Студопедия — Что есть ересь, секта, раскол
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что есть ересь, секта, раскол






 

Само русское слово ересь происходит от греческого (αιρεσις - airesiz или hairesis), что означает "выбор", "завоевание", "расположение к чему-либо", "решимость". Слово употреблялось также для обозначения какого-либо философского или религиозного направления. В современной нецерковной литературе мы находим достаточно много схожих между собою определений явлению "ересь". Здесь и

 

- отступление от истинной веры;

 

- учение, противоречащее господствующей церкви;

 

- религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины в области догматики, культа, организации;

 

- непреднамеренное, но фактическое уклонение от ясно выраженного догмата христианской веры;

 

- попытка подменить собственным учением догматическое учение Церкви;

 

- какое-либо отдельное учение;

 

- мнение, расходящееся с учением церкви; в более широком смысле - убеждения, отклоняющиеся от общепринятых;

 

- сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата веры христианской, и вместе с тем - выделение из состава церкви нового общества;

 

- искажение или умышленное повреждение смысла слов Священного Писания.

 

Ну и так далее. А в современной богословской литературе Православной Церкви, в частности, у иерея О. Давыденкова ересь есть:

 

- "предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют... всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь... ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни" [15]. Схожая формулировка ереси как частной истины встречается у австрийского психоаналитика Игоря Карузо:

 

- "Ересь - это абсолютизация частных истин, и она неизбежно сопровождается релятивизацией абсолюта... Так же и в богословском смысле слова догматическая ересь - это не просто рациональная гипотеза. Еретический взгляд никогда не является только интеллектуальным предположением... Он искажает всю картину мира, которая из-за ереси становится "безумной"... Догматическая ересь имеет не только религиозное значение, это ошибочное поведение на всех уровнях жизни... В то время как истина едина, ересь есть разрывание истины, частная истина" [16].

 

Схожую точку зрения на ересь, когда истина Церкви подменяется человеком своим личным антропоцентрическим видением мира, разделяет и современный греческий богослов Христос Яннарас. Ересь, по его мнению, есть:

 

- "выбор некоего способа истолкования и осуществления события спасения, способа иного, чем тот, в котором показана истина Церкви" [17].

 

Выбор этот есть предпочтение некой части истины, которой придается абсолютное значение в сравнении со всей истиной. "Выбор какой-то одной части церковной истины, - пишет Яннарас, - и абсолютизация этой части, возведение ее в масштаб целого претендуют на правильное истолкование и выдаются за христианское откровение, на самом же деле являются искажением и извращением целостной истины Церкви и уничтожением возможности спасения" [18]. Ересь, организационно сформировавшаяся вне Церкви, на полном или частичном отрицании церковных догматов есть секта. Очень точную характеристику секты с социологических позиций, а, стало быть, и ереси, актуализировавшей секту, дает французский философ Корнелиус Касториадис: "Слово секта для нас - не качественное определение, оно имеет точный социологический и исторический смысл... Секта - это группировка, которая возводит в абсолют одну сторону, аспект или фазу движения, из которого она вышла, она делает истину из доктрины, абсолютизируя ее, подчиняет ей все прочее, и, чтобы сохранить "верность" этой "истине", радикально отделяется от мира и с этого момента живет в "своем" отдельном мире" [19]. Как мы видим из выше приведенных формулировок, внецерковные определения ереси рассматриваются исключительно как некоторое несогласие с господствующими в данное время догматами, соотнося их с "официальной церковью". Это внешняя характеристика явления. Православные богословы, а также некоторые ученые, рассматривают ересь с внутренней стороны, выделяя качественные различия ереси от учения Церкви Христовой, от Божественного Откровения, оформленного в церковных дОгматах.

 

Отдельным вопросом стоит проблема границ, отделяющих раскол от ереси, проблема, "которая постоянно возникала и возникает в истории Церкви" [20]. Другой важной проблемой является наличие сектантских настроений и течений в современной Русской Православной Церкви. Эти вопросы будут затронут ниже и вкратце. Ересь и секта принципиально отличаются от раскола. Раскол есть обособление, организационный выход из Церкви какой-то ее части, выход из церковного общения под предлогом, скажем, обвинения в ереси правящей иерархии Церкви. Причиной раскола может быть предпочтение каких-либо частностей в церковной практике, в местных обрядах, в тех или иных различиях и особенностях, например, в богослужебном языке, церковном календаре, и так далее, которым придается исключительное вероучительное и спасительное значение. Раскол может быть и по чисто личным разногласиям среди высших иерархов, личных амбиций, нежеланием подчиняться авторитету Церкви или государства. В расколе речь о чистоте догматов Церкви, как правило, не идет. Напротив, раскол может оправдываться обвинением правящей иерархии Церкви в ереси, ссылкой на Апостольские правила и деяния Вселенских Соборов. Яркий пример тому так называемый "раскол епископа Диомида". Не развивая эту тему далее, сформулируем наши определения - ересь, секта, раскол, теологумен - не с социологической или религиоведческой точек зрения, а исключительно с православной позиции и относительно Истины, Которая пребывает в Церкви, Которая и есть Христос. Таким образом:

 

Ересь - это неосознанное или сознательное уклонение от Истины, выраженной в догматах Церкви Христовой.

 

Секта - это всякая организационно оформленная ересь вне Церкви Христовой, вне Истины.

 

Раскол - это организованный выход части членов Церкви, вследствие нетрезвенного отношения к целостности Церкви Христовой, при верности их догматам Церкви и Истине.

 

Теологумен - богословское мнение одного или нескольких отцов или учителей Церкви по вопросу вероучительной истины, не получившее соборного одобрения Христовой Церкви.

 

Схема наглядного соотношения секты, ереси и раскола относительно организации и догматов представлена в Приложении 1.

