SILENTIVM
Она еще не родилась, Она и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. — 298 —
Спокойно дышат моря груди, Но, как безумный, светел день, И пены бледная сирень В черно-лазуревом сосуде. Да обретут мои уста, Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! О. Мандельштам (Молчание, (лат.) Второй этап сюжета урока: «Судебный процесс». 1. Вступительная речь Прокурора — главного обвинителя искусства. 2. Материалы следственной группы: история «преступления» художников- импрессионистов. 3. Показания «обвиняемых»: вопросы Прокурора, судьи, присяжных по составу «преступления» и ответы на них «художников-импрессионистов». 4. Показания «свидетелей преступления». а) со стороны обвинения: критики, журналисты, люди творчества— художники, композиторы, писатели, ученые, зрители-обыватели — сторонники традиционных (классического, академического, романтического, реалистического) направлений в искусстве; б) со стороны защиты; сторонники импрессионистического и постимпрессионистического искусства. 5. Проведение следственного эксперимента: а) практический эксперимент: учащиеся выполняют практические задания (живопись) по впечатлениям от произведений художников-импрессионистов и по мотивам одного или нескольких из них; б) литературно-теоретический эксперимент: описание «факта преступления» — серия картин К. Моне «Стога». 6. Показания группы судебной экспертизы: анализ результатов практического эксперимента; показания «независимых» экспертов — анализ технологии живописи учеными-искусствоведами. 7. «Слово для защиты»: выступления в защиту «обвиняемых» художников импрессионистов и постимпрессионистов. 8. «Последнее слово» обвиняемого. — 299 —
9. «Закрытое» заседание главного судьи и присяжных — обсуждение предложения Прокурора о наказании, голосование, принятие решения. 10. Вынесение окончательного приговора. Выступление Главного судьи — Времени и «частное определение» в адрес «школы импрессионистов» и экспрессионистов. Третий этап цикла уроков. 1. Анализ «судебного процесса». 2. Награждение самых активных и результативных его участников («лучший свидетель», «лучший защитник», «лучший присяжный», «лучший эксперт», «лучший следователь» и т.д.). 3. Практическая работа «по мотивам судебного процесса»: композиция пейзажа, портрета, натюрморта в манере импрессионистов и постимпрессионистов (по выбору: стихи, живопись, графика, скульптура, эссе и т. д.). Варианты: а) по впечатлению от картин, стихов, музыки импрессионистического направления; б) с натуры; в) по памяти и представлению — впечатления от восприятия окружающей природы, человека, явлений и событий окружающей действительности. 4. Анализ работ и подготовка к следующей теме данного цикла уроков: «Модернизм»: вчера, сегодня, завтра». Чтобы не сковывать инициативу, воображение и фантазию читателя, а также из-за невозможности привести здесь полное описание проведения занятий по шестой теме цикла предлагаем для примера эскиз «Речи Прокурора» и описание одного фрагмента второго этапа занятий: организацию и проведение «следственного эксперимента» (пятый пункт судебного процесса) — и некоторые примечания по данному циклу уроков. Эскиз «Обвинительной речи Прокурора» — главного философа всех времен: «История преступления вечности». Первая часть: «Все было прекрасно в этом мире... Земля жила По заведенному миротворцем порядку: цвела, дышала, благоухала, рожала, отдыхала после праведных трудов, просыпалась, возрождая свои силы, и опять буйно расцветала... Явились люди на Землю. Земля приняла их в свое Пространство и Время и стала им Матерью: кормила, поила своими соками, растила, согревала, а когда наступал срок, убирала в свое могучее чрево и опять рождала новые жизни... Обустраивались люди на Земле и помнили: только Земле-матушке да Солнцу-батюшке обязаны они жизнью.., Почитали их, благодарили всяк по-своему... — 300 —
Да кончилось это время... В заботах своих да трудах человеческих теряли они память изначальную... Гордыня их обуяла. Захотели они выше себя стать. А чтобы Земля им подчинялась да помнила их, свой разум тратили на изменение ее первозданного облика в угоду лени своей да чреву своему. Свой эгоизм люди проявили именно в этом. Говорили о создателе, а сами разрушали им созданное: сколько живности истребили, цветов да трав потоптали, лесов, рек да озер извели! Заполонили своими преступными трудами не только всю сушу, но и до неба добрались... Мало им стало Земной Любви, спою придумали; мало им было Красот Земных, свою сочинили; мало им стало Одежд Земных, свои понаделали; мало им было Звуков Земных да Небесных, свои придумали; мало им Стихий Земных, Небесных да Морских, свои бури да страсти изобрели... И все это искусством назвали. Не было такого явления на Земле, не ее это детище — людское. А потому искусство — преступно! Оно уводит человека от Правды Земли и придуманный мир, уводит от Высшего Духа Земли...[42] Вторая часть: «Сегодня—шестое заседание священного суда Вечности. Суд — Время — вынес оправдательные приговоры по пяти процессам, но в каждом дал частное определение, ибо каждая эпоха внесла немалую лепту в разрушение контакта человека и Природы, Духа Земли и Космоса, и ни одна не приблизилась к Правде Земной — Истине Вечности. Сегодняшний процесс — суд над творцами, исказившими Правду Природы, посмевшими вульгарными, грубыми методами расчленить первозданную целостность земного и небесного покрова, выхватить из Времени и Пространства низменные куски «мимолетностей» и возомнить себя революционерами в грешном деянии человечества — искусстве. Сегодня... обвиняется импрессионизм как злостное явление искажения Правды Реальности, ее хулиганского отражения в красках, звуках, слове…[43] Первая часть вступительной речи Прокурора звучит «за кадром», записанная заранее на магнитофон. На фойе этой речи показываются слайды, подобранные в соответствии с ее содержанием. Вторая часть речи прокурора входит в сюжетное действие данного сюжета драматургической игры и произносится «актером», играющим роль Прокурора с соответствующими внешними атрибутами (костюм, грим, «свиток с речью» и т.д.). Эскиз организации проведения «следственного эксперимента» (пятый пункт «судебного процесса»). 1. Предлагается черно-белая репродукция Живописной картины К. Моне «Стога» из серии «Стога», которую до урока «эксперты» (учащиеся) не видели. Задание: выполнить цветом черно-белое изображение. а) одна группа выполняет задание в другом помещении (покидает судебный процесс) самостоятельно; ~ 301 -
б) другая группа экспертов выполняет задание как цветовую композицию «по мотивам звукозаписи Дебюсси»[44], т. е. учащиеся («эксперты»), прослушав музыкальные фрагменты произведения французского композитора, выполняют цветом черно-белое изображение картины К. Моне «Стога». Потом «экспертизы» обеих групп сравниваются и обсуждаются. 2. «Следственная группа» готовит заранее письменное литературно-образное описание цветного изображения этой же картины К. Моне. Экспертная группа по этому словесно-образному описанию пишет живописный этюд по мотивам данной картины К. Моне. Параллельно включается музыка-Дебюсси. 3. Этой же группе экспертов демонстрируется цветная репродукция «Стога» К. Моне. Затем репродукцию убирают. А эксперты по впечатлению пишут этюд «по мотивам живописи К. Моне», также на фоне музыкальных фрагментов Дебюсси. Для «следственного эксперимента» можно использовать другие произведения К. Моне: серию «Руанский собор», «Восход солнца. Впечатление», «Скалы в Бель-Иль».
|