Студопедия — Связи архитектурных форм с визуальными характеристиками природного ландшафта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Связи архитектурных форм с визуальными характеристиками природного ландшафта






 

Выявив «грани» ландшафта, входящие в соприкосновение с архитектурной формой, можно перейти к рассмотрению связей и тех за­дач, решение которых обусловливает их достижение» Метод решения таких задач – согласование тех или иных сторон архитектурной фор­мы с выявленными «гранями» ландшафта.

Наряду с этим, темой исследования станут связи архитектурных форм с художественно-обобщенными качествами ландшафта» Основой подобных связей, как мы уже отмечали, служит эстетическое воз­действие образных свойств ландшафта как на процесс, так и на ко­нечные результаты архитектурного проектирования.

 

6.2.1 Связи архитектурных форм с объемно-пространственной структурой визуальных пространственных единиц ландшафта типа «ёмкостей»

Общие задачи, решение которых обусловливает установление необходимых связей.

Типические особенности всех ВПЕЛ типа «ёмкостей», сформули­рованные в первом разделе, определяют и сущность тех задач, раз­решение которых определяет установление необходимых связей.

Одна из задач – сохранение природных «емкостей» как таковых» Можно заметить, что существуют определенные пределы насыщения пространства. Они устанавливаются таким критическим количеством архитектурных объемов, увеличение которого приводит к существен­ному изменению размеров и конфигурации пространства» Как прави­ло, при нахождении размеров рекреационных объектов и комплексов этот фактор не учитывается.

Их величина в настоящее время определяется лишь двумя крите­риями:

– их функциональной и экономической эффективностью;

– порогами допустимого нарушения эколого-биологических усло­вий участка.

Безусловно, эти критерии существенны, но они не способны до конца установить необходимые размеры сооружений.

Взгляд на ВПЕЛ, как определенную «емкость» помогает обозна­чить и еще одно явление, влияющее на проблему зрительного объеди­нения соседних единиц ландшафта» Это явление обусловливается «вы­ходом» зданий за пределы невидимого потолка емкости. Такой выход не должен быть случайным. Его возможные последствия необходимо тщательно проверить. Отметим некоторые из них:

– при застройке границ можно встретиться с двумя взаимосвязанными явлениями: развитием емкости пространственной единицы и визуальным объединением ее с соседними, вследствие расширения пространства в зрительном поле застройки.

– при застройке самой емкости визуальной пространственной единицы могут возникнуть также два явления: дробление ячейки вследствие установления новых совокупностей граней и в то же время визуальное их объединение с соседними.

Со всей определенностью можно сказать о том, что объединять разные и своеобразные по своему характеру ячейки нецелесообраз­но, так как это может нанести ущерб эстетической системе природного ландшафта, которая должна обладать разнообразием.

Можно отметить также, что проблему выхода за пределы «емкости» той или иной визуальной пространственной единицы ландшаф­та особенно важно решать на стадиях планировочного проектирова­ния (рис. 7).

Другая задача - сохранение масштаба визуальной пространствен­ной единицы ландшафта. Архитектура, включенная в любую ВПЕЛ ти­па емкостей, не должна деформировать существующих в ней соотно­шений объемов и пространств. Эта проблема может быть решена установлением соразмерности построек как с высотой природных барьеров, так и с отношениями этой высоты с пространственной ши­риной ландшафтной ячейки (рис. 7).

В то же время на соотношение высоты зданий к высоте зритель­ных барьеров должны быть наложены ограничения. Размеры зданий по вертикали могут увеличиваться лишь до определенных пределов. Архитектура должна быть сомасштабна человеку.

 

Такие ограничения особенно существенны для зданий, соотносящихся с крупными форма­ми рельефа, В тех случаях, когда рельеф по своим размерам не зна­чителен, сооружения не должны искажать его истинный природный масштаб.

Особо важное значение приобретает установление правильных вер­тикальных пропорций между зданиями и зелеными насаждениями. В общем виде можно выделить следующие типы таких соотношений. Малоэтажная застройка не нарушает масштаб лесных массивов.

В то же время она не изменяет их силуэт.

Здания средней этажности (4-5 этажей) также не влияют на мас­штаб зеленых форм, но могут наряду с ними участвовать в формиро­вании общего силуэта.

Высокие здания (9 этажей и больше) могут деформировать раз­мерность зеленой скульптуры, С дальних видовых точек высотные объемы и размещенные около них зеленые массивы воспринимаются как не гармонирующие друг с другом. Зелень выступает в качестве «бахромы» у подножий зданий. Как показывает опыт, «выход» зданий из зеленой среды способен резко изменить ее размерную и объемно­-пространственную характеристику (рис. 7).


