История стрелецкого бунта.
Учитель обобщает отчеты поисковых групп: «Стрелецкое войско было создано Иваном Грозным в 1550 г. В течение более ста лет оно было основной военной силон, и стрельцы пользе вались некоторыми привилегиями. Вместе с тем недостаточно обеспеченные материально стрельцы вынуждены были наряду с несением стрелецкой службы заниматься земледелием, торговлей пли ремеслами, что сближало их с крестьянством и посадским населением. - 215 -
В середине XVII в., в связи со все большим использованием полков иноземного строя, организованных по западному образцу, стрельцы лишились некоторых льгот, и, кроме того, им было снижено жалованье. Это привело к росту недовольства среди стрельцов, а затем к стрелецким бунтам. В 1698 г. стрельцы, недовольные нововведениями Петра I и особенно тем, что он окружил себя иностранцами, оказались втянутыми реакционными боярами во главе с царевной Софьей в заговор и выступили против Петра. В июне того же года мятежное войско было разбито, и вскоре начались жестокие массовые казни стрельцов». Учащиеся -«литераторы» зачитывают отрывки из понести А. Толстого «Петр Первый» о наборе рекрутов, о казнях стрельцов. Учащиеся -«эксперты» рассказывают о рентгенограмме картины, открывшей новые сведения о работе Сурикова над композицией картины, о нескольких ее вариантах и исправлениях прямо на холсте (материал взят из журнала «Художник» № 2 за 1963 г.). Учитель и учащиеся: «В процессе работы над картиной Суриков постоянно искал такое ее решение, которое наиболее емко и правдиво передавало главную мысль. «Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было...» — говорил он. Менялись поэтому варианты замысла. Вначале он строится как одна сюжетная линия — «прежде всего как апогей трагического финала, к которому судьба привела «непокорное стрелецкое войско, его главарей». Но... «восторжествовало чувство меры, которое заставило отказаться от показа кульминационного момента трагедии в открытой, непосредственно опознаваемой форме... В замысел произведения вошла вторая сюжетная линия его («линия царя»), и коллизия в целом приобрела характер столкновения двух противоборствующих сил при том, что на стороне каждой из них оставалась своя доля правды, Петр в борьбе за создание государства, крепостнического, но сильного и независимого, вынужден был (?) прибегать к насильственным мерам, к в частности при проведении военной реформы. Стрельцы, старое допетровское войско, не сознавая прогрессивного характера этих реформ и всего значения борьбы Петра с отсталостью России, но испытав на себе тяготы этой борьбы, выступили в этом столкновении защитниками страны. Проявляя мужество перед лицом смерти, они в то же время волею истории оказались в положении героев, само поведение которых предвещало неизбежность их гибели. — 216 —
Но и теперь не самый факт их гибели составляет основу содержания картины, а ситуация непримиримого конфликта. Она получает свое выражение в молчаливом, но жестоком поединке скрестившихся взглядов Петра и самого непокорного стрельца, единственного из всех осужденных не снявшего шапку. Так вступил здесь в свои права и приобрел первостепенное значение метод психологической характеристики как один из важнейших элементов выразительности в станковой картине. Фигура Петра заслонила собою виселицы. Рентгенограмма обнажает перед нами следы тщательной работы художника над выразительностью его облика... Виселицы (которые были в первом варианте замысла) переместились в глубину, заняв пространство между собором Василия Блаженного и кремлевской стеной. Рядом с Петром, у правого края картины, появилась группа лиц, сопровождающих его, иностранцы в костюмах западного покроя, патриархального вида старик с длинной седой бородой... Вся эта группа по характеру живописи отличается от остальной части композиции... Эта группа была, несомненно, написана дополнительно, в развитие второй линии сюжета, когда определилась окончательная концепция картины... Она написана на самостоятельном отрезке холста, который посредством шва присоединен к основному холсту картины. Шов проходит сверху донизу в том месте, где можно наметить линию соприкосновения крайней справа башни с кремлевской стеной» [14, с. 17]. Жизненный и творческий путь Сурикова. Выступление поисковых групп учащихся — «библиографов», «историков», «искусствоведов».
|