 

Ересь - антицерковь, или - следствие поиска истины? Как бы мы не пытались вынести за скобки вопрос о влиянии потусторонних сил, он возникает помимо нашей воли. Борьба за чистоту православного вероисповедания проходит на протяжении всей истории Церкви. Можно, сказать, что вся история Церкви с апостольских времен - это борьба с ересями, пытавшимися разрушить образ Христа в сердце человека, это борьба за саму себя, потому как только Церковь есть мистическое тело Христа и в то же время единственный путь ко Христу. А любая ересь есть не только гордое противопоставление и противостояние Церкви, ересь - это, по сути, отрицание Церкви. Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: "В истоке каждой ереси содержится протест против Церкви. Всякая ересь в самом начале представляет собой не уход от Церкви, а противостояние Церкви, поэтому каждая ересь и секта представляют собой антицерковь. Первый еретик и раскольник был Люцифер: еретик, т.к. он объявил себя равным Богу; раскольник, потому что увлек за собой треть Ангелов и создал в аду свою сатанинскую мессу. Всякая секта и ересь зачаты в грехе гордыни и рождены в борьбе против Церкви" [21]. Как тут не вспомнить изречение святых отцов "Всякая крайность от демонов"!.. В известном споре владыки Рафаила и диакона Андрея Кураева выявляется диаметрально противоположное отношение к ересям, сектам и их членам. По архим. Рафаилу, "всякое сектантство - это потеря универсума и гордое притязание на элитарность" [22], это глубоко извращенный "опыт соприкосновения с демоническими силами", в сущности, "ересь - это синергизм человеческой и демонической воли" [23]. Вектор здесь исключительно центробежный. Отрицая мистическую полноту Церкви, всякая секта и ересь пребывает в гордой самоуверенности собственной истинности и полноты. "Сектант и раскольник гордятся своим грехом отчуждения от Церкви, они стараются представить этот грех как истину, утерянную Церковью" [24]. Секта есть антицерковь. Между антицерковью и Церковью - пропасть. По Кураеву выходит, что у части сектантов "рождается желание увидеть в Православии то, нехватку чего они начинают ощущать у себя", когда о. Андрей им пояснит, что он видит в них христиан, но "христианство их уж очень "гностично", что оно развоплощено, лишено таинствозиждительной глубины". Мысль отца Андрея, что еретики и сектанты это как бы ученики начальной школы, только и желающие, чтобы им поясняли, их учили и доводили до истины. Таким образом, выходит, что ересь, по Андрею Кураеву, некая малая степень благодатного опыта, возникшего от "прикосновения Божества", которая восполняется вследствие лекций о. Андрея. Ни бездны, ни мистической пропасти между Церковью, с одной стороны, и сектами и ересями, с другой стороны, по его мнению, в природе не существует. Есть только ветви единого древа, по которым следует направить живительный сок Православия в виде разъяснений многоуважаемого о. Андрея. Нам все же ближе мысль св. Антония Великого: "Древняя ложь не может стать новой правдой". Хотя и утверждение, что "во всем виноваты - бесы!", не является бесспорным.

 

"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Еккл. 1:10). Нам часто кажется, что все вокруг ново, и мир начинается только с нас. Но это совершенно не так - всё уже когда-то было. Меняется обстановка, исторические декорации, антураж времени, менталитет человека, но отнюдь не природа человека, испорченная грехом. Прогресс - вещь весьма относительная, и это утверждение стало расхожей истиной. Природа человека остается неизменной со времени грехопадения Адама и Евы. И человек вынужден в поисках истины, если он только действительно настроен на поиски истины, сталкиваться с теми же вопросами, что и наши предшественники. С этими же вопросами наверняка столкнутся и наши потомки. Ошибки предков, безусловно, знать необходимо. Но знание не страхует от собственных ошибок. Знание только помогает осознавать собственные заблуждения, ошибки оппонентов, но отнюдь не препятствует их повторению в истории. Потому что истоки расколов, сект и ересей коренятся, по нашему убеждению, не столько в исторических и географических особенностях той или иной местности, эпохи, народа, не только в особенностях определенного этапа в истории Вселенской Церкви, а сколько именно в греховной природе падшего человека, в единообразии психологических проявлений на протяжении тысячелетий исторического человечества. Поэтому, можно согласиться с мнением А. Дворкина, о некоторой недостаточности, может быть, ущербности широко распространенного мнения, что, якобы, для изучения новых, современных нам сект "достаточно ознакомиться со святоотеческой аргументацией против древних сект, ересей и лжеучений" [25]. Безусловный факт, что доктрины многих новых сект включают в себя элементы еретических, оккультных и языческих вероучений, которые Церковь знала и с которыми неизменно боролась с самого начала своего возникновения на земле. По нашему мнению, внимание следует сосредотачивать не только на изучении новых структур, организаций, методов пропаганды и вербовки, способов контролирования сознания сектами своих адептов. Это - внешние и изменяемые в истории элементы ересей, сект и расколов. Остается одно неизменяемое - психология ереси, природа ошибок человека, даже порой искренне стремящегося к Истине, но почему-то оказывающегося в результате в ереси, в секте, в расколе. Это первично. А современные технологии, особенности постмодернистской цивилизации, отточенные методы маркетинга и рекламы, беспомощность современных демократий, сращенность сект и еретических групп с политикой, бизнесом, средствами массовой информации, криминалом и спецслужбами - вторично и преходяще. "Начиная с арианства и вплоть до пиетизма при всех исторических и теоретических разногласиях явно проступает "однотипность" ересей: всегда одно и то же отрицание или искажение истины о личности и истины о природе" - пишет известный греческий богослов Христос Яннарас [26].

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 863. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия