Постнеклассическая наука
Постнеклассическая наука (вторая половина XX века) включает субъективную деятельность в знание объекта. Получаемые знания об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и ее целями. Любой шаг познания может быть принят только в том случае, если он оправдан интересами людей, гуманистично ориентирован. Для этого этапа характерна направленность научного поиска на «человекоразмерные» бытийные проблемы. Наука должна обеспечить сохранение и будущее человечества, продолжить его историю. Идет эволюция, все вокруг подвержено эволюции. Вселенная неустойчива, развитие может идти в разных направлениях. Точки бифуркации – момент, в который все может поменяться. Для постнеклассической, или современной науки характерны следующие особенности. 1. Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. Большой вклад в развитии этой науки внес И. Пригожин. Любые природные, а тем более социальные, процессы имеют вероятностную составляющую и протекают в условиях той или иной степени неопределенности. По мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижения уровня их стабильности. 2. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного. Современная наука даже в малом не может обойтись без вероятностей, нестабильностей и неопределенностей. Они пронизывают все мироздание - от свойств элементарных частиц до поведения человека, общества и Универсума в целом. 3. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Объектом современной науки становятся так называемые «человекоразмерные системы»: медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы «человек - машина» и т.д. Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования. Для современной науки характерны комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания и междисциплинарные исследования. 4. Еще более широкое применение философии и ее методов, а 5. Самое широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Уже на этапе неклассического естествознания было выяснено единство объекта и субъекта в процессе познания, что между ними не существует барьера. В естествознании XX века получает все большие распространение так называемый антропный принцип. Он устанавливает связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы,.
|