КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
В предыдущем параграфе мы уже встретились с некоторыми разновидностями игр: организационно-деятельностная игра (ОДИ), деловая игра (ДИ). В первую играли взрослые, во вторую — итальянские дети. В чем суть каждой из них? И чем «взрослая» игра отличается от «детской»? Какие еще существуют игры, связанные с познанием, образованием, воспитанием? Как их классифицировать, по какому модулю, признаку? В психологическом словаре дается определение деловой игры только в контексте «взрослой» деятельности. Рассмотрим его. «Игра деловая — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерных для данного вида практики... В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают И. д. учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные... Учебная И. д. позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности, обучение приобретает совместный коллективный характер; развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений в коллективе... Мотивизация, интерес и эмоциональный статус участников И. д. обусловливается широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемного представленного содержания И. д.» [54, с. 128]. ОДИ в основном могут применяться в поисках решения реальных, жизненно и профессионально значимых проблем. Решающую роль в организации и моделировании процесса таких игр имеет руководитель — методолог, организатор, степень его интеллекта, эрудиции, компетенции, интуиции в предвидении нетрадиционных ситуаций, конфликтов, общения с участниками игры. Роль руководителя, управляющего игрой, во всех видах игр очень ответственна. Деловые игры (ДИ) близкие к ОДИ по своей структуре и содержанию. В ходе их идет поиск решения, имеющего реальное приложение к социальной и профессиональной практике, но их применение связано с более узким кругом проблем — определенных профессиональных, экономических, образовательных. Всем своим содержанием и технологией они могут входить в структуру и содержание ОДИ как ее часть, определенный компонент.
Учебно-имитационные игры (УИН) в большей степени носят тренировочный характер, способствующий отработке определенных предметных, профессиональных, технологических умений. УИИ также могут входить в содержание и технологию ДИ как се структурный элемент. Ролевые игры (РИ) имеют, по сравнению с другими видами игр, свою специфику, отличающуюся драматургическим характером содержания и технологии. Ее цель в большей степени носит воспитательный, поведенческий, отношенческий характер. Попытка пойти в «чужую» роль, мысли, характер, заданные обстоятельства, принять па себя «проблемы» другого человека (группы людей), предвидеть реакцию «соучастников» — все это ставит РИ в ряд интереснейших эмоциональных форм решения различных социальных и психологических проблем. РИ сродни постановке спектакля, в котором есть главные и второстепенные роли, персонажи; есть фабула, сюжет действия, есть конфликт, характер, образ. Только в отличие от театра здесь роли, персонажи носят временно-условный характер, действие («сцены», «картины») импровизированно-имитационно, а главное — оно не повторяется для зрителя, поскольку в этом «театре» «актер» и «зритель» в одном лице. В отличие от театра, роли, содержание, действие «спектакля», его «образ» — не цель а средство формирования личностных качеств играющих только путем моделирования «чужих» характеров и обстоятельств, «чужого» опыта. «Театральный» характер ролевых игр привлекает все большее внимание сторонников среди взрослых, не говоря уже о детских коллективах. Они очень органично вливаются в состав, структуры всех остальных игр и могут с успехом использоваться и в ОДИ, и в ДИ, и в УИИ. — 228 — Таким образом, можно представить структуру «взаимоотношений» различных видов ИГР, их классификацию, в зависимости от целей и содержания каждой из них:
Динамика игр заключается в том, что каждая может иметь самостоятельный характер, но в зависимости от содержания и технологии включать элементы другой, но в иерархическом соотношении. Например, РИ не может быть ОДИ, у них разные цели, но РИ может входить в ОДИ и даже быть ее главным технологическим инструментом. Так, несколько лет назад в северном морском пароходстве была проведена ОДИ, в которой роль министра играл инженер, а роль инженера — министр, роли начальника кадров, капитанов судов, снабженцев и т.д. играли люди разных специальностей — входили «в шкуру» друг друга, чтобы глубже понять проблемы разных ведомств и обязанностей и тем самым поставить себя на их место, хотя проблемы носили экономический характер (рентабельность перевозок). Как же «ведут» себя эти обобщенные виды «взрослых» игр на уроках изобразительного искусства? Приемлемы ли они в процессе обучения искусству? В психолого-педагогической литературе понятие детской игры дается отдельно от деловой, тем самым как бы не признается возможность деловых игр в деятельности детей. Однако пример с итальянскими школами говорит об обратном. Рассмотрим определение детской игры.
«В структуру И. детей входят: роли, взятые па себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. Единицей И., и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. Сюжетом И. предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием И. выступает то, что воспроизводится в качестве главного момента деятельности в отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В И. происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью И. является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной И. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект И.» [Там же, с. 128]. Итак, в учебной деятельности детей признается только ролевая игра. Поскольку любая деятельность целенаправленна (в том числе и игра), даже если субъект это не осознает (например, играющий маленький ребенок), для классификации учебно-педагогических игр точкой отсчета возьмем педагогическую цель игры, каждого ее вида. И с точки зрения цели «разведем» игры на «взрослые» и «детские». Причем сама игра как процесс должна заключать в себе свои содержание, методы и технологию, зависящие от цели и особенностей субъектов игры — ее участников. Представляем обобщенные варианты «взрослых» и «детских» игр в виде моделей-схем, включающих в свою структуру основные элементы игры: цели, содержание и технологию, на примере «детской» учебной ролевой игры и «взрослых» педагогических игр (подготовка учителя); I модель «детской» учебной ролевой игры (обобщенный вариант)
|