Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тестовые задания. 1. Инструкция. Существует несколько классификаций тренин-говых групп




1. Инструкция. Существует несколько классификаций тренин-говых групп. Вот одна из них: «Группы бывают рациональные и аффективные».

Какой из перечисленных ниже подходов составляет основу данной классификации? Обведите кружком номер ответа.

1. Классификация групп в соответствии с исследовательской
ориентацией человеческих отношений.

Классификация, где основным критерием является ориента ция на участника группы как субъекта изменения, учения, лично­стного роста.

3. Классификация осуществляется исходя из условий функци­онирования коррекционных групп по функции руководителя и эмо­циональной стимуляции.

Ответ: 3.

2. Инструкция. Прочитайте внимательно описание принципа ра­боты тренинговых групп: «Рекомендуется не обсуждать за преде­лами группы содержание общения, чтобы не нанести моральный ущерб человеку, который доверительно общался во время тре­нинга».

Какому из перечисленных ниже принципов оно подходит? Об­ведите кружком номер правильного ответа.

1. «Здесь и теперь».

2. Персонификация высказываний.

3. Акцентирование языка чувств.

4. Активность.

5. Доверительное общение.

6. Конфиденциальность.
Ответ: 6.

3. Инструкция. Существует шесть фаз разработки тренинговой программы. Установите соответствие между названием фазы и ее конкретным содержанием. Поставьте номера ответов в прямоуголь­нике напротив.

1. Оценка по­ требности в тре­ нинге. 2. Специфика­ ция целей тре­ нинга. 3. Разработка системы коррекци­ онных воздейст­ вий. 4. Выбор мето­ дов.

Каждая из стратегий, как гене­ральная линия, требует набора оп­ределенных методов и приемов со­циального активного обучения.

В ходе этой фазы определяется необходимость участия в тренинго­вых мероприятиях конкретной ор­ганизации или группы лиц.

Здесь определяются стратегии в реализации программы.

Цели тренинга определяют ис­ходя из потребностей участников, представление о которых было по­лучено в ходе диагностических про­цедур первой фазы.

5. Проведение тренинга.

Любая программа тренинга должна ставить перед участниками четыре вопроса: чему можно на­учиться? Кто кого будет учить? На каком материале? Как вы будете учиться?

6. Оценка про­граммы тренинга.

На этой фазе разработки про­граммы определяется система заня­тий и акцентируется внимание на том, как эти занятия смогут реали­зовать цели общей программы тре­нинга, учесть потребности и инте­ресы участников.

Ответы:

1. Оценка потребности в тренинге. В ходе этой фазы определя­
ется необходимость участия в тренинговых мероприятиях конкрет­
ной организации или группы лиц.

2. Спецификация целей тренинга. Цели тренинга определяют ис­
ходя из потребностей участников, представление о которых было
получено в ходе диагностических процедур первой фазы.

3. Разработка системы коррекционных воздействий. Здесь опре­
деляются стратегии в реализации программы.

4. Выбор методов. Каждая из стратегий, как генеральная линия,
требует набора определенных методов и приемов социального ак­
тивного обучения.

5. Проведение тренинга. На этой фазе разработки программы
определяется система занятий и акцентируется внимание на том,
как эти занятия смогут реализовать цели общей программы тре­
нинга, учесть потребности и интересы участников.

6. Оценка программы тренинга. Любая программа тренинга долж­
на ставить перед участниками четыре вопроса: чему можно на­
учиться? Кто кого будет учить? На каком материале? Как вы бу­
дете учиться?

4. Инструкция. В технике аутотренинга есть три этапа. Какому из них соответствуют упражнения: на общее успокоение, на тре­нировку релаксации, упражнения, вызывающие ощущение тепла в конечностях? Обведите кружком номер ответа.

1. Вход в состояние погружения.

2. Погружение.

3. Выход из погружения.
Ответ: 1.

5. Варианты контрольных работ

Вариант 1

1. Дайте характеристику всем известным вам видам тренингов.

2. Выделите трудности групповой динамики; наметьте наиболее
эффективные, на ваш взгляд, способы их устранения.

3. Разработайте рекомендации по составлению «живого сцена­
рия» тренинга.

Вариант2

1. Раскройте типологию ролей, существующих в тренинге.

Обоснуйте выбор наиболее интересных, на ваш взгляд, спо собов установления хорошего эмоционального состояния руково­дителя тренинга.

3. Составьте памятку ведущему тренингового занятия по орга­низации «Знакомства».

Вариант 3

1. Опишите технику организации групповой дискуссии.

2. Какая из стратегий поведения ведущего тренинга вам более
всего импонирует? Обоснуйте свой выбор.

3. Продумайте рекомендации по устранению негативных уста­
новок ведущего при контакте с группой.

Вариант 4

1. Опишите технику использования проективного рисования.

2. Выделите достоинства и недостатки фасилитаторской пози­
ции ведущего тренинга. Обоснуйте свой выбор.

3. Дайте советы начинающему ведущему тренинга по саморе­
гуляции хорошего настроения перед занятием.

Психогимнастические упражнения для тренинга коммуникативных умений

1. «Театр Карабаса-Барабаса»

Музыкальный материал: песенка Буратино из кинофильма «При­ключения Буратино» или веселая музыка (на выбор ведущего).

Инструкция: упражнение может выполняться в кругу или стоя возле рабочего места. Вспомним сказку «Приключения Буратино». Злой Карабас-Барабас очень не любил своих артистов и за каж­дую провинность подвешивал их на гвоздики. Представьте себя ма­рионетками, вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное рас­слаблено, болтается. (Задание повторяется несколько раз.) Пришел Буратино и помог своим друзьям. Все вместе начали веселиться, гримасничать, чтобы показать, что они не боятся злого Карабаса... (Звучит музыка.)

2. «Музыкальный квартет»

Музыкальный материал: фонограммы детских песен. Инструкция: участники стоят полукругом. Вспомним басню Кры­лова «Квартет»:

Проказница Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, — Пленять своим искусством свет...

Давайте поможем героям басни. Для начала споем ваши люби­мые детские песни, простучим их ритм все вместе, а затем выпол­ним задание следующим образом: каждый по очереди отстучит ритм одним хлопком, как бы передавая эстафету соседу. Когда ритм за­кончится, нужно сделать паузу и начать все сначала. Игра «Квар­тет» проводится как слева направо, так и наоборот. Будем наде­яться, что наш оркестр получится замечательным.

3. «Предмет по кругу»

Инструкция: группа становится в полукруг. Участникам предла­гается несколько предметов (мяч, линейка, книга). Нужно пере­дать соседу предмет, представив его в каком-то образе. Например: линейка — скрипка. Принимающий должен воспринять предмет именно как скрипку, но с другим содержанием и отношением. Пе­ред началом следует сказать, какой предмет и в каком образе бу­дет передаваться. Один предмет можно представить в нескольких образах. Например, линейка — скрипка, ружье, кисть художника или маляра.

4. «Музыкальная импровизация»

Музыкальный материал: «Утро» Э. Грига, «Зимнее утро» П. Чай­ковского или любое произведение по выбору ведущего.

Инструкция: сядем удобно, расслабимся, закроем глаза, послу­шаем музыку, представим себе какой-то образ, а затем покажем его движением, кто как хочет. Двигаться можно по всей аудито­рии. Ведущий угадывает, какой образ пытались передать участ­ники.

5. «Надувная кукла»

Инструкция: роль ведущего может выполнять руководитель за­нятия или любой участник по желанию. Ведущий изображает на­сос, имитируя его движением и голосом. Все изображают кукол. Они сидят на стуле, голова опущена, руки висят вдоль тела. С каждым движением насоса «резиновая кукла» начинает надувать­ся: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки, встают во весь рост, раскинув руки и расставив ноги. Через не­сколько секунд ведущий выдергивает пробку из надувного отвер­стия, и «куклы» с шипением «ш-ш-ш» расслабляются и принима­ют исходное положение.

Упражнения к отдельным темам занятий

(предлагаются в авторской модификации)

1. «Презентация моего имени»

Цель: осуществление процедуры «Знакомства», утверждение иг­рового имени, принятие возникающих ассоциаций.

Задание: презентовать участникам свое имя.

Инструкция: «Что в имени твоем?» — такой вопрос мы неволь­но задаем, когда знакомимся с новым человеком, ведь часто имен­но имя вызывает определенные ассоциации, настрой на предсто­ящий контакт. Мы хорошо знаем друг друга, но в тренинге есть обязательная процедура «Знакомства». Нам предоставляется право выбора игрового тренингового имени. Сделаем это в форме пре­зентации. Она может быть любой, самое главное, чтобы показ рас­крывал сущность имени, был интересным и кратким. Представле­ние осуществляется по кругу. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему больше всего нравится. После этого по сигналу ведущего все де­лают шаг в центр и повторяют имя. Сам участник остается за пре­делами круга и наблюдает.

Анализ упражнения:

1. Чье представление имени понравилось больше/меньше
всего?

2. Кому удалось точно выполнить требования презентации?

3. Насколько игровое имя соответствует характеру участника?

4. Какие чувства вызвало новое имя участника?

5. Какие чувства возникли от предложения его изменить?

2. «Синхронный перевод»

Цель: повышение уровня эмпатии, улучшение концентрации внимания и совершенствование навыков активного слушания.

Задание: при чтении текста воспроизвести услышанные слова, не искажая их смысла.

Инструкция: переводчики с иностранного языка пользуются ме­тодом синхронного перевода. Для этого им надо развить в себе чувство бессознательного единства с говорящим, даже если они никогда раньше не работали с ним. Нам нужно потренироваться в умении слышать текст, его воспроизводить, не нарушая логики. Задание выполняется в подгруппах. Нужно выбрать чтеца. Работа начинается справа от него. Каждый следующий игрок повторяет прочитанное слово сразу, как только его услышит, таким образом, все прочитанное должно вернуться к читающему.

Анализ упражнения:

1. Насколько точно удалось выполнить задание каждому участ­
нику/всем вместе?

2. Что не понравилось?

3. «Молчаливые пары»

Цель: отработка навыков визуального контакта.

Задание: найти визуальные способы поддержания контакта с партнером.

Инструкция: работа организуется в диадах. В течение 5 мин уча­стники хранят полное молчание. Контакт поддерживается только с помощью глаз, допускается держать партнера за руки. Обязатель­ным является сохранение молчания.

Анализ упражнения:

1. Что вы чувствовали при выполнении задания?

2. Насколько трудно/легко было его выполнить?

3. Что хотелось сделать в первый момент после завершения за­
дания?

4. Какую оценку каждому в диаде можно поставить за выпол­
нение задания?

4. «Ломка стереотипов»

Цель: ломка сложившихся стереотипов.

Задание: найти новые для себя способы приветствия партнера по общению.

Инструкция: в жизни мы часто действуем по сложившимся сте­реотипам, которые нередко мешают нам, иногда притупляют эмо­ции и ощущения. Приятные, значимые моменты контактов с ок­ружающими не замечаются, превращаются в рутинные. Сегодняшнее упражнение должно помочь сломать наши стереотипы приветст­вия. Постарайтесь так поприветствовать партнера, чтобы он это запомнил. Поприветствовать друг друга нужно только новыми словами.

Анализ упражнения:

1. Что не понравилось в задании?

2. Чье приветствие было самым неординарным?

3. Как вы искали способы выполнения задания?

4. Что можно предложить в следующий раз для качественного
выполнения упражнения?

5. «Магнитная лента»

Цель: развитие ассоциативной памяти, умения слышать и кон­центрировать внимание.

Задание: выделить из окружающих звуков те, которые навева­ют определенные воспоминания или ассоциации.

Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Нужно закрыть глаза и сосредоточиться на звуках, которые окружают участников. Каждый пытается вызвать у себя воспоминание о подобных звуках.

Анализ упражнения:

1. Какие чувства вызвали у вас услышанные звуки?

2. Было ли трудно/легко выделить звуки и найти к ним ассо­
циативные воспоминания?

6. «Групповая картина»

Цель: выражение настроения.

Задание: нарисовать групповую картину «Наше настроение».

Инструкция: участникам дается большой лист бумаги и пред­лагается описать свое настроение, изображая это на листе бумаги. Коллективный рисунок идет по кругу. Каждый рисует свое наст­роение.

Анализ упражнения:

1. Какое настроение преобладало в групповой картине?

2. Какое название можно дать этой картине?

3. Какие предложения следует учесть при выполнении данно­
го упражнения в следующий раз?

7. «Чему я научился»

Цель: рефлексия работы в тренинге. Задание: дописать неоконченные предложения. Инструкция: на большом листе бумаги написаны неоконченные предложения:

—Я научился...

—Я узнал, что...

—Я нашел подтверждение тому, что...

—Я обнаружил, что...

—Я был удивлен тем, что...

—Мне нравится, что...

—Я был разочарован тем, что...

—Самым важным для меня было...

Участникам предлагается дописать по выбору любое из пред­ложений, представленных на плакате, или предложить свой ва­риант.

Анализ упражнения:

Выделяются позитивные моменты, связанные с приобретением нового опыта в процессе обучения.

8. «Что я хочу знать»

Цель: осуществление обратной связи для выделения перспектив дальнейшей работы с учетом пожеланий участников тренинга. Задание: дописать неоконченные предложения.

Инструкция: допишите неоконченные предложения, для того чтобы ведущий мог ориентироваться на ваши пожелания и инте­ресы при организации следующих занятий:

—Больше всего меня занимает мысль о том...

—Я хотел бы знать...

—Я спрашиваю себя, как...

Анализ предложений проводится ведущим после занятия. При следующей встрече он подводит итог прочитанному.

9. «Комплимент»

Цель: создание положительного эмоционального настроя на со­беседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться! Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты!..

Будем сегодня говорить друг другу комплименты. Выберите се­бе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами бу­дет проходить в форме диалога. Нужно не только получить ком­плимент, но и обязательно его возвратить. Например:

—Коля, ты такой отзывчивый человек!

—Да, это так! А еще я добрый. А у тебя, Оля, такие краси­
вые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я...» (добавляется положительное качество). Комплимент воз­вращается говорящему. Можно выполнить данное упражнение с одним основным действующим лицом. Ведущий находится в цен­тре круга. Все участники группы говорят по очереди комплимен­ты ему, он их принимает и возвращает собеседнику.

Анализ упражнения:

1. Что вам понравилось больше: говорить комплименты или
принимать их?

2. Насколько трудно/легко было подобрать содержание компли­
мента?

3. Какой комплимент вам понравился больше всего?

10. «Здравствуйте»

Цель: создание доброжелательной атмосферы, совершенствова­ние умения передавать голосом смысловые акценты.

Задание: приветствовать друг друга, придав слову определенный смысловой оттенок.

Инструкция: поприветствуйте друг друга словом «здравствуйте»,

передайте голосом определенный позитивный смысловой оттенок, например доброжелательность, радость, улыбку. Анализ упражнения:

1. Что для вас означает слово «здравствуйте»? Это привычка,
своеобразный ритуал, элементарное следование этикетным прави­
лам или вы вкладываете в это слово определенный смысл?

2. Какой смысловой оттенок вы чаще всего используете в по­
вседневности в своем приветствии?

3. Опишите свои ощущения во время приветствия.

11. «Походка»

Цель: отработка навыков чтения невербальных средств общения и управления ими.

Задание: показать разные виды походки и найти им точную ин­терпретацию словами.

Инструкция: походка — одна из характеристик личности чело­века, средств его невербалики. Задание будет выполняться при­емом «артист — зрители». «Артисту» нужно пройтись по аудитории свободно, раскованно, вообразив себе что-то приятное. «Зрители» оценивают походку, придумывая образную характеристику, напри­мер «на дискотеку», «лодочка плывет». Названия должны по воз­можности точно отражать содержание, но не быть обидными. На роль «артиста» участники выбираются по желанию.

Анализ упражнения:

1. Как «артисту» удалось справиться с заданием?

2. Точное ли название было придумано его походке.

3. Можно ли сказать, что данный вариант походки отражает
личность самого «артиста»?

12. «Звучание голоса»

Цель: отработка навыков образного восприятия голоса парт­нера.

Задание: сконцентрировать внимание на непроизвольных аспек­тах звучания голоса. Через выразительное название и образное срав­нение определить особенности голосовых модуляций.

Инструкция: голос человека — уникальное средство. В нем про­являются личностные характеристики. Голос — важное професси­ональное орудие преподавателя. Суть данного упражнения выра­жается в совершенствовании умения концентрироваться на звучании голоса и выделять его характеристику. Для выполнения задания разбейтесь на подгруппы по три человека. Каждый участник вы­полняет свою роль: один — рассказчик, другой — наблюдатель, третий — оценщик. Нужно рассказать любую интересную правди­вую историю. Оценщику следует по ходу рассказа выделить и за­писать особенности голосовых модуляций рассказчика, давая им выразительное название. Ассоциации могут напоминать зритель ные, вкусовые, слуховые, тактильные модальности. Например, в слуховой модальности голос напоминает шум волн, в тактильной — шелковистую поверхность, в зрительной — серебристый свет. По­сле рассказа зачитываются записанные характеристики голоса. На­блюдатель уточняет данные определения. Задание может выполняться несколько раз. Участники меняются ролями. Анализ упражнения:

1. Оценить уровень слуховой восприимчивости.

2. Сколько образных сравнений было дано?

3. Насколько точно они соответствовали действительности?

4. Что интересного узнал рассказчик о выразительности своего
голоса?

Бурна рд Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. -СПб., 2001.

Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинско-го. - М., 1995. - Кн. 6, 7.

Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб., 2001. Прутченков А. С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. — М., 2000. Фопель К. Психологические игры: Рабочие материалы для ве­дущего / Пер. с нем. Е. Потяевой. - М., 1999. Харин С. С. Искусство психотренинга: Заверши свой геш-тальт. - Минск, 1998.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 436. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.067 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7