Разве не нужна композиция при решении задач цвета, декоративной деятельности, пространства? Оппоненты. То же можно сказать и о других учебных проблемах: для решения цветовой организации изображения, например натюрморта, нужны знания построения формы, пространства и т. д., учителю трудно осмыслить логику структуры программы, он вынужден формально следовать методическим рекомендациям. Не будет ли это в итоге традиционное обучение искусству, хотя и с добавлением важных видов деятельности: лепки, восприятия искусства и эстетического воспитания окружающей действительности? Искусствоведы. Правильно ли самодовлеющее выделение учебных проблем на протяжении всех лет обучения как главных в искусстве с точки зрения познавательных, а главное воспитательных функций изобразительного искусства? Представители США. Почему актуальные и прогрессивные идеи, например развитие способности оценивать с эстетических позиций искусство прошлого и настоящего (вех видов и жанров) и соотносить это с уровнем и характером культуры разных эпох и народов, провозглашенные к теоретическом обосновании концепции, не всегда отражены в ее программной реализации?
Оппоненты. Разработчики данной концепции, как видно из теоретического iv обоснования, видимо, по достоинству оценили опыт художественного ц не пи танин 20—30-х гг., но почему в теоретическом материале проведения II | иерименха об этом не сказано? Учителю надо об этом знать. Искусствоведы. Раздел «Восприятие искусства», особенно с точки зрения Понимания художественного образа, включает сложные и интересные темы: «Понятие станкового искусства. Его отличие от монументального»; «Монументальное искусство, характеристика монументального искусства, его специфика, значительность заложенных в него идей и содержания, особенности решения образов»; «Понятие о натюрморте как образного отражения духовного мира человека»; «Мифологический жанр, связь его фантастических сказочных образов с реальной жизнью» и др. Почему нет ни слова о стилях? Ведь история стилей - это история художественно-образного отражения мира. Оппоненты. Ваша программа, как и программа традиционная (В. Кузин), как лоскутное одеяло: учителю предлагается только количество часов на каждый раздел, учебную проблему (например, «пространство» — 4 часа, форма, пропорции, конструкция - 6 часов, и т. д.), а как связать один урок с другим? четверть с четвертью? год с годом? Где целостная система? Учителя-практики. Как и по каким критериям определить уровень восприятия учащимися искусства и действительности? Философы. Как вы можете объяснить, что такое художественный.образ,-и;.||п он у вас — основа изобразительной' деятельности? Оппоненты. В вашей программе есть все элементы содержания художественного образования. Но почему вы не пошли дальше «художественного образа»? Ведь искусство в школе не может быть самоцелью, оно средство воспитания общей культуры. Как вы считаете? Художники. Как вы сейчас относитесь к теме «Ленинизма» в вашей программе?
III КОНЦЕПЦИЯ. Экспериментальная программа (Б. Неменский) Учителя-практики. Реально ли все то, что вы провозглашаете, если культура наших учителей, не говоря о родителях, низкая, нет элементарного материального обеспечения урока? Представитель США. Ваша школа авторитарна, технические - предметы признаются главными, гуманитарные предметы в загоне или крайне формализованы. Не будет ли ваше изобразительное искусство выглядеть в школе целой вороной» на таком фоне? Историки. Ваша программа выстрадана в борьбе. Как защитить инициативного, нестандартно мыслящего учителя от административного произвола? Оппоненты. Ваши идеи — это идеи художественной интеллигенции начала XX века. Их ругали (и даже уничтожали) за «буржуазные», «левацкие» уклоны. Вы не боитесь, что все это может вернуться и трагически отразиться на учителе? Оппоненты. Вы за общечеловеческие ценности, нравственность, порядочность, совесть через искусство и жизнь человечества... Как вы будете давать тему «В. И. Ленин», когда отношение к нему у общества неоднозначно? Представитель из Японии. Нам очень близки ваши идеи. Видимо, вы изучали наш опыт художественного воспитания (даже тему по Японии включили). Только мы сомневаемся, что за 45 минут в неделю даже с 1-го по 11-й класс) реально выполнить те задачи которые вы перед собой поставили. У нас на искусство отводится от 4 до 12 часов в неделю. Оппоненты. Сомневаемся в реальности ваших теорий, так как учитель не готов самостоятельно, творчески ее реализовать. Не приведет ли это к копированию ваших разработок?
Учителя-практики. «Игра», «Драматургия урока» — это интересно. А где разработки по игре, по театру? Не выльется ли это в дилетантскую самодеятельность на местах? Оппоненты. Как мы понимаем, вы теорию Юсова полностью включили в свою концепцию и программу. Но его идея для вас не цель, а средство? формирования художественной и духовной культуры. Почему об этом у вас сказано как-то вскользь? Историки. Понятно, что без переживании, эмоций, нравственности настоящего искусства нет. Но исторический опыт художественного образования в России и за рубежом говорит о том, что изучение натуры, законы построения рисунка, цвета, рисовальная техника являлись основой полноценного художественного образования, в том числе в русских гимназиях, лицеях, училищах, то есть рисование, как у Кузина. Но каков, например, Пушкин, как личность? другие лицеисты? Их уровень духовной и общей культуры не сравним с нашим! В концепции ли дело? Оппоненты. От кого больше пользы обществу: от человека, умеющего рисовать, по не изучающего духовную культуру, или человека, совсем не умеющего рисовать, но способного к восприятию разных течений, направлений, культур, религий? На эти вопрасы-рассуждения мы не даем ответа, так как полагаем, что у читателя возможны свои ответы и своя защита положений разных подходов к художественному образованию в школе. В заключение этого раздела приводим схему анализа концепций художественного образования, которую составили студенты вместе с преподавателем в результате данной игры [схема 1].
|