Ответ на третий вопрос.
Да, вы правы: мы разводим понятия «творчество» и «воображение». И делаем это принципиально. И творчество, «воображение — это деятельность. Но творчество всегда конкретно, всегда имеет конкретный результат, обладающий новизной; будь то новая формула, новая картина, новая теорема или новая технология. Вот как определяет творчество Л.С. Выготский: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим обнаруживающимся только в самом человеке» [10, с. 3—5]. «Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения». - 259 -
Но творчество невозможно без воображения; «Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природа,— все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [Там же, с. 5]. Уже из этих определений видно, что творчество и воображение не рядоположены. Чтобы воплотиться в новую реальность воображение и фантазия проходят длинный и сложный путь в сознании личности. «Можно сказать, что они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец, воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силон, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения» [Там же, с. 16]. Каждый человек с детства стремится к самоутверждению. Лучший путь для этого — творчество,— писал Д.С. Лихачев.— Творческой была на протяжении многих веков работа крестьянина, возделывающего поле. Творческими были ремесла, всякий ручной труд, потому что отношения, скажем, крестьянина с землей оставались живыми, но механическими. Человек, лишенный живых творческих отношений, часто пытается заявить о себе поступками экстремистскими, хулиганскими. Агрессия — это эрзац творчества, попытка компенсировать отсутствие нормального человеческого общения и развития. Воспитанный псевдокультурой, выросший среди эрзацев, подросток легко принимает за идеал псевдогероизм» [40]. Творчество — это путь к формированию духовности личности, путь включения ее в экосистему. Практика художественного творчества (экзисистема), организованная в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и личностными художественными предпочтениями, построенная с учетом научно обоснованной шкалы иерархии уровня воображения (см. табл. 7, с. 255), сконцентрированного в различных видах художественной деятельности, становится реальным условием и способом самореализации духовного потенциала личности ребенка, возвышения его духа. Особенно важен этот процесс для подросткового, отроческого и юношеского возраста, когда воображение, если ему не создать необходимых условий, сворачивается, резко снижается. — 260 —
Поэтому практику художественного творчества как путь актуализации и активизации внутренней духовной энергии личности необходимо строить иначе, чем просто обучение отдельным видам искусства,— заменить монохудожественное образование полихудожественным воспитанием. Как говорил, в частности, Д.С. Лихачев: «Я убежден, что образование — это вспомогательная функция воспитания» [41]. Понять, глубоко пережить произведения высокой духовности, нравственности, сложного философского, художественного содержания и подлинной красоты сможет только личность с высоким уровнем воображения и фантазии. А эти качества сами по себе не формируются, не приходят из ниоткуда. Необходим упорный и творческий труд души, мысли и чувства. «Почему сегодня классику так мало читают? — задает вопрос в своей статье Д.С. Лихачев и сам же отвечает.— Да потому что не понимают ее глубин... Чтение классики — это огромный духовный процесс... Иной раз классика о современном мире может рассказать гораздо больше, нежели иные страстные публицистические речи наших современников. Классическая литература, классическая музыка, театр, живопись — они представляют собой такую невероятную ценность — и не только эстетического порядка — что даже трудно себе вообразить. Ну вы представляете космическую ценность собраний Эрмитажа? Такой же космической ценностью обладают и классическая музыка, и литература» [Там же]. Путь ребенка от низших конкретных образов воображения до высших, абстрагированных от конкретной реальности, его регистров, от детских сказок, мультфильмов и наивных детских рисунков до понимания, погружения в духовный мир симфоний Прокофьева, Шнитке, живописи Врубеля, Шагала, Кандинского, прозы Достоевского, Платонова, Булгакова, поэзии Пастернака, Цветаевой, Ахматовой, картин Тарковского —это путь полихудожественной системы воспитания и развития.
|