Психологические концепции воспитания
Общая классификация концепций: Лефрансуа Ги (Фр), Роберт Хон (США) и др. авторы выделяют 3 группы психологических концепций воспитания: 1) воспитание через отождествление воспитанника с носителями определенного поведения; 2) воспитание через социальное научение в ходе неосознанного или осознанного подражания определенной социальной модели и 3) когнитивистскую концепцию воспитания. При этом в различных концепциях акцентируется какая-либо из 3 сторон – аффективная, поведенческая и когнитивная.
Отдельно следует остановиться на аналитической концепции воспитания по К.Юнгу, который по объекту влияния выделял 3 вида (или формы) воспитания: 1) воспитание через пример (объект влияния – бессознательное; отсюда по Юнгу т.наз. бессознательное воспитание. К.Юнг эту форму воспитания считает наиболее устойчивой); 2) сознательное коллективное воспитание (объект влияние – сознание человека как воспроизводство коллективного сознания. Воспитание как следование правилам и нормам, которое формирует «сходных индивидов»); 3) индивидуальное воспитание (объект влияния – личность, индивидуальность. Эта форма воспитания заключается в развитии самости ученика, его личного сознательного).
. В отечественной психологии и педагогике Советского периода возникла еще одна концепция воспитания и развития личности – через коллектив и усвоение в коллективе общественно-значимой деятельности. У ее истоков – Макаренко, Сорока-Росинский, Сухомлинский, Леонтьев, Гальперин, Петровский-старший, Коломинский, Фельдштейн и др. В этой концепции коллектив – основной критерий и одновременно инструмент достижения целей воспитателя. Полагалось, что только в полноценном коллективе возможно полноценное развитие личности. Действительно, история показала выдающиеся примеры воспитательной эффективности коллектива. Однако не все так просто. Еще Ланге и Бехтерев предостерегали, что коллектив способен унифицировать личность. Кроме того, с позиций социальной психологии (Петровский-старший и др.) коллектив – это группа с наивысшим уровнем ЦОЕ – ценностно-ориентационного единства. Однако, таких групп относительно мало (около 6 – 7% от общего числа социальных групп, среди которых преобладают диффузные группы, ассоциации, кооперации). И не всегда коллектив оказывается прав (фильм «Чучело»). Наконец, многолетние исследования в Израильском кибуце (коммуне) Дживат-Бреннер, где дети от рождения до полутора лет передавались профессиональным высокообразованным матерям, а затем до 18 лет воспитывались в стабильных ясельных группах и классах – коллективах, показали, что последовательное коллективное воспитание имеет как сильные стороны, так и недостатки. К сильным сторонам относились высокоразвитые трудолюбие, коммуникативные и педагогические способности. К слабым – низкий уровень творческих способностей, индивидуального своеобразия. Кроме того, опыт показывает, что человек способен стать полноценной личностью не только в группе с высоким ЦОЕ (коллектив, кооперация), но и в группах относительно низкого уровня единства. Более подробно имеет смысл остановиться на психологической, когнитивистской концепции усвоения социально-ориентированного поведения (воспитания) по Жану Пиаже и Лоренцу Колбергу. Исходные положения концепции принадлежат Ж.Пиаже и выглядят следующим образом: 1. Более нравственно поступает не тот человек, который «выдрессирован» бесчисленными подкреплениями и действует автоматически, а тот, кто способен совершить осознанный нравственный поступок. 2. Нравственные категории (любовь, честность, благородство и т.д.) – сложные абстракции. 3. Осознанный нр/поступок способен совершить только тот, кто имеет достаточно высокую стадию интеллектуального развития (чтобы осознанно и независимо делать нравственный выбор) 4. Люди, по Пиаже, генетически запрограммированы в нравственном развитии на следующие принципы социальной справедливости: честность, справедливость, равенство. Если бы этого не было, … Однако у всех людей нравственный потенциал индивидуален, различен. Американец Лоренц Колберг (последователь Пиаже, проф. Гарвардского ун-та) с 1957 г свои исследования посвятил эмпирической проверке этих положений. В итоге возникает когнитивистская концепция стадий морально-нравственного развития. Колберг создает целую серию диагностических ситуаций-дилемм, в которых респондентам предлагалось ответить ДА или НЕТ в ситуации нравственной дилеммы и объяснить свой выбор. Наиболее известная дилемма – дилемма Ганса. В ходе исследования рассуждений тысяч респондентов Колберг классифицировал основания нравственного выбора следующим образом, выделив 3 уровня и 6 стадий м/нр/развития (по 2 в каждом уровне).
Общие выводы Колберга: 1. Стадии носят внеисторический характер – они так проявлялись с первобытности. 2. Каждая последующая стадия включает в себя и преобразует предыдущую. 3. У каждого человека – своя «скорость продвижения». Сложно идти к 4 – 5 стадиям, но очень просто и быстро можно скатиться к первой. 4. Возр/рамки – чисто ориентировочны, но большинство американок к 25 г. – на 3 ст., а американцев – на 4 стадии. 5. Люди оценивают поступки других, исходя из своей доминирующей стадии м/нр.развития, часто не понимая и не принимая поведение тех, кто находится на более высокой стадии. 6. Гипотеза Пиаже о наличии слабых, но значимых корреляций между стадиями интеллектуального и нравственного развития подтвердилась.
Критика концепции Колберга: 1) стадии неоднозначны; 2) говорят одно, а поступают иначе; 3) внеисторический хар-р??? 4) У женщин нравственное развитие идет иначе, чем у мужчин! (Гиллиган, сотрудница Колберга). Однако практический опыт Колберга с сотрудниками в ряде Чикагских школ в 1970е годы показал эффективность концепции. Сегодня существует Общество воспитания памяти Л.Колберга, члены которого собрали коллекцию около 10000 нравственных дилемм и успешно пользуются этим опытом.
Т.обр., воспитание – это …. В отл. от обучения, в воспитании наблюдается значительно большая относительность его предмета (целей), содержания, методов и форм. В то же время психологам и педагогам удалось выделить ряд закономерностей морально-нравственного развития.
13. Педагогическая деятельность: понятие, особенности,
По Л.М.Митиной, ПД, наряду с личностью учителя и его педагогическим общением – важнейшая составляющая труда учителя.
|