Студопедия — Гипотеза. «Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они — отношения — первичны в педагогическом взаимодействии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гипотеза. «Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они — отношения — первичны в педагогическом взаимодействии







«Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они — отношения — первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому педагогическому «движению» неповторимый личностный смысл. Помните, что за конспектом урока, за планом воспитательной работы всегда кро­ется сложная ткань взаимоотношений с учащимися» (В. А. Кан-Калик)

Поиск путей осуществления обратной связи в ситуации взаимодействия «преподаватель — студент»

Поиск преподавателем

индивидуального стиля педагогических


Проблема расширения функциональных границ педагогического общения

Проблема управления педагогическим общением

Проблема технологии активного слушания

отношений

Проблема техники психологиче­ского слежения в ситуации пе­дагогического общения

Задание для самостоятельной работы

«Игры-упражнения для мобилизации творческого самочувствия перед общением»

Цель: управление своими психофизиологическими процессами до и во время выступления перед аудиторией.

Задание: подобрать систему релаксационных игр-упражнений для настроя на предстоящее общение.

Психогимнастика «А где мне взять такую песню...»

Музыкальный материал: фонограмма эстрадных песен.

Инструкция: проведем музыкальный конкурс. Разобьемся на две команды. Организуем пение по принципу «ты начни, а я закон­чу». Одна команда начинает петь, другая — подхватывает ее пе­ние. Выигрывает тот, в чьей команде было больше совпадений. Те­перь устроим шумовой оркестр. Солисты от команд запевают, а вся команда аккомпанирует хлопками, ударами ногой о пол, уда­рами по коленям, щелчками и т. д. Оценивается музыкальность исполнения и активность участников.

Занятие 2 Магия контакта, или Как вести себя во время публичного выступления

Цель: отработка педагогической техники действий педагога во время публичного выступления. План занятия:

1. Приветствие «Я пришел к тебе с приветом».

2. Упражнения: «Обретение уверенности в себе», «Как понра­
виться», «Первое впечатление», «Информация».

3. Рефлексия занятия. Тест «Умение излагать свои мысли».

4. Анализ занятия. Тест «Атмосфера в группе».

5. Домашнее задание: продумать темы предстоящей дискуссии
и подобрать литературу.

6. Задание для самостоятельной работы: «Составление програм­
мы и подбор упражнений для саморегуляции».

7. Психогимнастика «Лесной телефон».

Вступление: в педагогическом общении велика роль слова пре­подавателя. С помощью слова образно и точно передается разно­го рода информация. Любой акт коммуникации, будь то объясне­ние нового на учебном занятии, воспитательная беседа, публичное выступление, имеет свою логику построения и подготовки. Для преподавателя среднего специального учебного заведения одним из Центральных педагогических умений является умение ярко и ин­тересно построить публичное выступление перед достаточно не­большой аудиторией.

На сегодняшнем занятии мы попытаемся найти ответы на во­просы:

—Каков алгоритм построения публичного выступления?

—Как сделать восприятие информации лекции интересным и
увлекательным?

—С помощью каких приемов можно избежать неуверенности
в себе перед предстоящим выступлением?

—Какими способами можно привлечь внимание аудитории?

—Как позитивно настроить аудиторию на лектора и на то со­
держание, которое ему предстоит изложить?

Приветствие «Я пришел к тебе с приветом»

Цель: включение всех участвующих в активную работу, отработ­ка ориентировки в пространстве аудитории, установление позитив­ного первичного контакта и выбор способов обращения с аудито­рией.

Задание: для установления первичного контакта выбрать разно­образные способы обращения с учетом особенностей состава слу­шателей.

Инструкция: каждое учебное занятие начинается приветствием преподавателя, одним из аспектов которого является положитель­ный настрой. Пусть эпиграфом упражнения станет известное всем стихотворение А. Фета:

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова.

Вам предлагается обыграть ситуацию: вы вошли в аудиторию для проведения лекции. Вам необходимо поприветствовать слуша­телей, позитивно настроив себя и их на предстоящее общение. Пе­ред вами: а) студенты младших курсов; б) старшекурсники, кото­рые заканчивают колледж, с этой группой вам не доводилось работать раньше; в) студенты, у которых вы читаете с начала го­да; г) коллеги, преподаватели других колледжей.

Устроим конкурс. Его условия:

1) работать по кругу;

2) нельзя повторять способ приветствия предыдущего участ­
ника;

3) через 5—6 приветствий по хлопку ведущего необходимо из­
менить ситуацию приветствия.

Запомните, чье приветствие понравилось больше. Подведение итогов конкурса:

а) Сколько новых интересных приветствий прозвучало? (Назо­вите участников.)

б) Насколько адекватным было приветствие в изменившейся
ситуации приветствия?

в) Какие ощущения вы испытывали при смене ситуации?

г) С каким контингентом слушателей было легче всего выбрать
форму, манеру приветствия?

Поздравим победителей и устроим показательные выступления (перед аудиторией повторяются наиболее удачные приветствия).

Упражнение 1. «Обретение уверенности в себе»

Цель: формирование умения снимать эмоциональное напряже­ние перед выступлением на аудиторию.

Задание: с помощью разных приемов попытаться овладеть сво­им эмоциональным состоянием.

Инструкция: боязнь выступать проявляется достаточно часто и вовсе не зависит от возраста, стажа работы лектора. В горле пер­шит, теряются мысли, ноги не идут, сильно бьется сердце — все это симптомы сильного эмоционального напряжения, которое ис­пытывает преподаватель. Чаще всего причиной страха перед ауди­торией является то, что ситуация публичной речи несет в себе оценку личности педагога, но чем более человек уверен в себе, тем устойчивее у него самооценка, которая заставляет выступающего относиться к предстоящей лекции как к сообщению, а не как к акту самовыражения. Начнем с небольшого аутотренинга. Перед зеркалом произнесите несколько раз формулу-настрой: «Я человек смелый, твердо уверенный в себе, я все умею и ничего не боюсь. Я смело, уверенно говорю. Я ничего не боюсь». Во время произ­несения вы можете менять логическое ударение в предложе­ниях. Говорите про себя, губами, шепотом или естественным го­лосом.

Акцентируйте свое внимание на вопросах:

1. С каким настроением начинали аутотренинг?

2. Какие произошли изменения?

3. В какой мере вам удалось снять напряжение или убедить
себя?

А теперь потренируем уверенную походку. Вспомните кинофильм «Служебный роман». Что советовала секретарша своей начальни­це Людмиле Прокофьевне? («Походка должна быть...») Вспомним также всем известного Нестора Петровича из кинофильма «Боль­шая перемена», как он первый раз вошел в свой любимый 9 «А».

Сейчас выполним упражнение «Походка». Войдите в аудиторию:

1) походкой «человека в футляре». Засуньте руки глубоко в кар­
маны, ссутультесь, взгляд устремлен в пол, поднимайте глаза из­
редка и смотрите поверх аудитории;

2) походкой мечтателя: идет расслабленно, голова приподнята,
он открыт к общению, излучает коммуникативную бодрость;

3) походкой самодовольного человека: он не идет, а вышагива­
ет, несет себя;

4) придумайте свой вариант походки.

Помните, что мы как в театре мимики и жеста, где каждое дви­жение доводится до наибольшей выразительности, чтобы было лег­ко почувствовать и запомнить их.

Подведем итог:

1. Как походка влияет на установление первичного контакта?

2. Каков наиболее оптимальный вид походки и от чего он за­
висит?

Для того чтобы настроиться на уверенное состояние, выполним задание «Рисуем уверенное настроение».

Выразим свою эмоцию цветом, полноценным, насыщенным, ярким, с помощью линий, абстракции или просто цветового пят­на. Чтобы снять действительное состояние страха и тревоги, ри­суйте левой рукой.

Проанализируем, что получилось (обращается внимание на спо­собы выражения эмоционального состояния, цвет, композицию).

Упражнение 2. «Как понравиться»

Цель: принятие приемов психологической аттракции и реали­зация их в практической деятельности.

Задание: формирование первого позитивного впечатления по­средством набора психологических приемов. Инструкция:

А косолапый и рад:

Вот это наряд так наряд!

Как пойду я павлином

По горам и долинам,

Так и ахнет звериный народ:

«Ну, что за красавец идет!»

(К. Чуковский. «Топтыгин и Лиса»)

Действительно, для всех нас очень важно первое впечатление, произведенное тем, как человек одет. Но еще большее значение имеет умение сразу расположить к себе собеседника. Аудитория в первый момент встречи воспринимает лектора с позиции трех эго-состояний. Вспомните их. Эго-состояние «Родитель» — это наша система жизненных стереотипов, область «надо». Эго-состояние «Ре­бенок» — это сфера эмоций, область «хочу». Эго-состояние «Взрос­лый» — это сфера знаний, информации, трезвого анализа, область «возможно», «разумно».

Разыграем ситуацию: мы находимся на лекции, например по проблемам семейных отношений. В аудиторию вошла молодая лектор. Слушатели восприняли ее по-разному через три эго-со-стояния.

Вариант 1. Разыграем эти эго-состояния (подгруппа артистов), а лектор попытается их уловить и соответствующим образом отре­агировать на поступающие реплики

Вариант 2. Аудитория выражает эго-состояния через неверба-лику (жесты, мимику, позу), а лектор пытается «сделать подар­ки» в виде реализации «Правила 3 плюсов»: 1-й плюс — это имя собеседника, 2-й плюс — это улыбка, 3-й плюс — это компли­мент.

Лектору предоставляется возможность использовать их по сво­ему усмотрению (все вместе или по отдельности). На роль лекто­ра выбирается несколько человек.

Анализ упражнения (делает экспертная группа в количестве 3— 5 человек):

1. Кто из лекторов вам понравился больше? Почему?

