Взаимосвязь воспитания и обучения
Развитие ребенка, его обучение и воспитание протекают в единстве, во взаимосвязи. С.Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Ребенок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество» (1946, с.128). Новые знания и способы деятельности могут способствовать развитию нравственных чувств, волевых качеств. В свою очередь, мировоззрение человека, система его отношений к окружающему миру дают толчок для приобретения новых знаний и умений. Эти два процесса – обучение и воспитание - находятся в тесном единстве, хотя многие исследователи отдают первенство воспитанию. Так литовский ученый Р. Тидикис в статье «Об уровнях воспитания» отмечает, что «на практике чаще всего не образование определяет нравственность, а, наоборот, нравственность определяет потребность человека в образовании». Нравственный человек никогда не будет ниже своей среды по культурному уровню (цит. по Соловейчик С.Л.). Рассматривая процесс воспитания во взаимосвязи с развитием личности ребенка, с психологической точки зрения можно сказать, что формирование у ребенка мотивов поведения, с одной стороны, а с другой – доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения и является сущностью воспитания. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязи основных элементов: 1) цели и содержание; 2) методы и средства; 3) достигнутые результаты.
Структура воспитательного процесса Цели и содержание воспитания Цели воспитания всегда отвечают состоянию и перспективам развития общества, его определенной экономической и социальной структуре. В прежние времена критерии, цели воспитания предлагала религия. Так как религии в качестве институтов морали не могли своевременно учитывать требования, нужды и потребности человека в его социальном окружении, их функции стало выполнять эмансипированное общество, которое и взяло на себя роль носителя социальных норм. В научном плане «намечать и указывать цели воспитания – дело общей педагогики и социальной этики», «…цели воспитания всегда были конкретными и жизненными… Говорить об отвлеченных идеалах воспитания как о развитии цельной и гармоничной личности или культурного и цивилизованного человека с точки зрения научной бессмысленно, ибо это ничего не означает для выбора тех связей, которыми мы должны пользоваться в воспитательном процессе. «педагогика должна обсуждать цели и задачи воспитания, которым педагогическая психология только диктует средства осуществления», «…педагогическая психология может быть одинаково направлена на любую систему воспитания. Она может указывать, как следует воспитывать раба и свободного человека… Химия и физика служат в одинаковой степени как войне, так и культуре. Поэтому каждая педагогическая система должна иметь свою систему педагогической психологии» - отмечал Л.С. Выготский (1991, с.83, с.89,с. 45-46). Все эти слова Л.С. Выготского необычайно актуальны в настоящее время. В связи с усилением расслоения общества возникают различные социальные запросы, а, следовательно, учебные заведения с определенной заданностью в развитии личности молодого человека. «Всегда существует известное взаимодействие влияний и связь между большой и малой социальной средой, и вся сложность психологической проблемы воспитания заключается не в чем ином, как в установлении истинных границ этой независимости. Достаточно вспомнить ту образовательную систему царской русской школы, которая создавала лицеи и институты для дворянства, реальные училища для городской буржуазии, приюты и ремесленные училища для бедноты»(с. 91). В.А. Петровский и его коллеги обозначили цель воспитания таким понятием как «устремление», то есть то, какие личностные качества стоит развивать у ребенка. Ответов в теории несколько. Один из них – развивать способности (Л.А. Венгер) или шире: создавать фон «могу». Второй – приобщать ребенка к кругу общечеловеческих ценностей (создавать фон «хочу»). Говоря словами Д.Б. Эльконина, «могу» означает развитие интеллектуально-познавательной сферы (операционно-технических возможностей), а «хочу» – это развитие мотивационно - потребностной сферы ребенка. Если представить, что «хочу» и «могу» выступают совместно, то это и будет искомая форма активности личности, которую надо воспитать в ней. Именно в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику процесс воспитания обнаруживает свою специфику. По направлению выделяют умственное (развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя); нравственное (этические требования общества, основные постулаты которых были представлены в Библии и Коране); трудовое (развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности); физическое (тренировка двигательных навыков, закаливание организма) и эстетическое (развитие эстетического отношения к действительности) воспитание. Рис. 13. Направления воспитания Все эти направления воспитания взаимосвязаны, взаимозависимы. В настоящее время, как отмечают современные авторы, формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое (А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум, 2000; Б.Ц. Бадмаев, 2000). Таким образом, учителю, родителю, воспитателю важно намечать конкретные цели воспитания ребенка, учитывая его индивидуальные особенности (свойства нервной системы, интересы, мотивы, способности и т.д.) и условия развития.
|