Характеристики представлений
1.А. Пространственные (снимается ограничение анализаторов): - панорамность (иссл. Ф. Н. Шемякина) - пространственный массив П. > по размерам объема перцептивного поля, а П. об объекте может охватывать те компоненты и стороны, которые при непосредственном восприятии находятся за пределами поля зрения; - взаимообособление фигуры и фона - в П. фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры («пустое пространство»); - смещение формы к более обобщенной, преобразование геометрической формы в топологическую схему - выражаетсÿ в схематизации образа (описано Б. Ф. Ломовым), поэтапность и многоуровневость процесса (М. В. Лещинский). В П. сначала разрушается величина, потом форма; - выпадение абсолютных величин - нарушения в воспроизведении абсолютных размеров (пример: в зависимости от П. о человеке увеличивается или уменьшается его рост), несохранение числа однородных элементов (колонн в П. Казанского собора). Б. Временные: - сдвиги в отображении длительности - зависит от эмоциональной окраски, фона, заполненности промежутка времени. Обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполнения временного отрезка: ”чем более заполнен отрезок времени, тем более длительным он представляется”); - большая прочность в отображении последовательности - при большом объеме информации могут возникать сбои; - симультанность. В. Энергетические: сдвиги в воспроизведении модальности, т. е. смещение к основному анализатору. Г. Информационные: сдвиги в воспроизведении интенсивности (чем дольше хранится образ, тем он бледнее). 2. производные характеристики - существуют только на данном уровне отражения: - фрагментарность - при попытке установить все стороны и черты предмета оказывается, что некоторые части вообще не представлены; - неустойчивость - текучесть компонентов П.; - обобщенность - для П. специфичен. Если первичный образ всегда единичен, то вторичный - может быть не только единичным, но и общим. П. ” может быть обобщенным образом не только единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов”,- С. Л. Рубинштейн; - контролируемость - способность произвольно вызывать, удерживать и стирать образ. Виды Представлений: соответствуют модальностям анализаторов. Первоначально выделялось 3 главные формы: зрительная, слуховая и осязательно-двигательная. Но существуют также вкусовые и обонятельные представления. Интенсивность П. зависит не только от функционирования анализатора, но и от состояния организма (голод/сытость). Зрительные хроматические П. исследовал Карпенко: ”Изменение цвета в П. по сравнению с изменением цвета в восприятии имеет явно выраженную тенденцию сблизить непосредственно воспринимаемый цвет с основными цветами спектра. Цвета в П. изменяются в зависимости от цветочувствительности лица к тем или иным цветам”. Представление (П.) - образ предметов, основанный на основе его припоминания или продуктивного воображения. Исследование П. связано с большими трудностями, которые вызваны отсутствием непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание П. Кроме того, из-за отсутствия непосредственного воздействия объекта П. является трудно поддающейся фиксированию структурой. Далее только предположения! По-видимому, все методы исследования П. должны быть основаны на самоанализе. Исследование П. как пересечение методов исследования памяти, мышления и воображения: 1.Интроспекция. 2.анкетирование 3.опросный метод 4.интервью 5.эксперимент 6.возможно, методики связанные с воображением, например, использование пиктограмм для выяснения стимулов для вызова представлений из памяти. 18.Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы. Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
|