Студопедия — Ответ на четвертый вопрос.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ответ на четвертый вопрос.






Профессиональная (академическая) художественная школа окончательно сформировалась в эпоху Просвещения. Но ее истоки — эпоха Ренессанса. Как было сказано выше, именно она разделила науку и искусство между собой, а искусство— на различные виды, направления, жанры. Искусство дифференцировалось настолько, что со временем, все больше обособляясь, представители разных его видов, все меньше понимают друг друга.

261 —


 

Узкая профессионализация сама по себе важна и необходима для более глубокого постижения мастерства — ремесла в хорошем смысле слова. Однако абсолютизация об­разования по одному отдельно взятому виду творчества привела не только к разобщенности разных видов художественной деятельности, но и к смещению ценностей: самоосуждению личности творца от общей (целостной) художественной и нравственно-духовной культуры, которой и призвано питаться художественное творчество. Тот духовный консенсус между человеком, природой, социальной средой, который отличает творения наших предков, в наш постиндустриальный век оказался утерянным. История человечества оставляет потомкам творения гениев, воплотивших в себе концентрированную энергию духа народа. Но чем ближе к нашей эпохе, концу XX века, тем меньше шансов обнаружить в ней титанов, подобных творцам, например, Античности или Возрождения. Хотя, казалось бы, условий для их появления стало несравнимо больше, чем 500 или тысячи лет назад. Это касается не только нашей страны, отброшенной тоталитарным режимом на несколько поколений назад, но и стран развитых, богатых, имеющих все для рождения гениев. Ведь все большее количество людей в мире освобождается от ежедневного, рутинного труда. Все больше времени остается для проявления духовных, культурных интересов. Однако безнравственность, бездуховность, вражда в современном человеческом обществе не уменьшаются. И хотя гений и злодейство — вещи несовместные, новейшая история доказывает нам обратное... Понятия «интеллигент», «интеллигентность» стали синонимами. Уровень образования (высшее, научная степень, звании в области науки и искусства) стал мерилом образованности и культуры. Хотя это, к сожалению, не одно и то же.

Все вышеизложенное имеет прямое отношение к нашему вопросу: роли профессионального художественного образования в формировании личности. Духовное бесплодие профессионального художественного образования, в котором основным приоритетом являются знания и навыки узко понимаемого мастерства, состоит, на наш взгляд, именно в недооценке развития полихудожественного воображения, нравственности и общей культуры, в его оторванности от культурогенной, духовной среды, накопленной опытом человечества, того нравственно-ценностного начала, которое было и должно быть мерилом художественности.

— 262 -


 

Ответы на пятый и шестой вопросы.

Видимо, эти вопросы можно объединить, поскольку в каждом из них фигурирует понятие «воображение» и его развитие посредством искусства. Мы уже конкретно касались этой проблемы при обсуждении второго вопроса. Здесь же необходимо подчеркнуть следующее: безусловно, воображением в той или иной форме (по Выготскому, существует четыре формы воображения) обладает любой человек. Творческая деятельность, в том числе изобразительная, развивает воображение. Верно и то, что работа по программе Б.М. Неменского развивает воображение учащихся. Но эта работа основана на монохудожественной деятельности: посредством одного вида искусства — изобразительного. И это дает один уровень воображения на уровне экзисистемы, так же как определенный уровень воображения развивает отдельно взятый учебный предмет — музыка или литература. Мы же предполагаем развитие воображения па полихудожественной основе: посредством комплексного взаимодействия, интеграции различных видов искусства, в том числе нетрадиционных для школы — театральной деятельности, кинодеятельности, художественной организации среды и пространства, танца. Это новый тип взаимодействия и интеграции, в основе которого лежит целостный, деятельностный подход к развитию личности. И эта новая, «высокого регистра» форма воображения, включающая личность в сферу экосистемы, в то культурогенное, духовное пространство, которое из-за узости и замкнутости традиционной монохудожественной системы недоступно современному школьнику. «Педагогический смысл обсуждения экосистемы художественной деятельности и художественного развития детей состоит в том, чтобы... поднять смысл художественной деятельности до максимально высокого уровня духовного выражения независимо от номинальной ограниченности средств данного конкретного искусства». [72, с. 48].

В принципе интегрированное художественное рп.иш пи школьников на комплексной основе возможно на базе любого моноискусства, в том числе изобразительного по программ*-Б. М. Йеменского.

Нам «предстоит доказать, что выход в экосистему приводит к более высокому пониманию данного частного вида искусства, к более глубокому постижению художественной культуры, чем при господствующей сегодня узкой специализации занятий. Предстоит рассмотреть также вопрос о том, что в экосистеме работа педагога позволяет школьникам более полноценно понимать и другие виды художественной деятельности, обеспечивает способность переноса художественных представлений из одного искусства в другое и приводит к универсализации художественного дарования» (с. 48—49).

— 263 —


 

В программе Б.М. Неменского заложены фундаментальные, базовые основы приобщения школьников к художественной культуре как части духовной культуры, но средствами одного — моноискусства. Но это моноискусство открыто для включения и пего других форм художественно-эстетической деятельности, других видов искусства, комплексное взаимодействие которых (на основе творчества — экзисистемы) только обогатит эту программу, превратит ее в доминанту полихудожественного подхода, в средство развития высокой степени воображения, вхождения в экосистему художественного проявления.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 208. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия