Культурно-историческая концепция. В 1927 г. Л. С Выготский вместе с группой сотрудников (А
В 1927 г. Л. С Выготский вместе с группой сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божо-вич и др.) стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории — теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами — знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием». «...Знак, — писал он, — находящийся вне организма, как и орудие, отдален от личности и служит, по существу, общественным органом или социальным средством». Эта теория противостояла биологизаторскому подходу к человеку, который был присущ в то время американскому бихевиоризму и другим теориям. Следует отметить, что на начальных стадиях создания своей культурно-исторической теории Л. С. Выготский полагал, что «элементарные функции» ребенка имеют «натуральный» природно-наследственный характер (они еще не опосредованы культурными средствами-знаками). Но позже, опираясь на более широкий фактический материал, он сделал следующий принципиальный вывод: «...Функции, обычно считавшиеся наиболее элементарными, подчиняются у ребенка совсем другим законам, чем на более ранних ступенях филогенетического развития, и характеризуются той же опосредованной психологической структурой... Детальный анализ структуры отдельных психических процессов... дает возможность убедиться в этом и показывает, что даже учение о структуре отдельных элементарных процессов детского поведения нуждается в коренном пересмотре». И суть дела в том, что с самых первых часов своей жизни ребенок вступает в отношение с ситуацией не непосредственно, но через другое лицо. Для культурно-исторической теории поведение человека кардинально отличается от поведения животных, ибо оно социально по своему генезису: оно внутренне связано с общением людей и неотрывно от исторически возникающих культурных средств его управления (речь, математические знаки и т. д.). Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека, любого психологического механизма его поведения (или деятельности): «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности». Согласно Л. С. Выготскому, два типа психического развития — биологическое и историческое (культурное), — представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношениями преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом величайшее и самое основное своеобразие психического развития ребенка. «Врастание нормального ребенка в цивилизацию, — писал ученый, — представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания». Идея созревания лежит в основе выделения в онтогенетическом развитии ребенка особых периодов повышенного реагирования — сензитивных периодов. Чрезвычайная пластичность, обучаемость — одна из важнейших особенностей человеческого мозга, отличающая его от мозга животных. К моменту рождения процесс формирования мозга у животных в основном заканчивается, у человека продолжается после рождения и зависит от условий развития ребенка. Положение Выготского, что высшие психические функции образуются в речевом обращении людей, отвергало представление классической психологии об изначально внутренней природе психической деятельности. Положение о том, что высшие психические функции «врастают извне внутрь», намечало новый путь их объективного изучения, что привело к созданию нового метода — экспериментально-генетического. Метод был применен Л. С. Выготским при исследовании генезиса произвольного внимания, развития понятий, в исследовании А. Н. Леонтьева «Развитие памяти» и др.
|