2. Какова сила психологического воздействия «Правила 3 плю­
сов»?

3. От чего зависит эффективность этого правила?

4. Ваши предложения по реализации стратегии первого впечат­
ления?

Вопросы для лектора:

1. Что вы почувствовали, когда услышали реплики «родителей»,
«ребенка», «взрослого»?

2. Насколько быстро, легко, комфортно вам было использовать
«Правило 3 плюсов»?

Упражнение 3. «Первое впечатление»

Цель: формирование умения производить определенное впечат­ление с учетом выбранного образа преподавателя.

Задание: обыграть образ преподавателя.

Инструкция: первое впечатление о человеке очень стойкое, и потому нужны сильные воздействующие эффекты, чтобы его из­менить. Чаще в начале лекции, доклада мы воспринимаем не его содержание, а личность выступающего. Постараемся представить­ся с помощью разыгрывания образа преподавателя, например «На­блюдателя» (девиз: «Я вас не трогаю, вы меня не трогаете»), «На­полеона» (девиз: «Студенты неприятные, но необходимые в моей деятельности»), «Доктора Фауста» (девиз: «Я сделаю вас такими, какими хочу видеть»), «Кота Леопольда» (девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»).

Выберите свой собственный образ, опишите его. На демонст­рацию образа дается не более 1 мин. Выполняем задание по прин­ципу игры «Артисты — зрители». Команда актеров выходит из ау­дитории. Каждый представляет свою роль. Зрители распознают роль преподавателя. Они могут для полного раскрытия образа задать во­просы, предложить некоторые реплики персонажу. Оценка актеру дается по 5-балльной системе.

Анализ упражнения:

1. Как влияет на яркость первого впечатления образ личности лектора?

2. Какие ассоциации, быть может, воспоминания появились у
вас в связи с наблюдением того или иного образа?

3. Всегда ли в реальной жизненной ситуации мы сразу реаги­
руем на роль?

4. На что мы обращаем внимание в первый момент встречи?

Упражнение 4. «Информация»

Цель: передача информации в соответствии с заданным алго­ритмом.

Задание: подготовить выступление-информацию в виде сообще­ния или лекции.

Инструкция: вам следует представить материал публичного вы­ступления. Продумайте форму выступления (небольшая лекция, отчет, сообщение, доклад). Выберите тему. Не забудьте о структу­ре выступления: 1-я часть — вступление, здесь главное — привлечь внимание, создать впечатление, установить первоначальный кон­такт; 2-я часть — основная, здесь стержень состоит в аргумента­ции, точности языка и лаконичности мысли; 3-я часть — заклю­чение, это выводы, личное отношение, указания на нерешенные проблемы, призывы к дальнейшим действиям.

На подготовку выступления отводится 3 мин, на выступление — 3 мин. Выступают все по очереди слева направо.

Анализ выступлений:

1. Какое выступление производит большее впечатление?

2. Какое более всего отвечает логике построения по предъяв­
ленным требованиям?

3. Выделите допущенные ошибки лектора в настрое на воспри­
ятие материала, в поведении, содержательном аспекте.

Рефлексия занятия. Тест «Умение излагать свои мысли»

Инструкция: ответьте «да» или «нет» на вопросы:

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, интел­
лекту, общей культуре слушателя?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем
высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы
высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказыва­
ний?

8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказывани­
ях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и
мнения?

10.Отличаете ли вы факты от мнений?

11.Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?

12.Стараетесь ли вы, чтобы слушатели всегда соглашались с
вами?

13.Используете ли вы профессиональные термины, далеко не
всем понятные?

14.Говорите ли вы вежливо, дружелюбно?

15.Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими сло­
вами?

16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?
Ключ:

Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12 и 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы.

Подсчитайте количество баллов.

Результат:

от 12 до 16 баллов — отличный результат;

от 10 до 12 баллов — средний;

меньше 9 баллов — плохой.

Анализ результатов позволяет каждому продумать программу развития навыков публичного выступления.

Анализ занятия. Тест «Атмосфера в группе»

Поскольку сегодня мы разобрали отдельно каждое упражнение, то в качестве анализа предлагаем тест «Атмосфера в группе», ко­торый направлен на выявление психологического климата сего­дняшнего занятия.

Психологический климат, комфорт, атмосфера — важные эле­менты публичного выступления преподавателя. Они тоже входят в алгоритм подготовки к публичному выступлению.

Инструкция: вам предлагается 10 противоположных по смыслу пар слов. Нужно поставить крестик на шкале в том месте, кото­рое в наибольшей степени отражает атмосферу в группе, на ваш взгляд.

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

 

Дружелюбие   Враждебность
Согласие   Несогласие
Удовлетворенность   Неудовлетворенность
Увлеченность   Равнодушие
Продуктивность   Н е продукти вность
Теплота   Холодность

 

Продолжение

 

Сотрудничество   Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка   Недоброжелательность
Занимательность   Скука
Успешность   Неуспешность






Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 602. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия