Ответ на восьмой вопрос.
Какого цвета шум летнего дождя и зимней метели? Как изобразить пространство звука и цвет аромата сирени? Как уловить и передать графически, чувством и движением ритм ритуальной пляски и прелюдию Баха? Какое отношение ко мне лично имеют картины Босха и трагедии Эсхила? Какой «я» для самого себя и какой для других? Каков мой портрет среди других «я»-портретов? Можно ли изобразить портрет эпохи? И кто «я» в моей эпохе, в моем времени? Почему в сказках добро всегда побеждает зло? Как выразить свое переживание в цвете, в звуке, в движении, в пластике?.. — 265 —
Такие и подобные им вопросы можно задавать бесконечно, ибо бесконечны, разнообразны связи бытия культуры и искусства как се части. Но именно с таких вопросов может начаться восхождение ребенка, личности от наивных художественных представлений к духовным богатствам человеческой культуры; от наивных приемов воображения и фантазий, вызванных взаимодействием искусств (экзисистема) до высоких регистров полихудожественного воображения (экосистема). Путь «восхождения» ребенка из низших регистров воображении к высшим, способы «включения» его в экосистему, пожалуй, одни из самых сложных вопросов, здесь заданных. В настоящее время он находится на стадии экспериментальной методической разработки. В планах исследования нашей лаборатории (лаборатория творческого развития школьников под воздействием комплекса искусств в НИИ художественного воспитания Российской Академии педагогических наук) предполагается решить следующие конкретные задачи: — изучить и обобщить теорию и практику комплексного художественно-творческого развития школьников на занятиях несколькими видами искусств в истории советской школы и за рубежом; — изучить и обобщить современный опыт педагогического руководства художественно-творческой деятельностью учащихся в условиях взаимодействия разных искусств; — сформулировать теоретические основы и дидактические принципы взаимодействия искусств в процессе формирования всесторонне развитой, творчески активной личности школьников; — разработать комплекс примерных программ и методические рекомендации для интегрированного полихудожественного воспитания учащихся па уроках в школе, на факультативных занятиях и во внеклассной работе (с. 7—8). «Масштабы исследования предполагается ограничить организованными формами работы с массовым школьником, включая в известной и необходимой мере и семенное воспитание, единство школы и семьи. Предполагается разработать комплексные программы массового спроса, включая семь видов искусства: литературу, изобразительное искусство и музыку (входящие в школьное расписание), а также театр, кино, танец и художественную организацию среды (пейзаж, архитектуру, интерьер, проектирование предметов быта и индустрии). — 266 — ...Выдвигаемая нами научно-педагогическая концепция полихудожественного развития учащихся как части их гуманитарного развития позволит, как мы полагаем, создать комплексную программу по каждому виду искусств, а также единую программу интегрированных занятий основами нескольких искусств одновременно и в их взаимосвязи и взаимном проникновении, включая развитие первоначальных творческих навыков выразительной речи, литературной деятельности, исполнения на простых музыкальных инструментах, музыкальной импровизации и пения, хореографических движений, театрального исполнительства, кино деятельности и изобразительного творчества» (с. 36—37). Достижение этих целей — длительный процесс, требующий совместных усилий ученых: психологов, социологов, искусствоведов, этнографов, культурологов и т.п. Но без учителя, его заинтересованности и активного участия в организации и проведении в жизнь такого масштабного дела, наша теория в лучшем случае останется на бумаге. Поэтому нам крайне важна позиция учителя. Его готовность и желание включиться в поисковую работу. Я призываю вас к этому. Ваша молодая энергия, ваша увлеченность искусством, ваше воображение и фантазия нужны сейчас нам, школе, как никогда. В настоящее время во многих регионах страны этот процесс идет эмпирическим путем. Учителя, заинтересованные в комплексном воздействии искусств на развитие ребенка, пытаются объединить различные виды искусств па занятиях моноискусством для решения определенных художественных задач. В классах лицейского типа, в гимназиях, школах с углубленным обучением искусству, эстетических центрах, авторских школах идет активный практический поиск методических путей комплексного взаимодействия искусств па занятиях различных учебных дисциплин и не только дисциплин художественно-эстетического цикла. Почти каждый учитель, обеспокоенный проблемами гармонического развития личности школьников, может взять на себя решение методических задач нашего исследования. Поисковая работа такого плана обогащает и учителя и ученика. Однако без знания научно обоснованной теории, без понимания концептуальной сути полихудожественного развития учащихся на основе комплексного взаимодействия искусств, включить учащихся в экосистему, в «регистры» вектора воображения учителю очень непросто. Ведь введение в учебный процесс комплексного взаимодействия искусств — не цель, а средство формирования художественной, духовно-нравственной культуры школьников. Наша цель — помочь в этом учителю.
— 267 —
|