Социологическая теория права. Формирование социологического направления в юриспруденции началось еще в конце XIX в., когда возникла потребность в целенаправленном изучении и использованииФормирование социологического направления в юриспруденции началось еще в конце XIX в., когда возникла потребность в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля, сдерживания или предупреждения общественных разногласий и конфликтов. К этому времени социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и её методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах. Основателем социологии права называют австрийского правоведа Евгения Эрлиха (1862-1922гг.). В его фундаментальной работе «Основы социологии права» (1913) обосновывается идея, что право генерируется самим обществом, которое следует изучать, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой. Исходные начала права, утверждает Эрлих, следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества и само государство. По мнению Эрлиха, не юридические положения, а внутренний порядок человеческих союзов первоначально определяет поведение людей – право первого порядка. Соответственно свои права они рассматривают как нечто вытекающее из взаимоотношений, а не из тех юридических положений, которые регулируют эти отношения. Кроме того, внутренний порядок общественных союзов представляет собой основу юридических установлений. Однако этого уровня правовых норм еще недостаточно. Поэтому наряду с ними в целях защиты правил поведения, сложившихся в обществе, так же, как и в различных государственных институтах, т.е. защиты правил первого порядка, а также регулирования спорных вопросов, существуют правовые положения, создаваемые решением судей или законодательством – право второго порядка. При этом истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, может быть, по Эрлиху, то, что становится «живой нормой». Под «живой нормой» он понимал право, фактически уже действующее в обществе, возникающее спонтанно в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного. Социология права, непосредственно изучая реальную жизнь и действуя методом индукции (от единичных фактов к общим положениям), в качестве предмета наблюдения также должна исследовать именно живое право, право в действии. Эрлих – не только автор концепции «живого права», но и основоположник теории «свободного судейского нахождения права», которая была им разработана в связи с проблемой преодоления пробелов в праве. Он считал, что законодатель не способен устранить пробелы в праве потому, что создаваемые нормы носят общий характер. Кроме того, авторитетность государственной правовой сферы подавляет, по его мнению, всякую творческую мысль и не способствует справедливости решений. Правовые положения, по Эрлиху, содержат лишь видимую норму для решения, фактически же это только указание судье самостоятельно найти соответствующую норму. Поэтому заполнение пробелов в праве путем свободного судейского нахождения более эффективно, так как судейское толкование закона в большей мере основано на результатах социологического изучения «живого права» и интуитивном чувстве справедливости, чем на логической интерпретации текстов нормы. Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Здесь это направление начал разрабатывать еще в первой четверти XX в. Роско Паунд (1870-1964гг.). Мировоззренческую основу его учения составляет принцип прагматизма, определяющий значимость знания, любых теоретических построений практическими последствиями или пользой. Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов уделять внимание исследованию действительной эффективности правовых норм и институтов, обращаться к анализу «права в действии», а не ограничиваться изучением «права в книгах», т.е. права в законе, в нормативных актах. «Мы хотим изучать правопорядок вместо того, чтобы вести споры о природе права», – разъяснял свою позицию Паунд. В его понимании, право – это «высоко специализированная форма социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса». В трактовке права как формы социального контроля наиболее ярко проявилась социологическая направленность концепции Паунда, ориентирующая юриспруденцию изучать право в контексте социальных отношений, учитывать взаимодействие правовых норм с другими регуляторами общественной жизни: религией, моралью, домашним воспитанием и др. При этом Паунд выступал за необходимость планирования, за расширение контроля, осуществляемого с помощью права. Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов, по его мнению, возрастает вместе с развитием государства. Все остальные виды социального контроля также должны действовать под надзором и в соответствии с требованиями права. В идее социального управления посредством права последнему отводилась инструментальная роль, аналогичная роли инженерной науки при решении технических задач. Поэтому своим теоретическим построениям, в том числе и трактовке права, Паунд придает прежде всего инструменталистский характер. Приведенная выше формулировка понятия права, как не трудно заметить, раскрывает не сущность права, а совокупность его значений – его цель. Категории сущности он противопоставлял понятие цели. Функции, роль права Паунд видел в сглаживании и примирении противоречащих друг другу интересов, в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд подчеркивал, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними, гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований. Паунд предпринял попытку составить весьма пространную таблицу этих интересов и сформулировал ценности и юридические постулаты современной цивилизации, которые должны, по его мнению, направлять формирование и применение права, способствовать компромиссному разрешению противоречий в обществе, обеспечивать «защиту интересов» с помощью права. Среди юридических постулатов, которым в одинаковой мере должны следовать и те, кто создает право, и те, кто его применяет, Паунд выделил следующее: в цивилизованном обществе любой человек должен быть уверен в том, что: 1) он не станет объектом нападения; 2) блага, созданные его трудом и приобретенные в соответствии с правилами, существующими в данном обществе, будут находиться в его распоряжении, и он может использовать их по своему усмотрению; 3) окружающие его люди будут вести себя так, что: а) их действия будут соответствовать тому, что разумно ожидать, исходя из обещаний и поведения; б) в своих поступках они будут руководствоваться представлениями, диктуемыми общественной моралью; в) возмещать причиненный ими ущерб, который в данных условиях не может быть признан разумным и неизбежным; 4) каждый будет проявлять должную осмотрительность при осуществлении своих действий, с тем чтобы не подвергнуть других лиц неразумно высокому риску причинения вреда; 5) ущерб, причиненный в результате совершения действий, представляющих опасность, будет возмещен. Ценность и постулаты изображены Паундом как идеальные и вечные начала, но при этом он допускал, что в современном индустриальном обществе возможны и новые тенденции и связанные с ними постулаты. Эту идеализированную схему ценностей и интересов общества позднее назовут «состоянием всеобщего благоденствия».
|