Б. Здания, согласованные по высоте с размерами значительных форм рельефа, не масштабных человеку. Б1. Соотношение высоты зданий с высотой зеленых насаждений: б. малоэтажная застройка не нарушает масштаба зеленых форм; б1. здание средней этажности также не влияет на масштаб зеленых форм; б2. высотные здания деформируют размеры зеленых насаждений. Условные обозначения см. на схеме 6.
A. Чрезмерное заполнение ВПЕЛ
А1. Приемлемое заполнение ВПЕЛ, сохраняющее природную «емкость» как таковую
Связи архитектурных форм с размерами, высотой «невидимого потока» и масштабом визуальных пространственных единиц ландшафта

 

 

Рис. 7. Связи архитектурных форм с размерами, высотой «невидимого потолка» и масштабом визуальных пространственных единиц ландшафта


В качестве полезной модели для оценки значения согласованности вертикальных размеров зданий и насаждений можно использовать за­стройку некоторых городов-садов. Тем более, что по степени наполненности своих пространственных ячеек архитектурой их ландшафт близок к культурному ландшафту рекреационных зон.


Хорошо известно, что Тапиола — город-спутник Хельсинки явля­ется одним из удачных примеров композиционной согласованности зданий ж ландшафта. И главный аспект этой согласованности – пра­вильно установленные соотношении с зелеными насаждениями. Боль­шинство зданий здесь ниже деревьев. Поэтому силуэт города фор­мируется лесами. Вот почему с полным основанием говорят, что здесь доминирует природа.

Лишь особо значимые в функциональном отношении участки в Тапиоле отмечены высотными зданиями, которые композиционно хоро­шо увязаны с линиями и структурой ландшафта.

В 1970-е годы уникальный ландшафт Тапиолы и примыкающего к нему студенческого города Отаниеми был резко нарушен строитель­ством одиночного 18-этажного здания акционерного общества Несте.

В самом деле, его высотный 16—этажный объем с основными контор­скими помещениями точно так же, как и 2-этажная часть, заключающая вспомогательные помещения характерны жесткими, упрощенны­ми формами. Последние явились лишь следствием, так называемого стримлинг-эффекта – максимального эффекта с минимальными затра­тами. Поэтому естественно полное отсутствие какой-либо компози­ционной связи со структурой окружающего ландшафта. Ставший толь­ко благодаря своей высоте важным объектом зрительного внимания, этот строго утилитарный объем умаляет природные достоинства мес­та. Финская общественность протестовала против строительства это­го здания, однако частная собственность на землю позволила реали­зовать его.

Высотность зданий, сооружаемых в природной среде –проблема не только эстетическая. Рационализация технологии призывает к стандартизации или сходству частей, и эти части, быстро срастаясь, становятся чем-то, что грандиозно в масштабе. Между требования­ми техники, технологии и экономики, укрупняющими размеры строе­ний, и необходимостью сохранения эстетических качеств ландшафта существуют определенные противоречия. Но в тех случаях, когда речь идет о застройке рекреационных зон или сельских населенных мест, сохранение природной среды и ее эстетических достоинств мо­жет компенсировать некоторое удорожание строительства.

Проблема высотности комплексная и противоречивая. Способ ее решения не может быть найден полным исключением одного из тре­бований. В каждом отдельном случае необходимо находить приемле­мый компромисс.

Выход зданий за пределы зеленой среды каждый раз необходимо оценивать с точки зрения того воздействия, которое может оказать здание на окружение. Высотный объем иногда может быть знаком, ориентиром, и в этой своей функции он должен хорошо соответство­вать структуре ландшафта,

«Реакция» зданий на соотношение Н: Д пространственных ячеек (Н - высота зрительных барьеров, Д — дистанция максимального уда­ления от барьеров) представляется наиболее сложной.


Пространства, производящие впечатление замкнутых по вертика­ли, камерных, уютных, требуют охраны этих ощущений. Здесь зда­ния должны подчиняться существующим отношениям Н: Д. А это зна­чит, что при изменении Д в результате сокращения размеров прост­ранства, должна сократиться и максимально возможная высота тех зданий. которые выполняют функции архитектурных барьеров.

Пространства, теряющие ощущение замкнутости по вертикали и трехмерности, не могут служить основой для установления высоты зданий. Высотные размеры последних определяются нередко в та­ких случаях необходимостью создания среды масштабной человеку. Понимание масштабной согласованности или «соразмерности» окружающей среды человеку в значительной мере расширено работами Л, Кирилловой, Ее предложения опираются на закономерности восприятия формы, связанные с биопсихическими свойствами человека.

По Л. Кирилловой: «Зрительные и кинестетическое восприятие чело­века - объективный «ограничитель» и регулятор размеров, формы и характера создаваемой архитектурно-пространственной среды» [4]. Она использует эти закономерности в оценке урбанизированной прост­ранственной среды города, которая представляет комбинацию прост­ранственных ячеек, различных структурных уровней (площадь, улица, микрорайон, жилой двор), обладающих выраженным интерьерным ха­рактером. По ее мнению такая среда обладает несколькими масшта­бами, наложенными друг на друга, и их согласованность может быть основана на шкале масштабных отношений.

Если пространство теряет границы, обозначающие его ширину и соразмерность с человеком, огромное значение приобретает включе­ние в его структуру деревьев. Их высота становится лимитом «не­видимого потолка», который делает пространство сомасштабным че­ловеку,

Сомасштабность пространственной среды человеку — одно из важ­нейших качеств, определяющих ее комфортность. Однако на соразмер­ность среды с человеком оказывает воздействие не только психофи­зиологическое, но и эстетическое ее восприятие, соответствующее идеалам красоты и изменяющееся вместе с изменением социально-исторических условий.

Эволюция сомасштабности пространства человеку в полной мере подтверждается опытом садово-паркового искусства.

Японские сады обычно выполнены в масштабе меньшем, чем нор­мальные жизненные масштабы, и этот эффект вносит комфортабель­ность в человеческое чувство своего собственного значения.

Создатели европейских садов, напротив, стремились получить пространство, которое должно было казаться больше, чем оно есть на самом деле. Для этого, в частности, использовалась фальшивая перспектива. Трюки представляют сомнительные ценности.

Наконец, третья задача — сохранение пространственной целостнос­ти, конфигурации и зрительных фокусов визуальной пространственной единицы ландшафта или их группы (рис.8).

 

Сохранение пространственной целостности обусловливается сохра­нением сетки существующих зрительных связей. Она может лишь частично нарушаться объемными формами.

Конфигурация пространства визуальных пространственных емкостей, как известно, определяется рисунком зрительных барьеров. Они требуют особенно бережного к себе отношения. Сохранить и развить пространство можно путем дополнения барьеров, повторения их кон­фигурации, создания их архитектурной оправы.


 

Связи архитектурных форм с пространственной целостностью, зрительными фокусами и конфигурацией зрительных барьеров визуальных пространственных единиц ландшафта: В. Деформация визуальных связей между точками внутри пространственной ячейки и нарушение зрительного фокуса. В1. Согласованность с визуальными связями между системой точек и зрительными фокусами. Г. Деформация конфигурации зрительных барьеров – изменение рисунка пространства. Г1. Согласованность конфигурации архитектурной формы с начертанием зрительных барьеров. Условные обозначения см. на схеме 6.

 

Рис. 8. Схема связей архитектурных форм с пространственной целостностью, зрительными фокусами и конфигурацией зрительных барьеров визуальных пространственных единиц ландшафта


При введении зданий в пространственную среду ландшафта важно учитывать наличие в ней фокусных точек. Как мы уже отмечали, это могут быть некоторые точки в пространстве или объемные фор­мы, обладающие особым интересом, связанным, как с их действи­тельными, так и ассоциативными качествами. Если такая фокусная точка, представленная пространством, группой деревьев, камней или озером, может стать композиционным акцентом – то его окружение, как природное, так и архитектурное, должно проектироваться таким образом, чтобы вести взгляд в требуемых направлениях. В таких случаях по Б. Кольвин: «Окружение проектируется для того, чтобы вести глаз к такому акценту от избранных точек зрения, и чтобы привлечь внимание в том, что обладает потенциальным удовольствием [28].

Вместе с тем при отсутствии сильных природных фокусов ключе­вым объектом может стать здание. В самом деле, здание, подходы и подъезды к нему представляют совокупность точек для наблюде­ния и восприятия окружения. Постройку можно располагать так, что система сопровождающих его видовых точек откроет человеку наи­более ценные свойства места. Другими словами, внедряясь в ланд­шафт, архитектор предопределяет способ его восприятия человеком.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 829. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия