ГЛАВА 9. КОМПЛЕКСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
(новая теория Б. Юсова) ВАРИАНТ ДЕЛОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» «Если художественное образованно на чисто профессиональном уровне, как это происходит в специализированных формах художественной деятельности, расширяет лишь профессиональную, элитарную эрудицию, то духовно оно бесплодно, оно мало результативно для способности человека переносить художественный потенциал в свою реальную жизнь. Только через экосистему художественной деятельности искусство раскрепощает духовные силы личности, превращаясь из рудимента современного просвещения.в его главную задачу, задачу расширения контактности человека, его диалога с окружающим,/миром, с прошлым и настоящим по имя будущего» [72, с. 50]. Эти слова профессора Б. П. Юсова мы будем рассматривать как эпиграф к его новой теории полихудожественного развития школьников, краткое содержание которой дано нами в гл. 2, §6. Как убедился сам читатель, разобраться в сути и содержании этой теории непросто, поскольку, как утверждает сам ее автор, ссылаясь на В.Б. Налимова — специалиста в области системно-статистических исследований и математической теории эксперимента, — «...подобные системы не следует понимать слишком буквально. Они дают лицам определенной эстетической наклонности возможность представить системную зависимость анализируемой проблемы в удобном для них виде... Это обычно модели так называемых «больших», «диффузных», «плохо организованных» систем, тождественное описание которых крайне затруднено, если их вообще возможно описать словами или в любой системе причинно-следственных зависимостей из-за большого числа их составляющих и условий регулирующих их функционирование. Точный прогноз и описание их словами бывает крайне «громоздким» [Там же, с. 43]. — 244 —
Нашу задачу можно сформулировать следующим образом: существует гипотетическая модель полихудожественного развития школьников[36]. Чтобы быть в курсе новаций в области художественного воспитания, не отстать от жизни, нам необходимо: во-первых, попытаться разобраться в сути этой модели; во-вторых, сконструировать модель собственного понимания этой теории и, в-третьих, по возможности выстроить гипотетические модели ее реализации на уроках изобразительного искусства через варианты комплексного взаимодействия изобразительного искусства с другими видами художественной деятельности, а также их реальные проявления в жизни школьников. Как видно из условий, в этой задаче столько неизвестных, что существует опасность утонуть и них, не найдя приемлемого выхода. Поэтому попытаемся «включиться» в эту модель вначале интуитивно, заставляя работать собственное воображение и фантазию на основе известного нам опыта, знаний, чувств, ассоциации. С этой целью сконструируем некую модель собственных гипотез, размышлений, рефлексий, доказательств, «провоцирующих» собственное же воображение и фантазию. Представим, что мы (группа студентов и преподавателей)— некий научный коллектив, который получил социально-педагогический заказ разработать содержание и технологию реализации (экспериментально) повой педагогической теории «полихудожественного развития школьников». Что и как будем делать в этой ситуации? Каждый из Вас, уважаемый читатель, имеет право и возможности на свой вариант решения этой задачи. И мы не будем давать «рецепты» и «методические указания», тем более что это в данной ситуации бесполезно — слишком глобальны теория, ее внутренние связи со множеством видов познания и различными сферами художественной и духовной культуры, философии, психологии и т.д. Покажем на одном из примеров практического «включения» в проблему студентов IV курса университета, попытавшихся вместе с преподавателем (автором настоящего пособия) построить в ходе деловой игры некоторые варианты собственного понимания новой для них теории. Предлагаем описание деловой игры; «Художественно-педагогическое моделирование реализации теории полихудожественного развития детей и юношества»[37]. -245 -
|