Студопедия — Изучение креативности детей старшего дошкольного возраста
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изучение креативности детей старшего дошкольного возраста






Цель: выявление уровня креативности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать методику для выявления уровня креативности детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести методику по выявлению уровня креативности детей старшего дошкольного возраста.

3. Сделать вывод об уровнях креативности детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 57» города Бийска с ноября 2010 г. по февраль 2012 г. Всего в исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), из которых по мере выявления уровня креативности была выделена подгруппа из 10 детей (экспериментальная), куда входили как креативные (3 ребенка), так и обычные дети (7 детей). С остальными 10 детьми (контрольная группа) после выявления контингента креативных дошкольников не проводилось никаких дополнительных мероприятий.

На исследование по выявлению уровня креативности детей старшего дошкольного возраста отводился 1 месяц (ноябрь 2010г).

Для определения уровня креативности детей была проведена методика:

Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса.

Тестирование проводилось в групповой форме.

Детям предлагались незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования (Приложение 1).

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А – 4, на каждом листе бумаги изображено по 4 квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

Тестирование проводилось ограниченно по времени: 25 минут

Перед началом тестирования была дана инструкция к тесту дивергентного мышления: «Вам предлагается 12 рисунков. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работая в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадратика на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите его в строчке под картинкой (или скажите мне). Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».

Обработка данных:

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в баллах:

- беглость (Б)

- гибкость (Г)

- оригинальность (О)

- разработанность (Р)

- название (Н)

1. Беглость – продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.

Основание: творческие личности работаю продуктивно, с этим связанна более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2. Гибкость – число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

- живое (Ж) – человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животные, насекомое, рыба, птица и т. д.

- механическое, предметное (М) – лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

- символическое (С) – буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

- видовое, жанровое (В) – город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность – местоположение (внутри – снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дано стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру – стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл – рисунок только снаружи.

2 балла – рисунок только внутри.

3 балла – рисунок как снаружи, так и внутри.

Общий балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность – симметрия – ассиметрия, где расположены детали, делающие рисунок ассиметричным.

0 баллов – симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл – ассиметрично вне замкнутого контура.

2 балла – ассиметрично внутри замкнутого контура.

3 балла – ассиметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и ассиметрично изображение внутри контура.

Общий балл по разработанности (Р) – сумма баллов по фактору разработанности по всем рисункам.

5. Название – богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов – название не дано

1 балл – название, состоящее из одного слова без определения

2 балла – словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла – образное название, выражающее большее, чем показано на рисунке, т. е. скрытый смысл.

Общий балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.

В результате получены следующие результаты (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса

И. Ф. ребенка Б. Г. О. Р. Н. Сумма
Вова А. 12б. 5б. 32б. 22б. 12б. 83б.
Катя К. 12б. 7б. 32б. 10б. 12б. 73б.
Костя С. 12б. 8б. 24б. 11б 16б. 71б.
Лена Б. 10б. 5б. 20б. 10б. 10б. 55б.
Наташа К. 12б. 7б. 28б. 11б. 16б. 74б.
Лиза Р. 12б. 10б. 25б. 23б. 11б. 81б.
Степа О. 12б. 7б. 30б. 20б. 12б. 81б.
Илья Ч. 12б. 7б. 32б. 17б 14б. 85б.
Семен П. 12б. 7б. 32б. 29б. 15б. 95б.
Алина Ш. 12б. 7б. 33б. 26б. 12б. 90б.
Лиза К. 12б. 5б. 32б. 22б. 12б. 83б.
Кристина М. 12б. 7б. 32б. 10б. 12б. 73б.
Данил К. 12б. 8б. 24б. 11б 16б. 71б.
Женя О. 11б. 5б. 20б. 8б. 11б. 54б.
Никита С. 12б. 7б. 28б. 11б. 16б. 74б.
Влад П. 12б. 10б. 26б. 24б. 12б. 84б.
Максим Б. 12б. 7б. 30б. 20б. 12б. 81б.
Антон М. 12б. 7б. 32б. 17б 14б. 85б.
Даша В. 12б. 7б. 32б. 30б. 16б. 97б.
Петя К. 12б. 7б. 31б. 24б. 11б. 85б.

 

Максимально возможный общий суммарный показатель за вест тест – 131. Так как тест рассчитан на возраст детей от детского сада и до 11 класса, я считаю, что максимальный показатель для детей дошкольного возраста ниже общего максимального (Таблица 2).

Таблица 2

Уровни креативности

Уровни Показатели
Высокий 88-100
Средний 56-87
Низкий ≤ 55

 

Результаты исследования креативности детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты изучения креативности детей старшего дошкольного возраста

    Уровни    
Количество детей   %
Высокий    
Средний    
Низкий    

 

Из результатов, представленных в таблице, видно, что 2 ребенка имеют низкий уровень креативности, 15 – средний уровень, 3 – высокий.

Для наглядности полученные результаты представлены в гистограмме 1.

Рис 1. Гистограмма результатов изучения креативности детей старшего дошкольного возраста

Для дальнейшей работы была создана экспериментальная группа, состоящая из 10 детей различных уровней креативности: 2 ребенка – высокий уровень, 7 – средний, 1 – низкий. Остальные 10 детей входили в состав контрольной группы (Приложение 2).

Полученные данные и их сравнение, дали возможность говорить о низком уровне креативности у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, имелись достаточные основания для проведения комплекса мероприятий, направленного наповышение уровня креативности детей.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 198. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия