Студопедия — ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ






 


 

Но менее чем через двести лет мы, почти не отдавая себе в том отчета, вступили в действительность, которая, по крайней мере, с материальной стороны отвечает ожиданиям наших отцов. На протяжении нескольких поколении вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь, кроме хлеба, который символизировал в своей простоте пищу неолита, каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытии, кино и международных известий. Теперь уже не простое поле, как бы оно ни было велико, а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Не правда ли, возникает, если можно так выразиться, великое тело со своими членами, своей нервной системой, своими воспринимающими центрами, своей памятью, тело того великого, существа, которое должно было прийти, чтобы удовлетворить стремления, порожденные в мыслящем человеке недавно приобретенным сознанием своей солидарности и ответственности за целое, находящееся в состоянии эволюции? (С. 195)....Гармонизированная общность сознания, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную, крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальные мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления» (с. 199).

В. И. Вернадский. Философские мысли натуралиста, М.: Наука, 1988.

Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого; приближаемся и есть «ноосфера» (с. 509).

«...Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, которая создает в настоящее время ноосферу... (с. 132). <...>

Можно считать, что в пределах 5—7 тыс. лет, все увеличиваясь в темпах, идет непрерывное создание ноосферы и прочно — в основном без движения назад, но с остановками, все уменьшающимися в длительности,— идет рост культурно био­геохимической энергии человечества. Растет сознание, что этому росту нет непреодолимых пределов, что это стихийное человеческое явление.


 

Мы видим и знаем,— но знаем бытовым, а не научным образом,— что научная творческая мысль выходит за пределы логики... Личность опирается в своих научных достижениях на явления, логикой (как бы расширенно мы ее ни понимали) не охватываемые. Интуиция, вдохновение — основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем,— не вызываются ни научной, ни логиче­ской мыслью, не связаны со словом и с понятием и своем генезисе...

В этом основном явлении в истории научной мысли мы входим в область явлении, еще наукой не захваченную, но мы не только не можем не считаться с ней, мы должны усилить к ней наше научное внимание. Сейчас это область философских построений, кое-что выяснивших, но в общем область этих явлений находится в хаотическом состоянии...

Мы видим только, что огромная область явлений, имеющих свой научно-закономерный, теснейшим образом связанный с социальным строем, а в конечном итоге со строением биосферы, и еще более ноосферы,— мир художественных построений, не сводимых в. некоторых частях своих, например в музыке или зодчестве, сколько-нибудь значительно к словесным представлениям — оказывает огромное влияние на научный анализ реальности. Управление этим, мало отражающимся в логике аппаратом познания для научного понимания реальности есть дело будущего» (с. 151 — 152).

Понятие «экосистема» происходит от широкоизвестного в настоящее время понятия «экология». Экология (от греч. oikos) — жилище, местопребывание, биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней популяций, видов экосистем в биосфере как взаимоотношение организмов между собой и с окружающей средой. Современное понимание — проблемы взаимодействия человека и биосферы. Это определение экологии дает Большая Советская Энциклопедия. Академик Д.С. Лихачев один из первых в нашей стране заявил об экологии культуры: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству... Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

— 257 -


 

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университете.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «Духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности» [39, с. 82—85].

Принципиальное различие ноосферы и экосистемы проявляется, на наш взгляд, в сути этих понятий. Ноосфера — это реальный энергетический продукт разума человечества, то есть все, что создано его мыслью, воображением, что отделяет, отличает его от биосферы, «созданной» эволюцией природы как части Космоса. Художественное творчество включается в ноосферу как особая система, отражающая духовную жизнь человечества, и которая, как показывают современные философские исследования, влияет и на развитие ноосферы. «Если человеческая мысль и воображение являются той «геологической силой», которая приводит к формированию ноосферы, то и художественная литература[40] обретает свою роль в этом процессе. И не только в целом вообще, но и вполне конкретно и наглядно» [52, с. 200—201].

«<...> Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой» [39, с. 82—85].

Упрощенно говоря, ноосфера — постоянно развивающийся продукт разума, сознания, духа человечества в целом. А экосистема — это движение внутреннего духовного мира, духовной энергии личности человека, в основе которого лежит развитие его воображения и фантазии до высоких регистров полихудожественного уровня через художественное творчество (экзистему) на материале комплексного взаимодействия, интеграции различных видов искусств.


 

Экосистема включается в общее понятие ноосферы как составляющая, олицетворяющая субстанцию внутреннего художественного духовного проявления личности, ее энергии через вектор воображения как вектор вхождения личности в духовный культурогенный процесс. «Художественность — это концентрированное выражение типа и уровня контакта людей с действительностью, с искусством и их контакта между собой» [72, с. 48]. «Экосистема художественного проявления — это новая, вводимая нами составляющая системы полихудожественного развития школьников. Она учитывает в содержании формируемой нами гипотезы и те факты и обстоятельства духовной жизни людей, которые возникли в поле зрения человечества как актуальная и жизненно важная проблема глобального уровня... Собственно, экосистема — это та же совокупность видов художественной деятельности, что и. система экзистенциального искусства, но отраженная в иной модальности. Принцип различия этих систем нами сформулирован: в основе экзисистемы лежит рационально организованное практическое творческое действие, творчество; в основе экосистемы — иерархическая структура воображения, опирающаяся на определенную совокупность психических процессов, лежащих в основе внутренней духовной жизни людей, обеспечивающих им выход в жизненное пространство, связь с жизнью и живыми общественными интересами» [Там же, с. 47].







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 236. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия