Характеристики полиструктуры отдельных «кадров» ландшафта
Пейзаж, как картина, детализирующая представление о ландшафте, может быть охарактеризован свойствами нескольких своих структур (рис. 4): 1) объемно-пространственной; 2) пластической; 3) графической; 4) цветовой; 5) текстурной; 6) фактурной. В свою очередь объемно-пространственная структура картины характеризуется (рис. 5): а) масштабом; б) конфигурацией зрительных барьеров; в) глубиной; г) замкнутостью; д) зрительными фокусами. Эти указанные характеристики идентичны качествам объемно- пространственной структуры визуальных единиц ландшафта. И это закономерно. Каждая картина – фрагмент определенной пространственной ячейки ландшафта. И вместе с тем, многие характеристики пейзажа обладают своей спецификой. Масштаб в пейзаже – важнейшее свойство, сохранение которого, одна из существенных проблем охраны красоты и своеобразия природного ландшафта. Нельзя согласиться с Г. Джеллико, который считает, что нетронутый человеком пейзаж не имеет масштаба [39]. Человек хорошо знаком с природными формами и легко оценивает истинную величину многих из них. Прекрасным определителем масштаба являются деревья, ибо они обладают постоянным лимитом высоты.
Рис. 4. Система визуальных характеристик пейзажа, лежащего в регулируемой плоскости взаимодействия с архитектурными формами («дерево свойств»)
Рис. 5. Объёмно-пространственная структура пейзажа Проблема возникает при вторжении в пейзаж искусственных форм чрезмерных по величине, не соответствующих ни масштабу самого человека, ни размерам природных форм. Большая высота сооружений нередко деформирует восприятие истинных размеров сооружения. Эстетические ценности природы заключены не только в удивительном разнообразии и красоте ее форм, но и в соотношениях их величин. Именно поэтому архитектурные формы должны чутко реагировать на размеры своего окружения. Конфигурация зрительных барьеров (лесов и выпуклостей рельефа) основной определитель пространственного своеобразия пейзажа. Их нарушения, как правило, изменяют рисунок пространства, а создание новых барьеров уже архитектурных, не согласованных с природными, приводит к созданию новой пространственной структуры пейзажа. Таким образом, сохранение и развитие пространства пейзажа во многих случаях обусловлено согласованием архитектурных форм с рисунком зрительных барьеров. Глубина – специфическая особенность пейзажа как центральной проекции. Его пространство всегда ограничено передним планом и может развиваться от него вдаль. Тогда глубина пространства нередко обозначается ритмом природных форм, которые воспринимаются оправой или «рамой» картины. Человеку трудно оценить глубину пейзажа, расстояние до удаленных от него форм или их размеры, если в поле зрения нет элементов, способных выполнять роль определителей масштаба. Такую роль могут выполнить объемы первого плана. Человек легко воспринимает их в отношении самого себя, ясно оценивает их размеры. Перенесение этих размеров в глубину дает возможность расшифровать размеры обозреваемого пространства и величину определяющих его объемных форм. В этом отношении также велика роль промежуточных планов, именно они позволяют осуществить «перенос» масштаба с переднего плана в глубину. Последний план образует завершение картины. Архитектурные формы, введенные в пейзаж, должны поддержать сложившийся глубинный ритм. Замкнутость определяет масштабы раскрытий пейзажа к дальним планам. Такие раскрытия, как правило, придают пейзажу особое своеобразие. В связи с этим, их охрана и использование приобретают весьма важное значение. Мера замкнутости от переднего плана в глубину определяет следующие типы пейзажа: а) открытый; б) закрытый; в) полузакрытый с односторонним и двусторонним обрамлением вида. Зрительные фокусы, как мы уже отмечали – точки повышенного интереса. Они самым тесным образом связаны со структурой обрамления пространства или перспективными раскрытиями. Почти всякое изменение пространственной структуры пейзажа, ослабляющее или исключающее роль фокусов, можно считать нежелательным. Пластическая структура пейзажа обусловливается скульптурностью рельефа и зеленых насаждений. В связи с этим, как мы уже отмечали, важен взгляд на них как на природную скульптуру, и слепые насаждения, как правило, выступают в скульптурном единстве (рис. 6).
Графическая структура пейзажа определяется конфигурацией доминирующих линий и их сочетаниями. Структурные линии можно разбить на две группы. Первая группа, формирующая абрис неба, включает линии: а) созданные формами земли; б) образованные формами объемов, близких к переднему плану; в) определенные отдельными объемами, видимыми через передний план.
Вторая группа, членящая совокупность объемных форм, не участвует в формировании контуров неба. Так, например, это может быть силуэт холмов или гор, не достигающих неба. Доминирование тех или иных, по своей конфигурации, линий и их сочетания обусловливают графические структуры разных типов. Среди них можно выделять: горизонтальные, вертикальные, диагональные, комбинированные (рис. 6). Схожесть некоторых структурных линий объекта и пейзажа может приобрести большое значение. Она дает возможность установить связи, которые позволяют архитектуре внедриться в пейзаж, не деформируя его.
Рис. 6. Графическая и пластическая структура пейзажа Для вписывания объекта в пейзаж приобретает также значение его цветовая, текстурная и фактурная структуры. Их свойства не только корректируют восприятие объемно-пространственной структуры вида, но и вступают в непосредственное взаимодействие с архитектурной формой. Однако эти свойства природных картин для многих зон нашей страны изменчивы. И то, что может быть рассчитано, к примеру, на летний период, может оказаться неподходящим для осени и зимы. Поэтому, характеристики отмеченных нами структур мы не можем считать безусловно влияющими на архитектуру. Совокупность всех свойств, лежащих в регулируемой плоскости взаимодействия архитектурных форм и пейзажа, может быть представлена «деревом» свойств. Однако совокупность свойств пейзажа является лишь частью всей системы визуальных характеристик ландшафта, выявленных в результате научного подхода.
|