Уроки иудейской проблемы
Почему так важно, изучая причины возникновения сект и ересей, психологию ереси, прояснить проблематику иудейского вопроса и сделать соответствующие выводы? Потому что, на наш взгляд, здесь средоточие проблемы. Каждый человек, в сущности, повторяет в своем духовном становлении историю еврейского народа. Не-встреча еврейского народа с ожидаемым им Мессией, неузнание Его и, наконец, отвержение и распятие Бога - в той или иной мере воспроизводится в духовной истории каждого еретика и сектанта. И это притом, что еврейский народ веками жил мессианской идеей, он "варился" в мессианстве, богоизбранничестве, надеялся на чудо пришествия Машиаха. Но встреча стала трагедией, она высветила такие углы в человеке, в которые давно никто не заглядывал. Н.А. Бердяев писал: "Идея исторического внесена в мировую историю евреями, и я думаю, что основная миссия еврейского народа была: внести в историю человеческого духа это сознание исторического свершения, в отличие от того круговорота, которым процесс этот представлялся сознанию эллинскому. Для сознания древнееврейского процесс этот всегда мыслился в связи с мессианством, в связи с мессианской идеей" [81]. Но Сын Божий ожидался иудеями только как Царь-Освободитель, способный Своей силой и властью избавить свой избранный народ от унижения и истребления. "Никакой иной Спаситель не мог быть даже представлен иудейским сознанием в силу общего представления о Боге как Пантократоре, Справедливом Судии и Покровителе. Эта одномерная установка настолько закрепилась за шесть столетий в еврейском народе, что привела к трагедии еврейского народа, к тому, что в конечном итоге еврейский народ не узнал и не признал своего Мессию, Христа, и распял Его" [82]. И эта "одномерность установки", как сплав субъективных представле-ний, волевых действий, внешних и внутренних обстоятельств - воспроизводится в психологическом выборе каждого человека, совершающего ошибку, "промах" в своем личном свободном духовном выборе. В этом промахе предпочтение отдается всему, чему угодно, но не сердцу. Сегодняшние иудействующие секты и ереси суть воспроизведение тех сект и ересей, в которые частично пошли люди, не узнавшие Спасителя, отвергшие Иисуса как Христа.
Чрезвычайно важно для нашей темы предположение архимандрита Киприана (Керна), высказанное им по поводу психологии еретиков, людей, вольно или невольно отвергающих в своем свободном и волевом выборе Бога. Он считает, что основным моментом в таком выборе является не гордость, не самомнение, а руководящим и решающим очень часто бывает "некая робость мысли, недостаток смелости для того, чтобы восприять и осознать всю глубину и головокружительность догматической мысли церкви. Трусливость мысли запрещает огромному большинству средних людей, благочестивейших простецов не только "попросту" верить, но и думать. Для большинства этих "простых сердцем" благочестивцев, в религии не нужно ничего другого, как слепая и простая вера. Всякая работа мысли от лукавого" [73]. В психологии богословских споров, считает Киприан (Керн) первичным фактором является "готовность или боязнь углубить данную мысль, способность выслушивать то или иное уточнение мысли, или же совершенная нечувствительность к этим богословским дерзаниям, в основе чего лежит духовная трусость и некий примитивизм" [74]. В полной мере это относится к иудейской проблеме, возникшей в Первохристианской Церкви. В основе выбора - преобладание эмоций; нежелание кардинально изменить свое бытие в свете открывающейся перед человеком перспективы; "голос крови", питающий национальное тщеславие; наконец, неготовность разума, всего человека, открыться полноте Истине. "Недостаток смелости мысли, недостаток дерзания, желание слепого и рабского охранения своей слабой веры, лишенной какого бы то ни было разумения и сознания, побуждали вообще ни о чем не думать, лишь бы не нарушить покой своей некрепкой веры" [75]. И как прямая противоположность такой позиции - Апостол Павел, в служении Богу не останавливающийся ни перед какими трудностями.
Использование слово "секта" по отношению к Церкви Христовой означает только то, что она таковой рассматривалась современниками с позиций иудейства, с позиций господствующей Церкви, не сумевшей вместить Истину и отвергнувшей Христа. Как таковой Церковь Христова "сектой" не была и быть не могла по определению. Слово "секта" это некая дань историческому моменту, при котором количество призванных к Истине, призванных ко Христу, - определялось минимальным арифметическим количеством. Но арифметика к Истине абсолютно не применима, "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Поэтому утверждения современных сектантов, в особенности из протестантских течений, использующий данный факт пребывания Церкви Христовой в положении "секты", что мы, мол, ныне "Истинная Церковь", хоть нас и называют сектой, - абсолютно беспочвенны. Воплощение Христа - событие уникальное, как уникально и неповторимо в человеческой истории основание Церкви: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18).
Как мы знаем из истории Первохристианской Церкви, столкнувшейся с национальной проблемой в самом начале своего существования, "голос крови", ощущение национального тщеславия, национальной гордыни, безусловно, присутствовал. Но все же Церковь сделала, под влиянием Апостолов и Духа Святого, единственно правильный выбор. Отпадение назад в иудейство, вероятно, было во многом вызвано, на наш взгляд, а) глубокой укорененностью евреев в обычаях, связанных с ветхозаветной традицией; и б) не особенным духовным горением и стремлением к истине, не желанием изменить приземленный вектор существования на устремленность к Богу, к Истине.
|