Студопедия — И английских социалистов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И английских социалистов






 

Социализм (лат. Socialisme – общественный) как политическая идеология – это порождение многовековых чаяний народных масс об обществе социальной справедливости и равенства, солидарности, социальной защи­ты личности. Представления о таком обществе существовали уже в древнем мире: легенда о «Золотом веке» – общинно-ро­довых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности. Мотивы общечеловеческого равенства, брат­ства, самоуправляющихся общин, потребительского коммуниз­ма активно развивались ранним христианством и существенно были усилены в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы. В эпоху Нового времени социализм, освободившись от религиозной оболочки, основывал свои идеи на философии Просвещения, с позиций теории естественного права.

Но свою классическую форму социалистические идеи на­чали обретать вместе с утверждением капитализма, по мере того как становилось ясно, что буржуазный строй не освободил людей от эксплуатации, не устранил бесправия значительной части населения, резко ухудшил положение трудящихся, осо­бенно наемных рабочих.

Социалистические теории были многочисленны и разнооб­разны, но все они порицали развивающийся капитализм и рез­ко критиковали его пороки. Они указывали на царящую при капитализме анархию производства, связывали безработицу и кризисы с бесплановым ведением хозяйства, называли фальшивыми рассуждения о правах человека без обеспечения права на труд, вскрывали факты морального разложения имущих классов.

Среди приверженцев социализма наибольшую известность в первые десятилетия XIX в. приобрели имена французов Анри де Сен-Симона (1760-1825 гг.), Шарля Фурье (1772-1837 гг.) и англи­чанина Роберта Оуэна (1771-1858гг.). Их социализм называют утопическим. Но их идеи значительно отличались как по со­держанию, так и по форме от наивного, грубоуравнительного коммунизма предшественников – Т. Мора, Ж. Мелье, Т. Мабли и др. Если последние социалисты делали основной упор на проблемы распределения и потребления материальных благ, то Сен-Симон, Фурье и Оуэн главное внимание обращали на орга­низацию их производства.

Первоочередной задачей общественного преобразования они считали создание крупного общественного производства, базирующегося на свободном труде и плановой экономике. Вся теория Сен-Симона и сен-симонистов основана на идее разви­тия экономики, становления нового «промышленного обще­ства». Сен-Симон полагал, что именно «промышленный строй может доставить людям наибольшую сумму общей и личной свободы, обеспечивая обществу наибольшее спокойствие». С помощью крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы миновать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к высшим этапам развития.

Социалисты отвергали любое серьезное политическое, и в особенности всякое революционное, действие. Преобразование общества они не связывали с классовой борьбой и революци­ей. Сен-Симон, Фурье и Оуэн были уверены, что достаточно объяснить людям преимущества социализма, показать приме­ры жизни на новых принципах, – и люди станут жить по-ново­му. Но их представления о путях, способах строительства со­циалистического общества были неодинаковы.

Сен-Симон предполагал реформировать капиталистичес­кое общество «сверху» посредством устранения от власти не­производственных классов (военных, феодалов, наследственную знать) и передачи управления государством высокоталантли­вым лицам из числа «индустриалов», под которыми он разумел «наиболее видных промышленников». Что касается непосред­ственно народа, то ему, по Сен-Симону, незачем вмешиваться в дело реорганизации общества. Он рассчитывал освободить народ без участия народа, надеясь на сознательность и высо­кие нравственные качества состоятельных лиц. В социальном проекте Сен-Симона сохранялась частная собственность. Но­вый строй будет представлять собой централизованно управ­ляемую промышленную ассоциацию, развивающуюся на осно­ве общего плана, и потому превзойдет старый.

По его мнению, новое общество не будет нуждаться в по­литических институтах, поскольку господствовать будет прин­цип равенства, основанный на всеобщности труда нравствен­но, социально и политически созревшего народа, не нуждаю­щегося больше в опеке со стороны государства. Различие меж­ду трудящимися будет заключаться только в том, что одни ра­ботают руками, другие – головой. Будущее общество для Сен-Симона – это громадная мастерская, где государственно-пра­вовые институты прежде всего обслуживают нужды производ­ства. Поэтому в написанных им произведениях сравнительно мало уделено внимания политике, государству, праву.

Сен-Симон считал, что торжество новых принципов чело­веческого общежития вполне может обеспечить и королевская власть при наличии парламента и совета министров. Однако между властью короля и парламентом он предлагает ввести еще две структуры: совет ученых, который явится мозгом всей го­сударственной системы и который образуется из представите­лей академий наук и искусств, и совет промышленников, в ко­торый должны входить представители промышленного, тор­гового, банковского капитала.

Сен-Симон имел многочисленных последователей в стра­нах Европы. Под влиянием его идей складывались взгляды рос­сийских мыслителей А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

Фурье предлагал строить социалистическое общество «сни­зу», создавая в нем производственно-потребительские товари­щества (фаланги), которые объединяли бы на акционерной ос­нове, без обобществления всех средств производства, предста­вителей различных групп: собственников, промышленников, рабочих, земледельцев и т.д. По Фурье, главная цель нового строя состоит не в том, чтобы уничтожить собственность, а в том, чтобы всех превратить в собственников. Формы труда, организация хозяйства и управление им, равно как и обслужи­вание и воспитание членов фаланги должны быть такими, что-бы позволили каждому умножить общественное богатство до колоссальных размеров и на этой основе гармонизировать ин­тересы индивида и коллектива, постепенно стереть классовые антагонизмы.

Таким путем Фурье рассчитывал обеспечить полное разви­тие способностей каждого человека сделать труд не только ос­новным источником богатства, но и источником радости, на­слаждения. Естественно, что в таких социальных образовани­ях отпадает необходимость иметь власть в собственном смысле этого слова. Право, как инструмент принуждения, здесь также не нужно. Цель управления в фаланге, по Фурье, не в принуж­дении, а в поддержании гармонии, установлении мирового един­ства.

Идеи Фурье оказали сильное влияние на развитие социали­стических и кооперативных идей в ряде стран Европы, в США. В России их изучали петрашевцы, а затем Н.Г. Чернышевский и другие теоретики русского социализма.

Оуэн считал, что использованию промышленного потен­циала в интересах человека препятствует прежде всего частная собственность. Она – плод насилия и несправедливости, источ­ник извращений в человеческих отношениях. Поэтому разум­ная, справедливая общественно-политическая система должна основываться только на общественной собственности. Но, что­бы провести обобществление собственности, нужно, по Оуэну, осуществить революцию в сознании людей, убедить их в целе­сообразности такого мероприятия. Способы изменения созна­ния людей – это наука, просвещение, практические примеры энтузиастов-единомышленников.

Переход в светлое царство разума и справедливости, соглас­но Оуэну, помогут совершить отдельные индивиды и группы людей, обладающие капиталом и руководствующиеся доброй волей. Они создадут «поселки общности» (коммунистические ячейки) с коллективным трудом, общественной собственностью, равенством прав и обязанностей, отношениями взаимопомощи, заботой о больных и престарелых. Сам Оуэн и его последова­тели пытались организовать в 30-40-х годах XIX в. подобные коммуны и своим примером увлечь человечество. Эти попытки поглотили его немалое состояние, но все окончились неудачей.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия