Задания для практической работы
1. Проанализируйте содержание каждой учебной четверти. Вначале темы начального блока программы «Формирование основ художественных представлений» (1—4-й кл.), затем среднего блока «Формирование основ художественного мышления» (5—9-й кл.).
2. Выберите любую учебную четверть и проследите связь ее содержания с содержанием предыдущих и последующих четвертей каждого блока программы.
3. В содержании выбранной вами учебной четверти определите возможность ее связи с явлениями, событиями окружающего мира современной жизни вашего города, поселка, школы, класса, региона, республики, страны, планеты. Подумайте, как осуществить на уроке эту связь с окружающей жизнью.
4. Проанализируйте содержание одной из выбранных вами учебных четвертей с точки зрения применения активных форм обучения и воспитания: проблемного обучения, игры, взаимодействия с другими видами искусства и художественного творчества (музыки, литературы, театра, телевидения, кино, народного искусства).
5. Составьте проект серии уроков с применением учебных и деловых игр на материале выбранной вами учебной четверти. Вначале сформулируйте замысел игры, затем условия ее проведения, технологию и драматургию. Ниже мы предлагаем примеры вариантов художественных замыслов игр как стимул проектирования авторских уроков, на материале содержания учебных четвертей средних и старших классов.
Примеры вариантов художественных замыслов игр [35]
7-й класс. Тема года: «Декоративное искусство» (Мудрость и польза вещей.)
| Тема четверти
| Художественный замысел игры (варианты)
|
I четверть
«Древние корни народного искусства»
| Игра 1.«...Письмо из прошлого:»
а) «Древо жизни», солярные знаки в современном быту;
б) «Древо жизни», солярные знаки в древнем жилище; языческая культура; христианская культура; культура восточных религий.
Игра 2,Создание музея древней культуры «Русь»
Игра 3.«Встреча инопланетян с землянами. Диалог об истории развития человечества».
Игра 4.«Знак Земли» — постановка нового телевизионного многосерийного художественно-публицистического фильма о жизни древних славян.
Игра 5.«Детектив из древней Руси» — загадочная криминальная история, описанная неким Нестором, сыном Авраксия, в письме (знаковом) и расшифрованная современными криминалистами.
|
II четверть
«Связь времен в народном искусстве»
| Игра 1.«Интуристы в русской (удмуртской) крестьянской избе».
Игра 2.«Презентация и аукцион изделий народных промыслов на международной торговой ярмарке». (Форма, конструкция, технология, цвет).
Игра 3.«Таможня на советской границе задержала контрабандистов, вывозивших изделия народных промыслов, похищенные в музее». Экспертиза установила, что на некоторых изделиях специально поменяны этикетки и ценники. Необходимо восстановить «родину» и «биографию» изделий.
Игра 4.«Интервью у мастеров народных промыслов для ТВ-передачи «Народные умельцы».
Игра 5. Конкурс ТВ рекламы на лучшие изделия народного искусства: игрушки, одежда, посуда, утварь и др.
Игра 6,«Во что играли наши предки? «Биография народной игрушки, «Встреча-диалог древней и современной игрушки».
| III четверть
«Декор, человек, общество, время»
| Игра 1.«Игрянул бал...». Сценарий по фрагменту из книги В, Пикуля «Фаворит». Графическая серия.
Игра 2.«Первый бал Наташи Ростовой... по роману Л. Толстого «Война и мир» и одноименному кинофильму С. Бондарчука. Иллюстрации к фрагменту.
Игра 3.«Украшение, бижутерия — эпоха, время». Презентация украшений различных эпох и народов.
Игра 4.«Обряд — свадьба-бракосочетание различных эпох и народов». (Языческая древняя культура, христианская, мусульманская, современная.)
Игра5. «Удмуртская (русская) свадьба» (Ритуалы, обряды, одежда, утварь, жилище, народные и современные традиции.)
Игра 6.«Заговоры-обереги, народные приметы в жизни древних и современных людей». «Конкурс заговоров» на различные темы: приворотные, от сглазу, болезней, измены, военной службы, труда и быта.
|
IV четверть «Современное декоративное искусство»
| Игра 1. «Музей одной вещи», «Музей в твоем доме» (в твоей комнате) — рецензия, эссе, сочинение-описание самой красивой вещи в твоем доме. Конкурс сочинений. Презентация вещи. Вещь и современный человек.
Игра 2. Заседание «круглого стола»: «Интерьеры моего города». (Критический анализ оформления интерьеров зданий, построек родного города. Участники «круглого стола» — искусствоведы, архитекторы, дизайнеры, художники-прикладники.)
Игра 3. Организация современной фирмы «Дизайн — школе» по оформлению школьного интерьера:
1. индивидуальное конкурсное задание по проектированию оформления школьных интерьеров;
2. «художественный совет» по защите и анализу проектов (в совет входят заказчики: администрация школы, учителя; внешние оппоненты — художники, дизайнеры, прикладники, гости — родители учащихся других классов);
3. оформление коллективного договора по проектированию оформления интерьеров школы;
4. работа «творческих мастерских» по выполнению договора.
Игра 5. Открытая защита и презентация выполненной работы. Оценка работы.
|
8-й класс. Тема года: «Архитектура и монументальные виды искусства.
Вечные спутники времени и общества»
| Тема четверти
| Художественный замысел игры (варианты)
|
I четверть «История архитектуры и монументальных видов искусства»
| Игра 1. «Встреча-диалог людей древнего племени с жителями современного города». (Об истории развития архитектуры и монументального искусства.)
Игра 2. «Особо значимое место в архитектуре города». (Путешествие в древние города планеты.)
Игра 3. «Творческая мастерская». (Конкурс на лучшие проекты памятника-монумента. Примерные темы: «Победа», «Борьба за мир», «Экология природы», «Экология культуры», «Милосердие», «Победа разума человеческого», «Дети Чернобыля», «Права человека» и др.)
Игра 4. Литературная игра-викторина: «Портал и его образно-эмоциональное значение — общество, эпоха, время». (Фрагменты литературных произведений с описанием «входа в город» правителей и гостей.)
Игра 5. Презентация и «аукцион» лучших проектов — памятников-монументов для родного города. (Связь со средой, проблемами города, страны, современной эпохой.)
|
II четверть «Архитектура как искусство»
| Игра 1. «Творческая мастерская». (Проектирование древнего города-крепости: а) западно-европейский город; б) восточный город; в) древнерусский город. 1. План города, 2. Макет города. 3. Защита проектов: заказчики, подрядчики, жители средневековых городов — ролевая игра.)
Игра 2. «Архитектурные стили — лицо эпохи». Игра «Что? Где? Когда?» (Пять пар (пять команд) архитектурных построек (например, средневековая готика, древняя Русь, античность и классицизм, барокко и Возрождение. Задание: а) рассказать за одну минуту краткую биографию каждой постройки, б) определить стиль с краткой аргументацией.)
Игра 3. «Аукцион убранства интерьеров зданий различных стилей». (Кому, какой постройке принадлежит утварь, мебель, убранство «неизвестных» интерьеров.
Игра 4. «Демонстрация и аукцион моделей одежды жителей городов различных эпох и пародов, отражающих различные стили». (Фигуры, портреты людей в одежде различных стилей. Связь стиля костюма и стиля архитектуры.)
Игра 5. «Поиски среды обитания различных построек». (В какой среде — городской, сельской, в каком пейзаже родилась данная постройка? Какую постройку можно представить в данной природной среде? и т. д.)
|
III и IV четверти «Синтез искусств в архитектуре»
| Игра 1. «Заседание правления союза архитекторов по анализу связи местной архитектуры с ландшафтом». (На «заседании» представлены документы, выполненные учащимися, — эскизы, планы-схемы фрагментов городской среды.)
Игра 2. «Архитектурная мастерская. (Конкурс на лучший проект одного из павильонов выставки: «Космос», «Спорт», «Наука», «Искусство», павильон боевой славы и др. Критерии оценки: 1) размещение в пространстве с учетом ландшафта, окружающего комплекс, 2) польза (назначение), 3) прочность, 4) красота. Открытая защита проектов. Конструирование из бумаги.)
Игра 3. Выполнение и защита проектов интерьеров выставочного комплекса: синтез архитектуры, декора, монументального искусства (фреска, мозаика, витраж, рельеф и т.д.)
Игра 4. «Путешествие во времени и пространстве по городам планеты «Земля».
Игра 5. «Архитектура — летопись развития человечества». (Внеземные цивилизации, Высший разум как эксперт Верховного конгресса по стилям.)
|
Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...
|
Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...
|
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...
|
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...
|
Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...
Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...
Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...
|
Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...
Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...
Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...
|
|